Пример использования нескольких родственных цветов

Цветные натяжные потолки

Использование натяжных потолков меняет облик помещения настолько, что рассматриваться в качестве самодостаточной процедуры не может. Это слишком сильный по степени воздействия элемент, он требует соответствия себе от всего интерьера. Непродуманная установка приводит к появлению стойкого ощущения незавершенности оформления комнаты. В то же время правильное отношение к подготовительному процессу, разработке проекта комнаты с учетом уже имеющейся мебели и элементов декора, помогает подчеркнуть выигрышные стороны дизайна и усилить общий эффект. Для этого годятся все варианты, рассмотрим их подробнее.

Цветные натяжные потолки

Варианты цветового решения

Прежде всего, надо решить, что является приоритетным — уже имеющийся интерьер помещения, который не надо менять, а следует лишь дополнить и подчеркнуть, или полное обновление облика комнаты, допускающее изменение всего содержания. В первом случае надо учитывать цвет и стиль мебели, стен и прочих деталей обстановки, во втором же все ограничения снимаются, полная свобода творчества.

Правильно подобранный цвет потолочного покрытия в интерьере способен создать необходимую атмосферу помещению

Выбор цвета натяжного потолка — вопрос сложный, требующий определенных познаний. Ошибки в этом случае ведут к нежелательным последствиям — появлению тревожных, раздражающих ощущений, отсутствию комфорта.

Если нет уверенности, лучше обойтись традиционным белым цветом полотна, он наиболее нейтрален и привычен.

Если не уверены в своем решении, то отдайте предпочтение полотну белого цвета

Производители предлагают широкий выбор расцветок пленочных или тканевых полотен. При необходимости можно легко подобрать нужный цвет в тон к мебели, стенам или просто понравившийся оттенок.

Производители натяжных потолков

Краткая схема классификации натяжных потолков

Из такого полотна делают тканевые натяжные потолки

Каталог цветов бесшовных тканевых натяжных потолков

На этом этапе нельзя действовать наспех, следует учитывать, что потолок постоянно находится в поле зрения, психологическое воздействие, оказываемое на человека, не прекращается. Это обстоятельство заставляет подходить к выбору еще и с позиций длительного контакта с данным цветом поверхности. С первого взгляда цвет полотна может вызывать восторг, но после часа-другого созерцания может раздражать и беспокоить.

Глянцевый потолок из ПВХ пленки

Популярные цвета пленочных натяжных потолков

Для создания двухцветных натяжных потолков из ПВХ используется специальное оборудование — ТВЧ станки

Воздействие цвета на психику

Обратимся к исследованиям психологов и выясним, какие цвета являются наиболее предпочтительными.

Таблица. Воздействие различных цветов на человеческую психику.

ЦветВоздействие на человека
Возбуждающее, активизирующее действие, ощущение тепла, тревожащее и мобилизующее.
Тонизирует, ускоряет пульс, активизирует пищеварение.
Считается наиболее оптимальным, не утомляющим, положительно действует на зрение и нервную деятельность.
Успокаивает, снимает кровяное давление, облегчает мигрени и невралгии, способствует повышению мускульной активности.
Успокаивает, расслабляет, снимет напряжение.
Угнетающее действие, тормозит физиологические процессы.
Объединяет действие синего и красного цветов, угнетающее действие.
Считается негативным, мрачным, тревожащим.
Нейтральный цвет, сочетается с любым другим, психологически воспринимается неоднозначно – от ощущения чистоты и свежести до чувства тревоги и неуютного ощущения.

Приведенные данные – результат медицинских исследований, достоверность которых сомнению не подвергается. Тем не менее, следует помнить, что эта информация усредненная, она говорит о типичных проявлениях, не учитывая индивидуальности восприятия. Некоторые утверждения кажутся достаточно спорными. Кроме того, каждый описываемый цвет рассматривается в чистом виде, в то время как в реальности существует огромное множество оттенков и сочетаний.

Натяжные многоцветные потолки

Представления разных людей могут быть диаметрально противоположными, например, отношение к черному цвету может быть как резко негативным, так и вполне положительным и даже предпочтительным. Осторожнее надо быть с цветами, работающими на физиологическом уровне – красным, фиолетовым, синим. В этих случаях имеет место воздействие через нервную систему на соматику, поэтому выбор таких расцветок надо тщательно продумывать.

Черный натяжной потолок: может быть как резко негативным, так и вполне положительным

Следует также помнить о разнице восприятия цвета у мужчин и женщин. В среднем, женский мозг воспринимает цвета на 30% богаче, чем мужской, что может вызвать значительную разницу в отношении к тому или иному варианту. Надо помнить о том, что в помещении бывают и другие люди, состояние и психологию которых тоже необходимо учитывать.

Яркое и необычное сочетание цветов и фактур в оформлении натяжного потолка

Сочетания цветов и варианты смягчения негативного воздействия

Нежелательный эффект от воздействия того или иного цвета, помимо индивидуальных особенностей психики каждого человека, в большой степени зависит от количественной составляющей. Одно дело – находиться в полностью черной комнате, и совсем другое, когда имеется небольшой участок, окрашенный в черное. Кроме того, сочетание двух или более цветов вызывает сильный, подчас неожиданный эффект, полностью нейтрализуя весь негатив. В таких случаях воздействие каждого цвета по отдельности прекращается, начинает работать эффект контрастного восприятия, который надо рассматривать отдельно.

