Пример витража Тиффани

Техника витражей Тиффани, витраж Tiffani своими руками

Существуют разные методы создания неповторимых и оригинальных моделей витраже. Технология Тиффани отличается от подобных вариантов моделирования рисунка.

>Технология изготовления витражей Тиффани в теории проста и понятна:

  • делаются эскизы витража Тиффани – либо сразу в натуральную величину в двух экземплярах, либо удобного работнику размера с последующим перемасштабированием до габаритов витража. Перемасштабирование можно произвести при помощи современных типов копировальной техники;
  • из одного эскиза вырезаются (профессионалы используют специальные трёхлезвийные ножницы, среднее лезвие которых удаляет по контуру вырезаемого рисунка полоску бумаги шириной 1,27 мм) контуры тех фигур, которые впоследствии надо вырезать из стекла. Этот будут шаблоны витражей Тиффани;
  • Инструменты для изготовления витража в технике тиффани

шаблоны наклеиваются на стеклянные листы нужного цвета, после чего из стекла при помощи резца вырезаются по наклеенным шаблонам требуемые фигуры;

  • стеклянные фигуры обтачиваются до требуемой формы на шлифовальном станке;
  • обточенные фигурные пластинки стекла обёртываются по контуру самоклеящейся медной фольгой или тонкой медной лентой со слоем акрилового клея на внутренней поверхности (эта поверхность заклеена бумажной полосой, которую надо удалить перед использованием ленты). Специалисты часто называют такую ленту «фолия». При наклейке фолия тщательно разглаживается; перекосов не допускается;
  • Паяльник, фолия для витражей Тиффани

    второй эскиз с целым рисунком витража Тиффани накладывается на рабочий стол. Если требуется сделать не плоский витраж, а выпуклой, вогнутой, сегментарной формы, то поверхности стола придаётся соответствующая конфигурация. На ней, в соответствии с контуром рисунка, раскладываются обёрнутые фолией пластинки стекла;

  • заполненные фолией «швы» между отдельными частями рисунка обрабатываются флюсом;
  • после того, как витраж собран целиком, его элементы скрепляются пайкой;
  • готовый витраж обрамляется по периметру латунным П-образным профилем. Для приданию раме жёсткости, концы профильных реек спаиваются между собой. Опытные мастера при пайке швов витража оставляют по краям панно некоторое количество олова. Эти остатки олова используются для спайки профилей рамы с собственно витражом;
  • в завершение работы на швы витража при помощи губки наносится патина. Затем витраж моется с использованием чистящих средств для стекла (к примеру, «Мистер мускул»).
  • Витражи Тиффани своими руками

    Настольный шлифовальный станок Kristall

    Изготовление художественного витража Тиффани по силам любому человеку, обладающему достаточным терпением и навыками резки стекла, пайки, способностью подготовить эскиз будущего изделия.

    >Материалы для витража Тиффани – цветное стекло (желательно от американской фирмы Spectrum), фолия, припой (оловянный пруток), флюс, искусственная патина, моющие средства.

    Купить материалы для витражей Тиффани в Москве не представляет труда. Их продают как в магазинах, торгующих стеклянными изделиями, так и магазинах для творческих работников типа «Передвижник».

    Описательная статья «Витражи Тиффани» доступна на нашем сайте всем желающим ознакомиться с творческими подходами великого мастера
    Об истории витражей и о современных витражных технологиях читайте в статье о витражных окнах
    Об использовании витражей при остеклении входных групп зданий и частных коттеджей читайте здесь: http://oknanagoda.com/steklo/vchodbie-gruppi/entrance-rooms.html >Инструменты для изготовления витражей Тиффани – резец для стекла (роликовый стеклорез) и паяльник. Единственный специальный инструмент для витражей Тиффани – ножницы для вырезки шаблонов с третьим лезвием. Попробуйте купить их в одной из мастерских или студий, занимающихся профессионально созданием витражей в технике Тиффани.

    Эскиз витража Тиффани на сборочном столе

    >Оборудование для изготовления витражей Тиффани:

    настольный шлифовальный станок, желательно – типа Kristall, с набором сменных абразивных головок для шлифовки стекла к нему;

    рабочий стол (верстак) – горизонтальная поверхность, на которой можно разместить эскиз витража, и которой можно, при необходимости, придать пространственную конфигурацию будущего витража (выпуклость, сферическую форму и т.п.).

    Всё для витража Тиффани купить в одном месте навряд ли удастся. Но для любителей, желающих заняться этим искусством, в продаже имеются наборы для витражей Тиффани. Своеобразная игра «Собери паззл» для взрослых, в коробке которой вы найдёте не только весь необходимый инструмент для витражей Тиффани, но и уже вырезанные из стекла фигурные пластинки, и эскиз будущего витража.

    Набор для изготовления витража Тиффани по готовому эскизу

    >Купить набор для витража Тиффани можно как в магазинах при арт-студиях, так и через интернет. К примеру, мастерская «Стекло узором» реализует через Почту России наборы витражного мастера в двух комплектациях: со стеклом семи цветов – за 7520 руб., трех цветов – 5050 руб./комплект.

    Компания «Арт Гласс Хаус» сайт http://www.aghouse.ru предлагает наборы в четырёх вариантах;

    да и почти каждая студия или мастерская, делающая витражи, промышляет продажей подобных «конструкторов-паззлов» для взрослых.

    Мастер-класс по изготовлению витражей Тиффани

    Точно также большинство известных предприятий отрасли организуют обучение изготовлению витражей Тиффани. Один из примеров – однодневные мастер-классы по витражам Тиффани от студии «Арт-Ультра».

    Курсы витража Тиффани от мэтров этого искусства организует журнал «Ярмарка мастеров», нередко — бесплатные. Да и вообще, Сеть пестрит предложениями подобного рода – достаточно лишь обратиться к поисковику.

    Стиль и техника витражей Тиффани

    В завершение хотелось бы предупредить тех наших соотечественников, которые решили самостоятельно изучать витражное искусство, от смешения понятий «техника изготовления витражей Тиффани» и «витраж в стиле Тиффани».

    Статья «О плёнках на окна – витражных, самоклеящихся» рассказывает о набирающей популярность в настоящее время технологии создания витражей
    Еще одна распространенная в наше время технология – создание витражей пескоструйным методом
    Статью о классических витражах и о технологиях, сохраненных с глубокой древности, читайте здесь:

    Витраж в стиле Тиффани со всеми характерными особенностями

    Технология витражей Тиффани – это именно использование в качестве крепежного, структурообразующего элемента медной ленты-фолии. Но как выдающийся художник Луис Тиффани также является создателем собственного стиля в изобразительном искусстве.