Натяжные потолки «Звездное небо» — падение кометы на фоне мерцающей галактики

Если черный и белый сами по себе относительно нейтральны, в сочетании они могут иметь эффект, намного более сильный и способный как к положительному, так и к отрицательному воздействию. Если планируется использование нескольких цветов для потолка или рассматривается оформления потолка с мебелью, надо ориентироваться в сочетаниях цветов и эффекте от них.

Черно-белые натяжные потолки

На фото чёрно-белые натяжные потолки в интерьере

С научной точки зрения, все цвета делятся на:

  • основные (это красный, синий и желтый цвета, из них можно получить все остальные);
  • составные (это фиолетовый, оранжевый и зеленый, варианты объединения основных);
  • смешанные (остальные цвета, получаемые смешиванием основных и составных).

Таким образом, все цвета взаимодействуют между собой, образуя новые оттенки. Это свойство определяет гармоничное сочетание одного цвета с другим. Если расположить все оттенки спектра по кругу (красный, оранжевый, желтый и т. д.), то наиболее правильными сочетаниями будут пары диаметрально противоположных цветов. Например, желтый-фиолетовый, зеленый-красный и т. п.

Базовая схема сочетания всех цветов

Если планируется сочетание трех цветов, то наиболее удачными наборами считаются оттенки, выбранные по признаку равномерного удаления друг от друга.

Используется также вариант с применением нескольких родственных цветов, в этом случае работает не контраст, а общность палитры, подчеркивающая целостность интерьера.

Пример использования нескольких родственных цветов

К использованию нескольких оттенков надо подходить сдержанно, чтобы не добиться эффекта пестроты и ряби в глазах. Опытные оформители советуют останавливаться на этапе «все хорошо, но чего-то не хватает», поскольку именно в этих случаях любое дополнение внезапно все портит.

Яркий разноцветный натяжной потолок

Применение этих знаний на практике помогает принять решение, но относиться к ним как к догме, отступление от которой невозможно ни при каких условиях, не следует. Надо помнить, что каждый человек индивидуален, а все попытки высчитать его состояние часто слишком приблизительны или вовсе ошибочны. Поэтому наряду с данной информацией надо учитывать и собственные ощущения. Использование строго научного подхода в данном случае надо сочетать с эстетическими соображениями, руководствоваться в равной мере рассудком и чувствами.

Двухцветные натяжные потолки

В этой статье вы найдете все, что нужно знать про двухцветные натяжные потолки! Также рекомендуем ознакомиться со статьей о том, как выбрать материал для натяжных потолков.

Влияние материала полотна на восприятие

Цвет потолка в большой степени подчеркивается материалом полотна. Пленочные полотна чаще всего глянцевые, имеют однородную окраску. Если используется самый простой способ установки – покрытие всей площади потолка, — то возникает большое однородное цветовое пятно, которое сильно влияет на весь интерьер помещения. Постоянно находясь в поле зрения, такое полотно изменяет оттенки всех цветов стен, мебели и т. д., требуя гармоничного сочетания. Выбор полотна для такого решения должен диктоваться общим обликом комнаты, не допускающим излишнего выделения одних элементов в ущерб другим.

Глянцевые натяжные потолки

Глянцевый многоуровневый натяжной потолок

Кроме того, поверхность пленки отражает все находящееся в комнате, бликует. Это свойство надо учитывать, и использовать (если есть возможность). Темные полотна (черные, фиолетовые, синие) создают эффект углубления пространства, зрительного увеличения объема комнаты и высоты потолка.

Тканевые полотна чаще всего матовые, что диктует свои правила использования. В отличие от однородных пленочных, тканевые часто выпускаются с нанесенным рисунком, что совершенно меняет подход к их применению. Наличие орнамента или крупного изображения требует наиболее крупной площади полотна, что говорит в пользу отказа от разделения на зоны и установки с наибольшим покрытием поверхности. Наличие нескольких цветов позволяет выбирать наиболее подходящие к имеющемуся интерьеру, создавая максимально гармоничную и цельную обстановку. Если матовое полотно кажется несколько скучным, плоским, можно использовать аксессуары – точечные светильники, служащие не столько для освещения, сколько для придания поверхности некоторого объема и информативности.

Матовые натяжные потолки отличаются от глянцевых тем, что не отражают блики или свет и их поверхность имеет особую шероховатость

Матовые натяжные потолки

Деление площади потолка на зоны

Такой прием используется чаще всего для снижения «давления» одного цвета и компенсации его дополнительным. Вариантов разделения может быть много, от примитивного разреза пополам до сложных конфигураций с использованием кривых линий. Критерием деления служит количество и сочетаемость цветов, общая площадь помещения и желаемый эффект. Наиболее применяемым является условное деление площади пополам, при этом один оттенок, как основной, группируется в центре, а дополнительный, «разбавляющий», располагается по краям, создавая как бы контрастное обрамление.