    Для стиля Тиффани характерны флористические мотивы, тщательная прорисовка элементов, округлость форм, перегруженность яркими красками, стилизация под средневековые картины. Разумеется, часть своих витражей Тиффани создавал в собственном стиле, но не только: условия-то и в мире искусства диктует заказчик.

    С другой стороны, и витраж в стиле Тиффани вовсе не обязательно должен быть выполнен по технологии Тиффани.

    Витражи Тиффани

    (495) 991-28-10
    Без выходных, круглосуточно!

    (495) 991-28-10
    Без выходных, круглосуточно!

    Витражная техника Тиффани. Изготавливаем витражи Тиффани на собственном производстве.

    Использование витражей при оформлении помещений помогает придать им нарядный и праздничный вид. Особой элегантностью обладают витражи, выполненные в технике Тиффани. Создание такого рода изделий под силу только настоящему мастеру, но результаты кропотливой работы смотрятся изысканно и роскошно, благодаря умело подобранным цветам и компонентам.

    Секреты витражей Тиффани

    Впервые эту технику применил Луис Тиффани – американский ювелир и художник. Его витражи украшают храмы, а на коллекции других работ можно полюбоваться в музее «Метрополитен» города Нью-Йорка.

    Он впервые применил в своих витражах полоски из меди, пчелиный воск и спайку оловом для скрепления кусочков стекол. Медная фольга позволила работать с мельчайшими деталями при создании ажурных узоров. В итоге получались невесомые на вид конструкции разнообразных форм. Данный способ позволил создавать сложнейшие композиции насыщенных цветов со сглаженными углами и округлыми линиями.

    Витражи Тиффани – это не только оригинальный метод крепления кусочков стекла, но и цвет с металлическим глянцем и радужным отливом в отраженном свете (иризирующее стекло). Технология создания таких витражей подразделяется на несколько этапов:

    1. Определение исходных параметров: размеры, рисунок, цветовая палитра. При этом выполняется расчет суммарного веса конструкции и предельно допустимых габаритных размеров. Например, витражное полотно Тиффани для потолка может иметь размер одного фрагмента не более 60х60 см, поэтому крупные композиции формируют из нескольких фрагментов и соединяют каркасом.
    2. Изготовление эскиза. Данный этап заключается в подборе стекла, истинный цвет которого можно определить только в лучах света. Определение цветовой гаммы для будущего рисунка – очень ответственный и трудоемкий процесс.
    3. Создание картона, т.е. перенос готового эскиза на монтажный лист в натуральную величину. Затем картон разрезают на отдельные части, из которых создаются шаблоны. Производство деталей с искривленными формами ведется при помощи нанесения линий эскиза на специальную матрицу. По ней в дальнейшем будет производиться сборка. Такие матрицы формируются индивидуально для каждой фигуры.
    4. Изготовление деталей рисунка. С помощью картона и матриц стекло нарезают на фрагменты витража. Острые края и неровности деталей после нарезки подвергаются шлифовке и подгоняются под общий узор, после чего каждый фрагмент обезжиривают флюсом (смесь для обработки металла) и оборачивают по периметру медной лентой или фольгой.
    5. Сборка деталей в рисунок. Все обработанные фрагменты собираются на картоне в общий узор и спаиваются между собой с помощью свинцово-оловянного припоя с лицевой и оборотной стороны. Прочность спайки зависит от требуемых характеристик изделия.
    6. Обработка припоя. В целях защиты поверхностей от коррозии, металлические части и места спаек обрабатываются антиоксидантами, после чего покрываются патиной коричневого или черного цвета.
    7. Обрамление витража. Края изделия закрепляются с помощью протяжки из меди, латуни или нержавеющей стали. Если необходимо придать дополнительную прочность конструкции, для нее изготавливают сварную металлическую раму.
    8. Монтаж конструкции на объекте заказчика.

    Обычно, для придания витражной конструкции выразительности, используют дополнительную подсветку, либо пользуются эффектным преломлением солнечных лучей при естественном освещении. С помощью игры света, краски на цветном стекле приобретают особую яркость и отбрасывают фантастические полупрозрачные тени.

    Витражные работы, изготовленные по технологии Тиффани, необыкновенно популярны в мире, так как могут выразить в наиболее выгодном свете весь спектр красочной палитры неповторимых образов и нереальных узоров.

    Направления и стили витражей в технике Тиффани

    Благодаря эффектному виду готовых изделий, к технике Тиффани очень часто обращаются дизайнеры, выполняя заказы по оформлению:

    • фасадов зданий;
    • интерьера помещений;
    • элементов декора.

    С помощью витражей украшают ограждения, перегородки, потолки, стены, ниши, окна. Изысканно и утонченно они смотрятся в кухонных фасадах, дверцах шкафов, кованых изделиях, зеркалах, столешницах, светильниках и панно. Подобные элементы декора придают помещениям неповторимый стиль за счет того, что конструкции в технике Тиффани могут приобретать любые формы:

    Благодаря своеобразной технологии, спайки между стеклянными деталями незаметны, и витраж смотрится как целостная картина. Однако, чтобы превратить законченную работу в настоящий шедевр, необходимо установить источник дополнительного освещения, который эффектно подчеркнет все достоинства рисунка. Подсветка может быть боковой, фронтальной или контурной.

    Использование техники Тиффани в производстве витражей позволяет создавать разнообразные по стилистике изделия: романтичные и нежные или, напротив – яркие и насыщенные. Несмотря на кажущийся демократизм, при формировании гармоничного образа помещения с витражными узорами, мастера советуют придерживаться определенного стиля, позволяющего выделить функциональную направленность, например:

    • для жилых помещений – готика, кантри, абстракция, произвольный;
    • для вспомогательных помещений и веранд – хай-тек, кантри, абстракция, восточный, классический;
    • для ванной комнаты и бассейна – египетский, модерн;
    • для офиса – кантри, египетский, арт-деко.

    В оформлении детских комнат определенных правил не существует. Здесь приветствуется произвольный стиль с броскими акцентами, а восточный стиль (китайский или японский) наиболее уместен на кухне. Ориентация на перечисленные выше рекомендации поможет декоратору избежать ошибок при выборе способа оформления интерьера.

    Примеры использования витражей Тиффани

    Рассмотрим наиболее популярные примеры использования витражей в технике Тиффани.