Зонирование с помощью натяжных потолков

Зонирование прихожей потолками

При этом участки располагаются на разных уровнях глубины, что обусловлено техническими особенностями установки натяжных потолков. Обычно пленка (или ткань) располагается выше, ближе к потолочной плите, а дополнительный цвет наносится на конструкции из гипсокартона или иных листовых материалов, выполняющих роль несущих элементов.

Короб из гипсокартона вокруг натяжного потолка

Этот вопрос требует большой фантазии и воображения, поскольку возможностей очень много, а выбор лучшего варианта непростой. Можно просто скопировать понравившийся образец, найденный в сети, или создать эксклюзивный вариант оформления.

Короб как декоративный элемент в интерьере

Если планируется установка тканевого полотна с нанесенным изображением, то делить приходится на такие участки, чтобы рисунок не был скрыт или искажен.

Установка тканевого натяжного потолка с рисунком и светодиодной подсветкой по периметру

В этих случаях дополнительный элемент может повторять очертания изображения, образуя своеобразную рамку, или выполняться в строгих геометрических формах.

Использование светильников

Точечные светильники могут значительно оживить плоскость полотна, существенно смягчая давление темного пятна или внося разнообразие в светлое. В настоящее время доступны светильники нескольких цветов – желтые, голубые, белые – что позволяет комбинировать их разными способами, создавать орнамент, узоры.

Красивое освещение натяжного потолка в ванной

Синие светильники на натяжном потолке

Сильным элементом, украшающим потолочные конструкции, являются светодиодные ленты. Они могут устанавливаться как видимыми, так и скрытыми за краями конструкций, когда виден только отраженный свет. Получается полоса одного или нескольких оттенков, повторяющая очертания конструкции. Выглядит такой элемент очень эффектно и зрелищно.

Светодиодная лента на натяжном потолке

Потолок со светодиодной подсветкой

Монтаж точечных светильников

Элемент очень выразительный, эффективный. Монтаж светильников — дело несложное, но требует учета некоторых моментов, поэтому рассмотрим процесс детально.

Схема установки светильника в натяжном потолке

Шаг 1. Разрабатываем схему расположения светильников. Здесь рекомендуется изготовить эскиз, чтобы можно было наглядно представить себе задуманную схему.

Расположение светильников на натяжном потолке

Шаг 2. В нужных точках крепим консоли или подвесы для установки светильников.

Монтаж светильников для натяжных потолков

Разметив на потолке точки крепления и подведения проводки, точечный светильник установите в специальную платформу, которую следует подбирать в соответствии с диаметром светильника или приобрести универсальную, которую с легкостью можно подогнать под нужные размеры

Монтаж встраиваемых потолочных светильников осуществляется с помощью подвесов или монтажной ленты, длина которых должна быть отрегулирована в соответствии с уровнем будущего потолка

Платформы под точечные светильники

Шаг 3. Разводим провода, крепим их к потолку.

Важно! Эти операции обязательно надо проводить до установки полотна, потом будет поздно.

Шаг 4. После установки полотна в местах нахождения светильников наклеиваем пластиковые термоизолирующие кольца.

Термокольца для натяжных потолков

Наклейка пластиковых термоколец на натяжной потолок

Шаг 5. После полной кристаллизации клея внутри колец вырезаем отверстия, сквозь которые вытаскиваем провода и присоединяем их к светильнику.

Внутри термокольца вырезается отверстие

Шаг 6. Собираем светильник, закрепляя его на консоли или специальном подвесе.

Установка светильников на потолочную конструкцию повторяет описанную схему, но допускает монтаж без использования подвеса, так как материал конструкции жесткий и вполне может нести вес светильника.

Схема установки точечных светильников в натяжные потолки

Монтаж светодиодной ленты

С установкой светодиодной ленты ситуация несколько проще, так как ее можно устанавливать после установки полотна. Единственным условием, которым нельзя пренебрегать, станет предварительная прокладка проводов для подключения ленты. Конструкции под нее тоже отличаются от обычных, так как требуют наличия зазора между полотном и верхней плоскостью конструкции.

На сегодняшний день светодиодные ленты считаются самым выгодным и практичным способом для создания долговечного и эффективного освещения

Установка светодиодной ленты на потолок

Светодиодная лента устанавливается по краю сверху таким образом, чтобы видны были только световые пятна на потолку. Сама же лента должна быть скрыта от глаз. Пошаговую инструкцию по монтажу светодиодной ленты вы сможете найти в этой статье.

Светодиодный натяжной потолок

Глянцевый натяжной потолок со светодиодной подсветкой ( LED)

Цветовые гармонии родственных цветов

Теории о цвете. Теория гармонических сочетаний по системе В.Н. Козлова

Лекция 5. Теории гармонических цветовых сочетаний

Цветовой круг как замкнутый спектр.Первым систематизировал цвета И. Ньютон, когда, пропуская солнечный луч через трехгранную призму, наблюдал образование спектральной полоски, состоящей из гаммы различных цветов. Замкнув ее, он получил круг из 7 цветов. На стыке красного с фиолетовым получается восьмой – пурпурный цвет (неспектральный).

В основе теории о цвете В.Н. Козлова лежит цветовой круг из 24 цветовых секторов, 4 основных цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Между ними существуют промежуточные цвета, которые мы воспринимаем как результат смешения основных цветов спектра. (рис. 1)

Рис. 1. 24-х частный цветовой круг, предложенный В.Н. Козловым.

К родственным в цветовом круге относятся все промежуточные цвета, расположенные между двумя основными, включая только один из их образующих. Они подразделяются на четыре группы: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные, сине-зеленые. (рис. 2)

Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов, получается сравнительно сдержанная спокойная гамма, особенно когда нет активных светлотных противопоставлений.

Рассмотрим пример грамотного создания гармонии родственных цветов: допустим нужно сгармонировать три родственных цвета:

Количество желтого и оранжевого в каждом цвете различно и чтобы достичь гармонии указанных цветов, необходимо их уравновесить следующим образом:

1. разбелить чистый желтый, уменьшая в нем количество желтого;

2. оранжевый разбелить в меньшей степени, уменьшая количество желтого и красного одновременно;

3. оранжево-красный оставить неизменным.

Рис. 2. Расположение родственных групп цветов в цветовом круге В.Н. Козлова.

Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов.Это самый обширный вид цветовых сочетаний, дающих значительное количество оттенков. В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в двух смежных четвертях, это:

1. теплые: желто-красные и желто-зеленые;

2. холодные: сине-зеленые и сине-красные;

3. теплые: желто-зеленые и холодные: сине-зеленые (смешанная гармония);

4. теплые: желто-красные и холодные: сине-красные (смешанная гармония). (рис. 3)

Рис. 3. Расположение родственно-контрастных групп цветов в цветовом круге В.Н. Козлова.

Проанализируем суть гармонии родственно-контрастных цветов. Рассмотрим первую из них – желто-красную и желто-зеленую: с одной стороны, они несут признак родственности, поскольку имеется общий желтый цвет, одновременно в желто-красных цветах присутствует чистый красный, а в желто-зеленых – чистый зеленый, контрастный и дополнительный к красному, т.е. они несут признак контрастности (за счет желтого цвета роднятся, а благодаря наличию красного и зеленого контрастируют).

Не все сочетания родственно-контрастных цветов одинаково гармоничны, более гармоничны цвета, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд. Между такими парами существует двойная связь, они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов. Это желто-зеленый и оранжево-желтый, оранжево-красный и пурпурно-красный.

Рассмотрим сочетание желто-зеленого цвета из главного третьего круга и оранжевого из первого затемненного круга: оранжевый затемненный содержит меньше чистого желтого цвета по сравнению с желто-зеленым из главного круга. Чтобы создать гармоничное равновесие в сочетаемых цветах, нужно желто-зеленый разбелить, тогда уменьшится количество и желтого, и зеленого тона, одновременно. При этом светлотность цвета увеличится, если же это не желательно, то к высветленному необходимо добавить такое же количество черного.

Возможные варианты получения гармоний родственно-контрастных цветов, при которых два таких цвета можно обогатить добавлением ахроматического цвета или цветом теневого ряда:

1. два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов;

2. два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами из обоих теневых рядов;

3. один цвет – чистый, остальные – из теневых рядов родственно-контрастных цветов, при этом чистый окружается цветами теневого ряда данного цвета, а остальные берутся из теневого ряда другого круга и располагаются в некотором отдалении друг от друга;

4. все родственно-контрастные цвета или затемненные или разбеленные.

В случае, когда из множества оттенков гармонии родственно-контрастных цветов нужно взять лишь ограниченное количество, при их выборе можно пользоваться моделями геометрических фигур.

Создание цветовых гармоний родственно-контрастных цветов с помощью моделей геометрических фигур.Можно получать цветовые гармонии, вписывая в цветовой круг геометрические фигуры: различные треугольники и прямоугольники. Например, равносторонний треугольник, у которого одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру. В вершине, противостоящей этой стороне, находится цвет, взаимодополнительный тому главному, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов. В цветовом круге четыре таких равносторонних треугольника. (рис. 4)

Рис. 4. Гармонические сочетания спектральных цветов на основе равностороннего треугольника в цветовом круге В.Н. Козлова.

Можно вписать прямоугольный треугольник: его стороны, дающие прямой угол, параллельны диаметрам: вертикальному и горизонтальному. Тогда гипотенуза соединяет пару взаимодополнительных цветов, а цвет в прямом углу будет родственно-контрастным по отношению к этой паре. В круге также четыре таких треугольника. Например, гармония желто-зеленого, оранжево-желтого и сине-фиолетового. В ней гипотенуза соединяет пару контрастных цветов: желто-оранжевый и сине-фиолетовый, – а цвет желто-зеленый, находящийся в прямом углу треугольника, будет родственно-контрастным паре этих цветов. (рис. 5)

Рис. 5. Гармонические сочетания спектральных цветов на основе прямоугольного треугольника в цветовом круге В.Н. Козлова.