    Витражи часто располагаются в окнах. Неоспоримое достоинство техники Тиффани проявляется в регулировке степени освещенности помещений. Цветное стекло помогает создать мягкий рассеивающий свет с завораживающими оттенками красок. Кроме того, витражные стекла легко вставляются в рамы разнообразных форм и конструкций.

    Здесь можно использовать, как отдельные элементы витража, например, обрамление, уголки, вставки, так и огромные полотна, которыми можно украсить стеклопакеты, мансарды и мезонины. В качестве узоров для окон обычно выбирают геометрические рисунки, листья растений и цветы.

    Стиль декорирования оконных проемов должен гармонировать с дизайном интерьера в целом. Техника Тиффани позволяет применять разнообразные решения по размеру и стилистике рисунка.

    Потолки

    Использование витражей Тиффани в потолочных элементах придает конструкциям необыкновенную легкость и высокую светопроницаемость. Витражи отлично сочетаются с любыми видами освещения, потолочные полотна идеально смотрятся в небольших помещениях. При установке в потолок отдельные элементы с помощью особых рамок намертво крепятся к металлическим или деревянным каркасам.

    Двери

    Витражи в технике Тиффани отличаются высокой влагостойкостью и независимостью от резких перепадов температур, поэтому они получили широкое распространение в оформлении дверей. Это могут быть входные группы, межкомнатные перегородки, вход на кухню или в ванную комнату. Однако, следует учитывать, что полупрозрачный рисунок на стекле будет просматриваться с обеих сторон двери, и он также может покрывать всю ее поверхность или использоваться только в качестве отдельных вставок.

    Ниши и перегородки

    Ниши, дефекты конструкции зданий, объекты коммуникаций легко декорируются при помощи витражного полотна и открывают широкий простор для творческой фантазии дизайнера в таких конструкциях, как:

    • фальш-окно;
    • картина или панно;
    • перегородка.

    Зеркала

    Украшение зеркал витражами Тиффани усиливает декоративные эффекты за счет отражения света и визуального расширения пространства. Этого результата можно добиться и с помощью полупрозрачных витражных перегородок. Они же помогут произвести зонирование или разделение помещений. Назначение стационарных или раздвижных перегородок пестрит разнообразием, например:

    • маскировка ниш и подлестничного пространства;
    • раздвижные конструкции для динамичного изменения пространства;
    • монолитные вставки в ниши из гипсокартона, дерева или кирпича.

    Где еще можно использовать

    Изящные и легкие витражи Тиффани часто применяются в украшении лестничных пролетов, кухонных фасадов, дверей шкафов-купе, а также столешниц в обеденных, журнальных и компьютерных столах.

    Витражные стекла идеально сочетаются с такими материалами, как кованый металл, дерево, закаленное стекло, пластик или металлопластик, МДФ. Такие изделия являются эксклюзивными и делаются только вручную по индивидуальным заказам. Правильно подобранная дополнительная подсветка создает впечатление невесомости и хрупкости конструкций, но в действительности они могут прослужить долгие годы в неизменном виде.

    Как отдельные элементы декора, витражи в технике Тиффани идеально подходят для плафонов настольных ламп и подвесных светильников. Криволинейные формы Тиффани позволяют создавать изящные абажуры, подставки и ножки под лампы, которые смогут оживить любой интерьер и наполнить помещение уютным светом и теплом. Сотворение подобных произведений искусства связано с невероятным терпением и большими временными затратами, так как обычно в таких работах используется множество мелких стеклышек, которые, кроме соответствующей обработки, требуется сгруппировать по цвету и выложить в рисунок.

    Преимущества витражей Тиффани

    Чем же привлекает техника Тиффани художников и дизайнеров? Несмотря на сложность исполнения, изделия Тиффани обладают рядом преимуществ по сравнению с другими технологиями:

    • очень высокие декоративные свойства;
    • создается видимость цельного красочного полотна, за счет отсутствия зазоров между стеклами;
    • возможность применения сложных композиционных решений и криволинейных рисунков из мельчайших кусочков стекла;
    • возможность создания разнообразных по стилю, размеру и форме изделий;
    • разнообразие вариантов изготовления готового изделия: от небольших элементов интерьера до витражных полотен;
    • устойчивость к воздействию солнечных лучей и химически активных веществ;
    • отсутствие токсичности;
    • влагостойкость;
    • не требуется особый уход, а поврежденные детали конструкции можно без труда заменить.

    Несмотря на множество ценных качеств, витражи в технике Тиффани имеют пару недостатков:

    • трудоемкость и сложность изготовления, так как это всегда ручная работа;
    • высокая стоимость за счет трудоемкости.

    Опыт показывает, что претендентов на обладание уникальными изделиями высочайшего качества цена вряд ли сможет остановить.

    Витражи Тиффани: стоимость

    Витражные изделия никогда не стоили дешево. Следует знать: чем сложнее рисунок, тем больше потребуется для него цветных стекол, тем мельче по размеру они будут и тем больше времени займет их обработка и спайка.

    Прочувствовать цветовую гамму и аккуратно соединить фрагменты в единое целое – задача для профессионалов высокого уровня. Соответственно, сложные по исполнению витражи имеют более высокую стоимость.

    На цену изделия существенно влияют следующие факторы:

    • стоимость расходных материалов, марка стекла и его тип;
    • общая площадь витражного полотна;
    • степень детализации рисунка;
    • наличие элементов ковки;
    • организация дополнительной подсветки;
    • сложность монтажных работ;
    • затраты на установку изделия и его доставку.

    Стоимость витража напрямую зависит от его качества, и здесь важную роль играет опыт мастера и его талант. Изготовление витражей Тиффани – кропотливый и трудоемкий процесс, который нельзя автоматизировать и поставить на поток. Счастливый владелец этих уникальных шедевров, глядя на них, будет получать только позитивные эмоции и никогда не пожалеет о произведенных затратах.

    Витражи Тиффани

    Витражи Тиффани – это особая техника изготовления витражей . Умелая комбинация материалов для витражей , тщательный подбор тончайших цветовых оттенков могут превратить даже небольшое изделие в подлинное произведение искусства. Изделия Тиффани – это идеальное сочетание элегантности, роскоши и изящества. Мастера студии «Арт-Ультра», имеющие огромный опыт создания витражей, смогут выполнить декорирование самых разнообразных предметов интерьера из высококачественных марок стекла. Витражи могут украшать не только окна и двери, но и стенные ниши, подвесные потолки, панно, ложные окна с подсветкой, раздвижные межкомнатные перегородки, светильники, кованые изделия, мебель, зеркала и даже небольшие сувениры.