Можно вписать четырехугольник, стороны которого параллельны диаметрам круга. Это могут быть прямоугольник и квадрат. Стороны прямоугольников в этом случае связывают двумя родственно-контрастными цветами, а по диагонали располагаются взаимодополнительные цвета. рассмотрим гармонию желто-зеленого, сине-фиолетового, пурпурного и оранжевого цветов. В данной гармонии каждая из сторон прямоугольника связывает по четыре пары родственно-контрастных цветов. Это желто-зеленый и желто-оранжевый, желто-оранжевый и пурпурный, пурпурный и сине-фиолетовый, сине-фиолетовый и желто-зеленый. По диагоналям прямоугольника располагаются взаимодополнительные цвета: желто-оранжевый и сине-фиолетовый, желто-зеленый и пурпурный. (рис. 6)

Рис. 6. Гармонические сочетания спектральных цветов на основе прямоугольника в цветовом круге В.Н. Козлова.

Гармонические сочетания взаимодополнительных цветов.Для построения этого вида сочетаний необходимо, взяв исходный цвет, по цветовому кругу определить соответствующий ему взаимодополнительный. Третий цвет может быть определен из теневого ряда любого из этих цветов. Например, желтый и фиолетовый плюс третий цвет, может быть, затемненный желтый или фиолетовый.

|следующая лекция ==>
Одновременный световой контраст|Характеристика інноваційних процесів: сутність, види і вплив на виробництво

Дата добавления: 2013-12-14 ; Просмотров: 4087 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

2.3. Гармонические сочетания родственных цветов

К родственным цветам в цветовом круге, где основными цветами являются желтый, красный, синий и зеленый относятся все промежуточные цвета из одной четверти, включая один из главных, их образующих. Главные или основные цвета, расположенные рядом (ограничивающие четверть), не являются родственными. (Рис. 3)

В цветовом круге (системе цветовых кругов) имеются четыре группы родственных цветов: желто-красные, желто-зелёные, сине-красные и сине-зеленые.

Родственные сочетания цветов составляют сравнительно сдержанную уравновешенную спокойную колористическую гамму, если не содержат резких светлотных противопоставлений. Гармония родственных цветов основана на похожести цветовых тонов, на легком их противопоставлении (по цветовому тону). Введение в сочетание родственных цветов примесей белого или черного цвета способствует гармонизации цветовых тонов. Таким образом, гармонизация, уравновешенность сочетаемых цветов связана с изменением их насыщенности и светлотных отношений.

В искусстве произведения (композиции), выстроенные по принципу сочетания родственных цветов одинаковой (сильной) насыщенности, смотрятся броско, но характеризуются некоторой грубостью колорита в сравнении с затемненными или высветленными пастельными тонами родственных цветов. Следует заметить, что с гармониями родственных цветов наиболее совместим активный светлотный контраст. Так, если к двум из трех сочетаемых цветов равной насыщенности и светлоты добавить некоторое количество черного или белого цвета, то сочетание станет убедительнее, цвета начнут гармонично соединяться один с другим, подчеркивая и акцентируя внимание на третьем, самом насыщенном цвете.

2.4. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов

Сочетания родственно-контрастных цветов представляют самый обширный вид цветовых гармоний. В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Всего имеется четыре группы родственно-контрастных цветов: теплые желто-красные и желто-зеленые цвета, холодные сине-зеленые и сине-красные цвета, теплые желто-зеленые и холодные сине-зеленые цвета, теплые желто-красные и холодные сине-красные цвета.

С одной стороны, родственно-контрастные цвета (цветовые пары) несут в себе признак родственности, поскольку и в том, и в другом имеется некоторое количество общего основного цвета (к примеру, желто-зеленый и желто-красный), в тоже время им присущ и признак контрастности, так как в смеси, образующие цвета, входят контрастные цвета (в приведенном примере это зеленый и красный).

Далеко не все сочетания родственно-контрастных цветов в одинаковой степени гармоничны. Особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд (по В.Н. Козлову); объясняется это тем, что между такими парами родственно-контрастных цветов существует двойная связь: они состоят из одинакового количества объединяющего главного (основного) цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов. (Рис. 4; 6)

Следует заметить, что в практике художественного творчества сравнительно редко приходится сталкиваться с композициями (работами), которые содержат всего два цвета. Простейшее гармоническое сочетание двух родственно-контрастных цветов значительно обогащается при добавлении к ним одного ахроматического цвета. Аналогично приведенному другое решение, когда к сочетанию двух родственно-контрастных цветов добавляются цвета из теневых рядов этих цветов. В целом означенные гармонические сочетания подразделяются следующим образом:

два чистых родственно-контрастных цвета, которые дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов;

два чистых родственно-контрастных цвета, дополняемых цветами из обоих теневых рядов;

один чистый и остальные из теневых рядов родственно-контрастных цветов;

все родственно-контрастные цвета или затемненные, или разбеленные (гармония приобретает более сдержанный колорит).

Цветовые гармонии, образованные сочетаниями трех цветов, могут быть разделены на виды, в зависимости от использованного принципа гармонизации (принцип треугольника: прямоугольного, равнобедренного или равностороннего). Наиболее простым представляется вариант, когда к имеющейся паре родственно-контрастных цветов, образующих горизонтальную хорду (вертикальную хорду), добавляется третий, лежащий на вертикали (горизонтали); в результате образуется прямоугольный треугольник, катеты которого представляют собой пары родственно-контрастных цветов; а гипотенузу (диаметр) ограничивают цвета, связанные между собой контрастными отношениями. (Рис. 6)

Другим видом гармонических сочетаний трех цветов является способ, когда к паре родственно-контрастных цветов (горизонтальная или вертикальная хорда) добавляется в качестве третьего основной цвет, объединяющий первые два цвета (принцип равнобедренного треугольника). Логически продолжая разрабатывать принцип равнобедренного треугольника, получаем ещё одну разновидность гармонических триад, когда к родственно-контрастной паре цветов (горизонтали или вертикали) добавляется не объединяющий ближний основной цвет, а противостоящий ему дальний из другой половины цветового круга.

Цветовая гармония может образовываться сочетанием цветов, расположенных в вершинах вписанного в цветовой круг равностороннего треугольника; при этом одна из сторон должна быть горизонталью или вертикалью (в противостоящей означенной стороне вершине расположен основной цвет, контрастно-дополнительный главному (основному) цвету, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов). В цветовом круге имеется четыре таких равносторонних треугольника.

Поиски цветовых гармоний, состоящих из четырех родственно-контрастных цветов, основаны на уже ранее рассмотренных принципах. Так сочетания четырех родственно-контрастных цветов образуют на базе прямоугольника (квадрата), каждая из сторон которого связывает два родственно-контрастных цвета (принцип горизонтальных и вертикальных хорд); цвета, расположенные по диагонали прямоугольника или квадрата, являются контрастно-дополнительными. (Рис. 6)

Ещё один вид гармонических сочетаний четырех родственно-контрастных цветов предусматривает вариант, когда принцип равнобедренного треугольника доводится до логического завершения и к выбранной родственно-контрастной паре (горизонтальной или вертикальной хорде) добавляется и ближний основной цвет и дальний; в результате получается так называемый «искажённый» (неправильный) ромб, где одна пара цветов является родственно-контрастной, а другую составляют контрастные (дополнительные) основные цвета (красный и зеленый, желтый и синий).

Следует отметить, что все рассмотренные выше виды гармонических сочетаний «работают» как в затемненных, так и в высветленных цветовых кругах. Любые два, три или четыре родственно-контрастные цвета могут быть сочетаемы с цветами теневых рядов любого из этих родственно-контрастных цветов.

Как достичь гармонии в цвете? О закономерностях цветового круга.

Цветовая гармония — это созвучие цветов, их сочетаемость, красивое соотношение. Часто художники достигают гармонии в своих произведениях, опираясь на интуицию и внутреннее чувство цвета. Это чувство равивается в процессе постоянной работы. Однако, гармония в цвете основывается на определённых законах. Для того, чтобы понять эти закономерности нужно воспользоваться спектральным кругом или цветовым кругом.

Три основных цвета.

Цветовой круг представляет собой шкалу из оттенков цвета, расположенных по окружности. Эти цвета располагаются в определённой последовательности — также как и в радуге. Поэтому цветовой круг для художника — почти то же самое, что таблица Менделеева для химика. Среди всех цветов этого круга есть три, которые называются основными: жёлтый, красный и синий. Всё огромное множество других цветов образуется путём смешения этих трёх (это применимо для отражённого от предметов света цветовой модели CMYK; если же свет излучается как на мониторе, то это цветовая модель RGB и здесь смешение происходит по другим законам, между зелёным, красным и синим). Но на практике, не всегда получается достичь нужного звучания цвета т. к. пигменты красок имеют определённые ограничения. Например, если смешать красный (алый) и синий (лазурь), то получится грязно-лиловый цвет. Если красный (краплак) и синий (ультрамарин), то образуется уже чистый фиолетовый цвет. Но этого не всегда достаточно, поэтому ещё производят кобальт фиолетовый или краплак фиолетовый. Его цвет очень интенсивный и чистый. Таким образом, несмотря на то, что в теории можно получить все цвета всего из трёх основных, на практике художники пользуются большим количеством красок. Тем не менее, основные — это синий, красный и жёлтый. На цветовом круге их позиции образуют равносторонний треугольник. Эти цвета получить путём смешивания других невозможно.

Насыщенность и яркость цвета.

Любой цвет имеет ряд характеристик. Главными для художника можно назвать насыщенность и яркость. Это разные понятия. Яркость подразумевает насколько выбранный цвет освещён. Т. е. любой цвет может быть светлее или темнее при одинаковой насыщенности (приближаться к белому или чёрному). Под насыщенностью подразумевается сила цвета, так сказать, его «сочность». Она может быть разной при одинаковой яркости цвета (или освещённости). Чем меньше насыщенность цвета, тем больше он приближается к серым оттенкам. В приведённой таблице цветов это можно наглядно увидеть.

Гармония контрастных цветов.