    История витражей Тиффани

    Изделия Тиффани имеют особую притягательную силу. Стремясь облегчить и уменьшить вес витражей, создать сложные, филлигранно-тонкие изделия, Луи Тиффани смог полностью изменить целое направление в витражной технике. Свинцовые прутья, традиционно используемые для соединения стекол, казались ему слишком грубыми. Поэтому Тиффани стал скреплять кусочки стекла не свинцом, а медными полосками, которые склеивались пчелиным воском, а затем спаивались оловом.

    Таким образом, у него появилась возможность соединить даже мельчайшие кусочки стекла и создать изящные и воздушные изделия любых форм, в том числе и криволинейных. Его изобретение произвело подлинную революцию в стеклоделии. Наконец появилась возможность спаивать не только плоские витражи, но и использовать вогнутое стекло самых разнообразных форм и создавать сложные объемные, в том числе круглые и овальные изделия.

    Но стекло от Тиффани – это еще и цвет. Дизайнер стал изобретателем не только новой техники изготовления витражей, но и особого вида стекла «fabril» (пламенеющее). Фирменным знаком мастера можно считать и ирризирующее стекло с металлическим глянцем. Его изготавливали еще до Тиффани, однако известным оно стало только после того, как он стал использовать его в своих работах. Заслугой изобретателя стал и его особый стиль (который иногда путают с техникой Тиффани). Изделия в стиле Тиффани (стиле «модерн») – это витражи насыщенных цветов с пейзажами и природными мотивами, а также отсутствие грубых прямых углов и линий. Сегодня произведения Тиффани украшают храмы, а его коллекция витражей и ювелирных изделий выставлена в Нью-Йорке в музее «Метрополитен» .

    Витражи Тиффани: технология

    Процесс изготовления витражей Тиффани складывается из следующих этапов:

    1. Определение размеров, выбор рисунка и цветовой гаммы. Каждый тип витражного изделия (потолок, окно или ниша и т.д.) имеет максимально допустимые габариты. Суммарный вес витража рассчитывается по особой формуле. К примеру, один фрагмент витража Тиффани для потолка не должен быть больше 60х60 см. В случае необходимости изготовления более крупных изделий витраж делится на отдельные фрагменты.
    2. Разработка эскиза.
    3. Подборка стекла. Цветное стекло обладает очень интересной особенностью – определить его истинный цвет возможно только при наличии особого освещения – ни одна фотография не сможет передать тончайших оттенков стекла, освещенного лучами света. Поэтому на данном этапе следует особенно внимательно подойти к подбору цветовой гаммы.
    4. Эскиз будущего витража дублируется на монтажном листе в натуральную величину (эту заготовку профессионалы называют «картоном»). Для создания шаблонов «картон» разрезается на отдельные детали.
    5. Изготовление изделий криволинейных форм производится на матрице, которая специально изготавливается под каждое новое изделие. На матрицу наносятся линии эскиза, по которым производится сборка.
    6. Нарезка стекла на отдельные фрагменты.
    7. Шлифовка острых краев и неровностей стекла с помощью шлиф-машины и его подгонка.
    8. Каждая деталь оборачивается по периметру медной фольгой, обезжиривается флюсом (особым химическим веществом для очистки металла). Медная фольга позволяет закреплять небольшие кусочки стекла и прорабатывать даже мельчайшие детали рисунка.
    9. Детали собираются на «картоне» и прочно спаиваются между собой свинцово-оловянным припоем с лицевой и обратной стороны. Ширина паяных швов зависит от задумки дизайнера, а также от требований к прочностным характеристикам изделия.
    10. Спайка для придания цвета покрывается патиной (чаще всего черной или коричневой). Для защиты припоя изделие дополнительно обрабатывается антиоксидантами.
    11. Обрамление витража (протяжка) для закрепления краев изделия. Протяжка может быть как латунной, так и изготавливаться из меди или нержавеющего железа. Для придания особой прочности для витража изготавливается сварная рама из железа, латуни или другого прочного материала.
    12. Изготовление конструкций для монтажа.
    13. Непосредственный монтаж изделия на объекте заказчика.

    Примеры использования техники Тиффани для украшения самых разнообразных предметов интерьера и мебели вы сможете увидеть, воспользовавшись данным меню:

    Сделай сам

    Популярные статьи

    Витражи своими руками, техника Тиффани

    Сегодня самое большое распространение среди других технологий изготовления витражей получила техника, которая носит имя своего создателя Луи Тиффани. Американец Луи Комфорт Тиффани, который родился и вырос в семье известных ювелиров, в конце 19 столетия начал свои опыты по изготовлению витражей. Вначале им были введены некоторые усовершенствования в технологию сборочного процесса и изобретены новые стёкла. Опыты Тиффани оказались настолько успешными, что Гран-при Всемирной Парижской Выставки был присвоен его витражам.

    Т ехника Тиффани отличается от других своим способом соединения стёкол между собой. В отличие от других техник, где стёкла скрепляются между собой при помощи протяжки, в этой технике каждое стёклышко обтачивается и обрамляется медной лентой, потом эскиз выкладывается на кальке, где стёклышки соединяют между собой, спаивая их оловянным припоем с каждой стороны, а потом весь витраж покрывают патиной.

    При помощи техники Тиффани можно создавать объёмные витражные полотна с выпуклыми или вогнутыми отдельными элементами. Благодаря такой реалистичной фактуре эти витражи становятся неповторимыми и оригинальными. Использование мелких деталей в технике Тиффани делает изящнее и тоньше линии витражей. Эта технология позволяет создавать неограниченные и прочные плоскости и формы, включая традиционные, которые используются для изготовления потолочных и оконных конструкций. Техника Тиффани нашла своё применение в изготовлении ваз, светильников и других декоративных предметов.

    Необходимое оборудование и расходные материалы для изготовления витража

    – олово, марка ПОС-61;
    – стеклорез наливной с латунной рукояткой;
    – специальное масло для стеклорезов (заменители – машинное масло, керосин)
    – щипцы для разлома стекла;
    – паяльник, 100 Вт.
    – шлифовальная машинка типа «Kristall»;
    – фольга медная (черная) 5,16 мм, другое название – фолия, от англ. Foil;
    – флюс или паяльный жир, паяльная кислота;
    – патина (черная или медная);
    – П – образный латунный профиль 4х4х4 мм;
    – латунный пруток, диаметр 3-4 мм;
    – защитные очки;
    – ножницы для вырезания шаблонов;
    – небольшие ножницы (можно маникюрные);
    – небольшие ножницы по металлу;
    – маленькие гвозди, молоток;
    – деревянные рейки, 1х2 см;
    – жесткая кисточка;
    – скотч широкий, прозрачный и малярный.
    – писчая бумага. Чем прозрачней, тем лучше. Но не калька.
    – ватман;
    – клей-карандаш.