В цветовом круге есть цвета, которые располагаются друг напротив друга. Это контрастные цвета. Они образуют самые контрастные сочетания. Например, если красный цвет расположить рядом с оранжевым, то он не сильно будет выделяться. Но если тот же красный цвет будет соседствовать с зелёным, то он будет словно «гореть». Т. е. зелёный и красный усиливают друг друга, создают контраст. Если приглядеться, то красный и зелёный расположены в цветовом круге именно друг напротив друга. Есть три пары контрастных цветов: красный-зелёный, жёлтый-фиолетовый, оранжевый-синий. Это противоположные цвета, образующие самые контрастные сочетания.

Гармония родственных цветов.

Цвета, расположенные в пределах одной четверти цветового круга и имеющие в себе один общий оттенок называются родственными. Их словно «роднит» общий цвет, содержащийся в них. Родственных цветов много. Например, красный, красно-оранжевый, оранжево- жёлтый. В них всех присутствует красный цвет. Это их объединяет. Поэтому они называются родственными. Существуют следующие четыре группы родственных цветов: жёлто-красные, красно-синие, сине-зелёные, зелёно-жёлтые.

Гармония родственно-контрастных цветов.

Родственно-контрастными называются контрастные цвета, содержащие в себе один общий цвет, который их объединяет. Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга. Существуют четыре группы родственно-контрастных цветов: жёлто-красные и красно-синие, красно-синие и сине-зелёные, сине-зелёные и зелёно-жёлтые, зелёно-жёлтые и жёлто-красные.

Хроматические и ахроматические цвета.

Хроматическими называются все цвета, кроме чёрного, белого и серых оттенков. Соответственно ахроматические цвета — это серые оттенки, белый и чёрный.

Тёплые и холодные цвета.

Тёплые цвета — это жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, бежевый и множество подобных им оттенков. Эти цвета ассоциируются с теплом огня. Холодные цвета: синий, голубой, фиолетовый, зелёный, а также большое количество производных от них цветов. Холодные цвета ассоциируются с холодом, свежестью, простором…

Пример использования нескольких родственных цветов

Войти

СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ или ЦВЕТОВЫЕ КОМБИНАЦИИ

Курс о ТЕОРИИ ЦВЕТА завершен, но я еще хочу к нему вернуться, что бы облегчить работу с Вашими новыми индивидуальными палитрами.

Как формировать сочетания цветов в ансамбле?
Началась весна, солнце и очень хочется ЦВЕТА!
Как не испортить ваш наряд, а подчеркнуть его гармонию при помощи цвета?
Вам поможет все тот же цветовой круг Итена:

Рассмотрим 10 типов цветовых сочетаний:

1. Ахроматический
2. Основные
3. Составные
4. Сложные
5. Контрастные
6. Дополнительные
7. Монохраматические
8. Родственные
9. Нейтральные
10. Родственно-контрастные

Ахроматические

Эти цвета вы в спектральном круге не найдете, эти цвета получаются путем смешивания хроматических/цветных тонов.
В природе не встречается чистых ахроматических цветов, всегда черный/серый цвет будет иметь какой-то цветной подтон.
При уменьшении яркости цветного оттенка цвет будет стремиться стать черным, так же и при увеличении яркости цвет будет стремиться стать белым цветом.

Основные

Как мы помним основные цвета цветового круга по Иттену: желтый, синий и красный.


При смешивании с их помощью можно создавать массу оттенков.

Составные

Составные цвета – это цвета полученные от смешивании основных: оранжевый (красный и желтый), зеленый (желтый и синий) и фиолетовый (красный и синий).

Сложные

Далее смешиваем уже составные цвета с основными в равной пропорции и получаем еще 6 сложных цветов.
На цветовом круге сложные оттенки находятся между составными цветами.

Если менять пропорция смешивания цветов осветлять/затемнять цвета, мы получим массу новых оттенков и объемную картинку цветового шара.
Три сложных цвета, пример:


Так же можно смешивать не только три основные цвета и на базе их составлять сложные и составные, но всегда ЧИСТЫЕ хроматические цвета, но так же можно добавлять в чистые цветные оттенки ахроматические цвета (черный/белый цвет) и получать цвета приглушенные или темные оттенки, пример:

Рассмотрим расположение цветов на ПОЛНОМ цветовом круге более детально:

Контрастные

Два цвета находящиеся на цветовом круге через ТРИ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ цвета называются контрастные. Их 6 пар, по количеству цветов в основном круге.
Это НЕ дополнительные цвета, а именно контрастные, пример:

Что бы сделать свой образ более кричащим, театральный даже цирковым можно использовать эти сочетания. Но будьте осторожны, не переусердствуйте, помните, что эти сочетания очень акцентирующее внимание!
При добавлении ахроматических цветов в контрастные сочетания, их яркость можно приручить и приспособить к будничной жизни.

Дополнительные

Цвета противоположные друг другу на цветовом круге называются дополнительными/комплиментарными. Смешивание двух дополнительных цветов дает нам чистый белый цвет!