    Эскиз витража

    З а основу эскиза данного витража взято реальное фото кленового листа. Так как эта работа выполняется учеником, линии рисунка были максимально упрощены.

    Общие правила построения линий эскиза:

    – чем больше в рисунке витража Т-образных пересечений, тем он прочнее;

    – если швы витража планируются широкими, лучше не делать узкие длинные элементы с очень острыми углами. Во-первых, широкая фолия все равно закроет значительную часть поверхности элемента, а во-вторых, не имея достаточно опыта, можно легко перегреть стекло до образования трещин.

    – если витраж планируется узким и высоким, предусмотрите в эскизе плавные линии от края до края, для ребер жесткости.

    Эскиз витража распечатывается в натуральную величину в двух экземплярах, с учетом полей (минимум 2 см).

    Каждый элемент нумеруется, и один эскиз разрезается по линиям специальными ножницами для шаблонов. Эти ножницы имеют три лезвия. Центральное лезвие автоматически удаляет полоску бумаги шириной 1,27 мм,. В дальнейшем эта полоска компенсируется толщиной фолии.

    Если это первая ваша работа, лучше нарезать шаблоны обычными ножницами, так как не имея опыта в резке и обточке стекла можно легко ошибиться. Вырезанный элемент будет чуть большего размера, чем требуется, и это даст возможность исправить возникающие при обточке ошибки.

    Поверхность рабочего эскиза заклеивается широким прозрачным скотчем, чтобы защитить рисунок от случайного попадания на него воды.

    Далее ваш эскиз по полям приклеивается малярным скотчем к рабочей поверхности. Рабочая поверхность должна быть идеально ровной. Затем по будущей границе вашего витража прибиваются деревянные рейки. Так как витраж начинают делать с угла, постепенно продвигаясь вниз и вбок, сначала обозначьте рейками стороны этого угла.

    Выбор стекла

    Современное витражное стекло американского, европейского и китайского производства отличается большим разнообразием фактуры, цветов и оттенков. В работе лучше использовать американское и европейское стекло. Некоторые фирмы, торгующие стеклом, продают также и его осколки. Обратите на них внимание. Стоят они значительно дешевле, и помогут разнообразить оттенками вашу работу.

    При выборе стекла для витража, постарайтесь учесть, как будет освещаться ваш витраж, как сочетаются между собой фактура и цвет стекла.

    Изготовление элемента

    Вырезанный шаблон элемента №28 наклеиваем на лист стекла.

    Стороны стеклянного листа имеют различную фактуру. Резать стекло проще по более гладкой стороне. Это, как правило, «изнанка» вашего витража.

    Режем стекло по контуру. Стеклорез следует держать в руке как шариковую ручку, под углом 45? к поверхности стекла. Не нужно давить на стеклорез изо всех сил. Усилие требуется небольшое.

    Старайтесь держать стеклорез ровно. Режущий ролик должен быть перпендикулярен поверхности стекла. Если он будет отклоняться, скол стекла пойдет под углом.

    Резать стекло нужно от края до края куска, не прерываясь. Заканчивая линию, снизьте давление на стеклорез, иначе получится скол. Линии должны быть плавные, без углов и s-образных отрезков. Если нужно вырезать элемент с дугообразной стороной – разбейте дугу на несколько относительно прямых отрезков. Чем круче дуга, тем этих отрезков должно быть больше.

    Пазы под стеклянные капли вытачиваются на шлифмашинке

    После того, как вы провели режущим роликом по стеклу, в нем образовались микротрещины. Несильное постукивание концом рукоятки стеклореза (латунного!) по линии отреза с обратной стороны, приводит к увеличению этих трещин и расколу стекла.

    Если кусок стекла небольшой, эту операцию можно проделать в руках. Если же необходимо вырезать большой фрагмент – положите лист стекла на край стола.

    Для того чтобы отломить небольшой или узкий фрагмент воспользуйтесь щипцами для разлома стекла.

    Вырезанный таким образом кусок стекла обрабатывается на шлифовальной машинке. При шлифовке обязательно надевайте защитные очки!

    Цель такой обработки – окончательная доводка по размеру, плюс создание шершавой поверхности кромки стекла, необходимой для лучшей фиксации фолии.

    Рабочей частью шлифмашинки является шлифовальная головка. Поверхность соприкосновения головки и стекла в процессе работы должна постоянно смачиваться водой. В противном случае, абразивная поверхность быстро приходит в негодность.

    Шлифовальные головки бывают различного диаметра и зернистости: тонкая, стандартная и грубая. Стандартная и грубая головки позволяют быстро обработать кромку стекла, но при их использовании неизбежны небольшие сколы. Они незаметны, если использовать широкую фолию, которая их прикроет. Если же планируется сделать тонкий шов в 2-3 мм, целесообразно использование тонкой шлифовальной головки.

    Шлифуя стекло, периодически прикладывайте его к вашему эскизу, проверяя соответствие размера. Необходимо учесть, что после обмотки размер элемента несколько увеличится.

    Обмотка элемента медной фольгой

    Каждый элемент витража оборачивается фолией. Фолия представляет собой медную полоску различной ширины, с одной стороны покрытую черным или бесцветным клеем. В зависимости от цвета используемой патины, выбирается или «черная» или «медная» фолия. Это важно при изготовлении изделий из прозрачного стекла.

    Для того чтобы фолия хорошо прилипала к стеклу, его необходимо насухо вытереть и, при необходимости, обезжирить.

    Старайтесь, чтобы загибаемые края фолии были одинаковой ширины. Небольшие неровности можно исправить при помощи ножа или лезвия бритвы, но нельзя допускать больших перекосов. Это влияет не только на эстетику, но и на прочность витража.

    После оборачивания фолию необходимо разгладить по всей поверхности. Это можно сделать при помощи обычной пластиковой ручки.

    Готовый элемент зафиксируйте на вашем эскизе при помощи небольших гвоздей.

    Пытаясь добиться тонких швов, не старайтесь подгонять детали друг к другу «с хрустом». Элементы должны лежать свободно. В противном случае, во время пайки стекло может треснуть даже при несильном нагреве.

    Далее все швы обрабатываются флюсом. Он удаляет окислы с поверхности меди и способствует разжижжению олова. Каждый флюс хорош по своему, но мне больше нравится немецкий паяльный жир. Он наносится на швы кисточкой.

    Если с момента обмотки до момента пайки поверхность меди сильно окислилась, паяльный жир можно смещать с паяльной кислотой.

    Пайка швов

    При изготовлении витражей в технике Тиффани, используют олово марки ПОС-61.

    Кончик оловянного прутка кладется на шов и сверху прижимается разогретым до рабочей температуры паяльником. В таком положении паяльник ведется вдоль шва.

    Не следует долго держать паяльник на одном месте – можно перегреть фолию и стекло.

    Высоту шва вы определяете сами. С количеством олова надо быть аккуратным. Его излишки конечно можно «согнать» на стекло, но если олова будет слишком много, стекло может треснуть.

    Перед тем как паять «начисто», покройте все швы небольшим количеством олова.

    Дефекты пайки исправляете сразу.

    Так как по контуру витраж будет обрамлен в латунный профиль, необходимо оставить непропаянной некоторую длину швов по периметру.

    После того, как все элементы витража спаяны между собой с двух сторон, делается рама витража.

    Для этого берется П-образный профиль: 4х4х4 мм или 8х4х8 мм, в зависимости от величины витражного полотна. Он обеспечивает витражу достаточно жесткий каркас.

    Профиль режется на отрезки равные длине каждой из сторон витража. Затем край полотна вставляется в профиль и припаивается к нему в местах соприкосновения профиля и швов. Для этого швы по краям витража оставляют с минимальным количеством олова на них. Места соприкосновения отрезков профиля также пропаиваются. Далее, в случае необходимости, профиль покрывается оловом.

    После завершения пайки витраж следует тщательно вымыть проточной водой, используя жесткую щетку и обезжиривающие средства типа «Фейри».

    Нанесение патины

    Патина наносится на сухие, чистые и обезжиренные швы. Работать лучше в перчатках. Из основной емкости перелейте в рабочую небольшое количество патины.

    При помощи губки нанесите патину на швы. Остатки использованной патины нельзя смешивать с исходным раствором, так как при этом теряются его свойства. Далее витраж моется мягкой губкой, с использованием средств для очистки стекол.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Как сделать витраж Тиффани своими руками (с фото)?

    Каждый человек мечтает сделать свое жилье красивым, уютным и внести оригинальные дизайнерские решения. Витраж – один из способов сделать дом ярким и запоминающимся.

    Раньше его изготовление было дорогим удовольствием и, в основном, ими украшались замки, богатые поместья и храмы. Теперь же современные технологии позволяют создать свой уникальный витраж не заказывая его у мастера и применяя недорогие материалы.

    Чтобы создать витраж своими руками, вам не потребуются особенные знания и умения, да и материалы, инструменты и оборудование имеют вполне приемлемые цены. Используя инструмент, который есть почти в каждом доме и небольшой набор расходных материалов, продающихся в строительных магазинах, можно создать неповторимый шедевр.

    Наиболее приближенный к классическому стилю и завоевавший большую популярность в современном дизайне является витраж Тиффани.

    С чего начать изготовление витража Тиффани?

    Создаем эскиз витража. Нам будут нужны два экземпляра на плотной бумаге в натуральную величину(можно воспользоваться копировальной техникой). Пронумеруйте все детали будущего рисунка параллельно на обоих экземплярах.

    Ножницами для заготовки шаблонов вырежьте один из эскизов. Такие ножницы имеют три лезвия, среднее из которых удаляет полоску шириной в 1,27мм. Это расстояние рассчитано на толщину медной фольги (фолии).

    Полученные картонные заготовки наложите на стекла соответствующих цветов. Обведите тонким маркером заготовки и пронумеруйте.

    Алмазным стеклорезом вырежьте все элементы будущего витража Тиффани.

    Эскиз

    1. создавая эскиз своего витража, обратите внимание на будущие швы: чем больше в нем будет Т-образных соединений, тем прочнее будет ваш шедевр
    2. учитывайте пропорции. Если элементы витража имеют небольшой размер или ширину, то швы должны быть тонкими, иначе работа будет выглядеть грубо, а фольга перекроет большую часть стекла
    3. если швы задуманы широкие, тогда избегайте узких деталей и острых углов в витраже, иначе при пайке возможен перегрев и повреждение стекла
    4. если витраж имеет вытянутую вверх, узкую форму, тогда советуем в эскизе запланировать несколько вертикальных линий. Этот способ сделает конструкцию витража более прочной
    5. для того, чтобы собирать витраж было удобно, эскиз помещают внутрь рамы, а затем начинают выкладывать подготовленные стекла. Раскладку начинают с угла. Точность раскладки зависит от того, насколько аккуратно вы подгоните раму к эскизу

    Совет1: если при обламывании стекла образовались неровности, то их можно отколоть кусачками, а затем все детали оттачиваются на точильном бруске.

    Совет2: чтобы осколки стекла не разлетались в стороны, эту процедуру лучше делать в емкости с водой, погрузив туда заготовки. Обточка происходит до тех пор, пока каждая деталь не будет совпадать по размеру и форме с эскизом.

    Приступаем к обмотке фолией кромки стеклянных заготовок. Специальная медная фольга выглядит, как лента с одной клейкой стороной. Приложите ее по центру к кромке стекла и полностью оберните всю заготовку, загибая на обе стороны
    края загиба должны быть одинакового размера с двух сторон для прочности и эстетической красоты шва

    1. Загибы фольги пригладьте к стеклу деревянной лопаткой(более твердые материалы царапают и рвут патину).

    2. Приклейте эскиз клеем или прозрачным скотчем к ровной поверхности, а по краю рисунка прибейте планки, образовывая рамку для того, чтоб элементы мозаики витража не смещались при сборке и пайке.

    3. Складываем все элементы по шаблону в единую композицию. Все части будущего витража должны лежать свободно с небольшим зазором, для того, чтобы при пайке они не лопались от высокой температуры.

    4. Подгоняем все детали по размеру в единую композицию.

    5. Обработайте все швы флюсом для того, чтобы убрать с поверхности меди все окислы и, чтобы олово ложилось ровным швом. Лучше всего использовать паяльный жир или жидкие флюсы, которые наносятся кисточкой.

    6. Элементы витража Тиффани припаиваются по внутренним и наружным кромкам хорошо прогретым, тонким паяльником. При этом у вас должен получиться один непрерывный шов, который полностью покрывает всю видимую часть медной фольги, включая внешние края композиции.