Идеально чистые дополнительные цвета часто не украшают друг друга. Смягченные/разбеленные дополнительн ые цвета воспринимаются живее, пример:






Родственные

Любые три цвета, которые идут один за другим на цветовом круге называются родственными или гармоничными. Вариантов всего 12 троек, пример:

Нейтральные

Два цвета рядом расположенные на цветовом круге в пределах двух полос цветов, смешанные с ахроматическим цветом (белый/черным) или при добавлении родственных оттенков дадут нам нейтральные цвета, пример:


Родственно-контрастные

Цвета и их оттенки, расположенными на цветовом круге слева и справа от дополнительного цвета называются родственно-контрастные, пример:

авт. Копылова И.В.
(любое копирование текста без разрешения автора ЗАПРЕЩЕНО)

Правила работы с цветовым кругом

Цветовой круг – это очень сильный инструмент в умелых руках. Знание законов построения цветов позволит с лёгкостью манипулировать настроением цветовой палитры и создавать наиболее гармоничные композиции. Все правила строятся на основе первоначального вида цветового круга, поэтому к нему придётся возвращаться в процессе изучения темы.

Стоит отметить, что цветопередача мониторов далека от идеала, а при некоторых настройках различные оттенки могут сливаться и быть совершенно не различимы. По возможности нужно произвести калибровку монитора.

Независимо от настроек монитора можно изучить суть метода, но следует делать поправку на то, что на другом компьютере то, что вы ведите на своём будет выглядеть иначе.

Цветовые комбинации:

Ахроматические

Ахроматические цвета отсутствуют в спектре. В данной комбинации есть только белый, оттенки серого и чёрный цвет. В природе чистые ахроматические цвета практически не встречаются. В них всегда есть примеси других цветов.

В фотографии ахроматические цвета используются для передачи фактуры, объёма, матовости, блеска. Такие цвета используются в основном в интерьере и в портрете. При этом добавление одного цвета в монохромный сюжет создаст сильный акцент. Чаще всего используют красный цвет.

Основные цвета

Главными цветами являются красный, желтый, синий. Для получения любого цвета понадобятся только эти три цвета. Для передачи оттенков понадобятся ещё чёрный и жёлтый.

Составные

Следующие цвета получаются благодаря смешиванию основных цветов попарно. Из них получаются зеленый, фиолетовый и оранжевый. Это видно на цветовом круге. К примеру, зелёный получается из жёлтого и синего.

Сложные

Более сложные цвета получаются путём комбинирования составных цветов с расположенными рядом основными цветами. К примеру, оранжевый и жёлтый дадут жёлто-оранжевый. Можно получить шесть сложных цветов. Их видно на цветовом круге. Получить можно красно-оранжевый, желто-зеленый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый.

Благодаря затемнению или осветлению этих цветов можно получить всю цветовую палитру. Цветовой круг демонстрирует смешивание эталонных цветов в равной степени. Пользователь волен редактировать как яркость, так и степень смешивания цветов.

Типы взаимоотношения цветов открывают нам возможность практического применения цветового круга. Определённые комбинации цветов влияют на восприятие и передают определённое настроение. Цвета, расположенные рядом имеют другое восприятие, чем противоположно стоящие. Посмотрим на полный цветовой круг.

Контрастные

Контрастные цвета – это те, между которыми на цветовом круге располагается три промежуточных цвета. На цветовом круге всего шесть пар контрастных цветов.

Контрастные цвета создают очень жёсткий и навязчивый вид. Всю сцену на контрастах строить нежелательно. Они подойдут для создания небольших акцентов. Например, можно сделать общее освещение сцены в жёлтых тонах и вставить небольшие участки, акцентированные синим цветом. Это используется в интерьере, в одежде и при обработке снимков в Фотошопе.

Если контрастные цвета разбавить чёрным или белым, то можно активнее их использоваться в сцене. Бледные, кремовые контрастные цвета не будут сильно резать глаз, а значит их можно применять в большей степени.

Дополнительные

Дополнительными цветами называются те, которые находятся на цветовом круге друг напротив друга.

Пример дополнительных цветов:

Дополнительные цвета создают менее броский вид, чем контрастные, но они также очень навязчивы. Если дополнительные цвета разбавить, то можно получить очень приятную композицию.

Монохроматические

Монохроматические цвета являются комбинацией различной яркости и насыщенности одного цвета. Также иногда такие сочетания называют нюансными. Подобная комбинация цветов придаёт спокойствие и устойчивость композиции.

Родственные

Родственные цвета – это последовательность из трёх стоящих друг за другом цветов. Просто выбрав один цвет, добавляем к нему два соседних и получаем три родственных цвета. Подобная выборка может быть названа гармоничной. Цветовой круг предоставляет 12 комбинаций родственных цветов. Всегда все три цвета в комбинации будут смотреться хорошо. Восприятие будет зависеть только лишь от того, тёплые или холодные цвета выбраны.

Как и в предыдущих комбинациях эти цвета можно разбавлять монохроматическими цветами.

Нейтральные

Нейтральные цвета получаются путём использования двух, расположенных в пределах двух полос цветов при том, что один из них будет сглажен добавлением родственных или разбавлен белым или чёрным.

Пример нейтральных цветов:

Родственно-контрастные

Это цвета, которые располагаются на круге слева и справа от выбранного цвета, дополнительного ему на цветовом круге.

Читайте также:  Потолки из гипсокартона: прихожая
Ссылка на основную публикацию