    7. Тщательно протрите все швы остатками флюса после спайки, чтобы избежать окисления олова. Используйте для этого любое моющее средство

    Нанесение патины на швы является заключительным этапом в изготовлении витража Тиффани. Чаще используется патина черного или медного цвета, которую втирают во все швы ватным тампоном. Излишки, попавшие на стекло, стоит сразу удалить губкой.

    Советы по изготовлению витража

    Совет 1. Любой витраж имеет свои максимально допустимые ограничения по размерам. Они разные для потолочного, дверного или оконного витражей. Если ваше изделие предполагает более крупные габариты, рисунок витража следует разделить на несколько фрагментов.

    Совет 2. Изготовление и сборку элементов неправильных, криволинейных форм делайте с помощью матрицы, на которую нанесите эскиз витража. Выкладывая подготовленные детали на матрицу, следите за тем, чтобы они располагались свободно. Так вы убережете стекло от перегрева и растрескивания во время пайки.

    Ширина швов между элементами витража зависит от ваших требований к его прочности и художественного замысла. Часто швы имеют разную толщину, что придает изделию оригинальный вид

    Совет 3. Витражи выпуклых или вогнутых форм(плафонов для светильников, люстр) изготавливайте на специальных формах, которые точно повторяют конфигурацию и размеры будущего витража. Такой подход значительно облегчит работу. Форму(болванку) можно отлить из гипса или выполнить из дерева.

    Совет 4. Вырезать элементы витража необходимо, не отрывая стеклорез от полотна, от начала и до конца. Заканчивая линию, уменьшайте давление на стеклорез. Это поможет избежать сколов.

    Совет 5. Все дефекты и неровности, возникшие во время пайки витража, удаляйте сразу. Это займет немного времени и сил, а изделие будет выглядеть намного аккуратнее.

    Совет 6. Если в вашем распоряжении оказалось толстое стекло, то для того, чтобы разрез на нем был аккуратным, необходимо: прорезать стеклорезом контур элемента витража, легко простучать с обратной стороны по линии разреза, отломить стекло по образовавшейся трещине

    Работа со стеклом

    Внимательно подбирайте стекла для вашего витража. Освещенные солнечным или искусственным светом, цветные стекла будут иметь различные оттенки и тона. Также имеют значение толщина и прозрачность стекла.

    Использовать изделия с витражами Тиффани можно не только внутри помещений, но и на улице, для оформления входных групп. Такие витражи не боятся перепадов температуры, а все элементы легко заменяются при возникновении повреждений. Цветное стекло не тускнеет, не выгорает на солнце.

    За витражом легко ухаживать: чистить моющими средствами(даже теми, в состав которых входят растворитель и спирт). Это объясняется тем, что краситель находится внутри стекла, а не на поверхности.

    Старайтесь избегать острых углов в витражах, глубоких вырезов и узких элементов. Лучшим вариантом будет разделить сложный фрагмент витража, на более простые. Это позволит избежать трещин и повреждений во время работы. Такой подход совершенно не испортит вашу работу, а еще и даст возможность обогатить витраж дополнительными оттенками цвета.

    Стеклянный лист имеет “лицевую” и “изнаночную” стороны. Для облегчения труда все манипуляции проводите с гладкой стороной, которая станет “изнанкой”вашего изделия.

    Подсказка: часто, крупные мастерские и фирмы распродают брак, бой и остатки стекла после выполнения своих работ. Цена на такое стекло, обычно, значительно снижена. Вы можете сэкономить вполне приличную сумму, получив для своего витража качественное стекло и обогатив палитру оттенков

    Evgen-57 › Блог › Моя работа в стиле Тиффани, а именно художественные витражи .

    Немного истории .Луис Комфорт Тиффани (1848-1933) — знаменитый декоратор американской “золотой эпохи”. Он обладал даром предвидения и был одним из самых оригинальных и творческих дизайнеров того периода. В числе первых в Америке Тиффани обратился к элегантному и изящному стилю модерн, который процветал в Европе в конце XIX — начале XX века. Кроме того, он известен как первый индустриальный дизайнер, совмещавший в своих многочисленных творениях художественную отточенность формы и функциональность. Тиффани был экспериментатором, одержимым стремлением к совершенству и собственным “крестовым походом” за новой эстетикой, которая смогла бы наилучшим образом отразить американский стиль жизни.

    Тиффани активно трудился в течение более чем полувека, с 1870 года до середины 1920-х. Он обладал множеством талантов в самых разных областях искусства. В начале творческого пути Тиффани предстал перед публикой в качестве талантливого живописца, о чем, к сожалению, мало известно. Кроме того, он был архитектором, занимался дизайном ландшафтов и интерьеров, создавал новую мебель, ковры и обои. В своей работе он использовал самые разные материалы: эмаль, бронзу, керамику, серебро, дерево и железо. Тиффани разработал дизайн огромного количества различных предметов обихода — от распятий и канделябров до самых ходовых вещей, вроде настольных телефонов, часов и рам для картин.

    Без сомнения, его изысканные творения высоко оценила публика, однако настоящую славу Тиффани принесли стеклянные изделия. Стекло, благодаря своим уникальным свойствам, открывало бесконечные возможности для творчества и реализации новых идей. Под руководством Тиффани опытные мастера производили тысячи витражей и ламп, столовых приборов, мозаики и превосходной бижутерии.

    Луис Комфорт Тиффани, старший сын Гарриет и Чарльза Льюиса Тиффани, родился в Нью-Йорке 18 февраля 1848 года. Его отец был основателем престижной компании “Тиффани и Ко”, занимающейся изготовлением и продажей ювелирных украшений, часов и серебра. В 1837 году, вскоре после открытия компании, имя Тиффани во всем мире стало синонимом роскоши, мастерства, хорошего дизайна и великолепного вкуса. К 1870 году магазин “Тиффани” на Пятой авеню стал местом, где президенты и члены королевских семей приобретали подарки для глав дружественных держав. Среди клиентов Тиффани были английская королева Виктория, российский царь и хедив Египта. К началу 1900 года в четырех отделениях “Тиффани и Ко”, расположенных в разных точках земного шара, работало более 1000 человек, а личное состояние самого “короля бриллиантов” составляло около одиннадцати миллионов долларов. Юный Луис вырос в роскоши, окруженный красивыми и изысканными вещами. Тем не менее, к разочарованию отца, он не выказывал никакого интереса к семейному бизнесу. Более того — он заявил, что собирается посвятить себя искусству и поиску истинной красоты.

    В 1865 Тиффани-младший впервые побывал в Европе, путешествовал по Англии, Ирландии, Франции и Италии. В Лондоне он посетил Музей Виктории и Альберта. Огромное собрание римского и сирийского стекла произвело на молодого художника неизгладимое впечатление. В наши дни в этом музее среди прочих экспонатов выставляется прекрасная коллекция стеклянных изделий самого Тиффани.

    Тиффани решил заняться той областью художественного ремесла, которая была куда менее развита, чем живопись, надеясь, что в новой специальности он сможет гораздо ярче проявить свои таланты. Долгое время вклад в американскую живопись Тиффани-художника оставался практически за кадром. Люди знали стеклодува и дизайнера Тиффани, и лишь сравнительно недавно его творческие заслуги были оценены в полной мере.

    1870-80 гг. стали для Соединенных Штатов эпохой подъема промышленности и торговли. В результате экономического бума резко возрос спрос на предметы роскоши со стороны промышленных гигантов и богатых семейств. Тиффани был не только художником, но и прекрасным бизнесменом, отлично чувствующим конъюнктуру рынка. Кроме того, он всегда мог воспользоваться именем отца.

    Тиффани был пионером художественного течения, ныне известного как ар нуво (фр. art nouveau — новое искусство), или модерн. Названием движения стало имя парижской галереи “L’Art Nouveau”, которой владел Зигфрид Бинг. В течение нескольких лет, с 1895 по 1904 год, он старался развивать и пропагандировать изобразительное и декоративное искусство, которое считал “глотком свежего воздуха”, необходимым для современного человека.

    В 1882 году фирма Тиффани получила от президента США Честера Алана Артура заказ на переоформление некоторых частей Белого Дома. Президент Артур, коренной житель Нью-Йорка, был хорошо знаком с работами Тиффани и, судя по всему, любил их. Тиффани отгородил общедоступную часть Белого Дома от закрытых апартаментов большой стеклянной ширмой, состоявшей из трех частей. Кроме того, он украсил стены зеркальными светильниками. К сожалению, через каких-то двадцать лет пришедший к власти Теодор Рузвельт изменил дизайн Белого Дома.

    Тиффани был не в восторге от современной технологии окраски готового стекла, так как считал, что такой метод не дает необходимой прозрачности. Он хотел, чтобы вместо этого само стекло передавало текстуру и цвет. Тиффани потратил много времени на то, чтобы найти способ повторить или даже превзойти успех средневековых стеклодувов. Вера в почти чудесные внутренние свойства стекла привела дизайнера к величайшему открытию — разработке нового вида стекла, который он назвал фавриль. Слово “favrile” по латыни означает “сделанный руками”.

    У большинства людей по всему миру имя Тиффани ассоциируется в первую очередь с его потрясающими абажурами. На самом деле, абажуры — полуслучайный продукт.

    Они были сделаны из кусочков стекла, оставшихся после нарезки отдельных элементов окон.

    Тиффани начал торговать своими знаменитыми абажурами в середине 1890-х и около 1898 года добился лидирующего положения на рынке. Продажи ламп Тиффани достигли пика между 1900-1914 гг., хотя их производство продолжалось до 1930-х. Эти лампы позволили большему числу людей насладиться красотой стекла фавриль. Главной темой в оформлении ламп были цветы и растения, окрашенные во множество цветов и оттенков. Кроме того, Тиффани создавал лампы, украшенные геометрическим орнаментом. Основание лампы чаще всего было металлическим, иногда его украшала мозаика. Очень редко оно конструировалось под конкретную модель абажура, обычно его можно было соединить с любым из абажуров Тиффани. Никто не знает точно, сколько именно ламп было произведено, но каталог 1906 года предлагал покупателям более трехсот моделей.

    Тиффани сконструировал множество разнообразных видов ламп и абажуров — от простых до вычурных, от неброских до роскошных. Были светильники в форме конуса и шара, настольные и напольные лампы, люстры. Некоторые модели люстр Тиффани называл “висящими букетами”. Как бы то ни было, коллекционеры в наши дни разыскивают и скупают за огромные деньги именно эти “цветочные” лампы с их неповторимыми, изукрашенными орнаментом бронзовыми основаниями, иногда включающими в себя прекрасную мозаику. Тиффани использовал в качестве “моделей” для ламп самые разные цветы: герань, магнолию, мак, ломонос, молочай, водяные лилии, желтый нарцисс, тюльпаны, пеоны, настурции, бегонию, гортензию, ракитник, розы, яблочный и вишневый цвет, глицинию. Он также брал за образец бамбуковые листья и винную лозу, а кроме того — экзотические фрукты, такие как ананас. Некоторые модели абажуров, например “Елизаветинский”, “Сокровище империи”, “Венецианский” и “Русский”, стилизованы под различные исторические эпохи.

    Одной из самых популярных моделей была лампа “Стрекозиная тень”, выпускавшаяся в самых разных формах, разных цветов и размеров. А самая сложная модель состояла более чем из тысячи кусочков стекла.

    Лампа “Лотос” — образец одной из самых великолепных комбинаций основания и абажура, когда-либо созданных Тиффани. Лампа “Лотос” была продана в декабре 1997 года на аукционе “Кристи” в Нью-Йорке за 2.807.500 долларов — рекордную цену для лампы Тиффани. Даже во времена своего создания (1906 год) производство этой лампы было очень трудоемким. Она стоила 750 долларов и была самой дорогой моделью. Студия Тиффани одновременно производила по одной такой лампе, начиная производство новой только тогда, когда предыдущая была закончена. Следующими по сложности и стоимости были модели “Паутина” и “Бабочка”, каждая из которых стоила по пятьсот долларов. Более дешевые модели — “Глициния” и “Лилия”. Они стоили по 400 долларов.

    Тиффани был семейным человеком, его личная жизнь была сложной и трагической. Двое из его детей умерли в младенчестве. Первая жена, Мэри Вудбридж Годдард умерла в 1884 году, оставив его после двенадцати лет брака с тремя детьми.

    В 1886 году он женился на своей дальней родственнице, Луизе Уэйкман Нокс, которая родила ему еще троих детей и умерла в 1904 году. Во время болезни в 1910 году его выходила ирландка Сара Хэндл, ставшая его возлюбленной и компаньонкой. Несмотря на то, что он страстно этого желал, они так и не поженились.

    Читайте также:  Драпировка потолка тканью
    Ссылка на основную публикацию