Схема разметки для крепления балок

Разметка перекрытия

Перекрытие над фундаментом это непросто ровная площадка под устройство полов. Здесь размещаются опорные конструкции под внутренние стены здания, проходят трубопроводы для отопления, воды и канализации, прокладываются электрические кабели и открываются лестничные проемы. Перекрытием исправляются горизонтальные неровности и размерные ошибки габаритов или диагоналей фундамента.

Перед началом разметки перекрытия изучите проект. Внимательно изучите расположение несущих стен, которые позже будут построены на перекрытии. Расположение точечных нагрузок, которые будут передаваться на перекрытие. Расположение отверстий, которые оставляются в перекрытии.

Разделите работу по разметке на две части.

  • На первом этапе разметьте конструкции — местоположения тех балок, для которых размеры позиционирования указаны в проекте. Эти балки должны находиться строго в тех местах, которые для них указаны. На них будут размещены другие строительные конструкции. Также отметьте места, где балок быть не должно, так как здесь будут проходить трубопроводы, лестницы или воздуховоды.
  • На втором этапе размечайте рядовые балки со стандартным 16-ти или 24-х-дюймовым интервалом по американской размерной сетке либо с интервалом, кратным европейским размерам листа фанеры или ОСП.

Для разметки используйте цветные фломастеры, например, для разметки конструкций используйте красный фломастер, а для разметки рядовых балок — черный. Дублируйте разметку на боковой стороне лежня, чтобы её было видно после обшивки балок.

Разметка конструкций. Разметьте на лежне стены, которые будут проходить параллельно балкам перекрытия. Уделите внимание стенам ванной комнаты. Для внутренних стен санузлов используются стойки 50×150 мм. Значит и основание под эти стойки делается шириной 150 мм. Сделайте такую метку на лежне. Размеры стандартных ванн и унитазов известны, поэтому определите местоположение канализационных выпусков унитаза и ванной. Сделайте отметку на лежне и напишите слово «нет» либо поставьте другой понятный знак. В этом месте балку устанавливать нельзя.

Для устройства лестничных и дымовых проемов строительные нормы требуют для обрамления устанавливать сдвоенные и даже строенные балки. Важно разметить положение таких балок так, чтобы в дальнейшем хватило места для размещения лестничных маршей, дымовых или вентиляционных труб с соблюдением технических и противопожарных зазоров.

Разметка рядовых балок. При размещении балок перекрытия нужно заранее определиться с материалом, который будет применен для устройства черного пола — обшивки балок.

При американской модульной сетке расстояние между центрами балок перекрытия делают равным 16 или 24 дюйма. Для обшивки применяются пазогребневые листы OSB длиной 96 дюймов. Нужно отложить это расстояние на лежне, начиная от угла, а затем в обратную сторону отмечать шаг установки балок 16 или 24 дюйма. Шаг между предпоследней и последней балкой оставить таким, какой он получится.

Если использовать европейскую модульную сетку и листы обшивки с прямой кромкой, то при монтаже между ними оставляется зазор 2–4 мм. Его делают пропиливанием шва дисковой пилой между двумя уже прибитыми листами (толщина диска пилы как раз составит около 3 мм) либо расчётом шага между балками. В первом случае нужно от угла лежня отложить длину листа ОСП, во втором прибавить к этой длине еще 2 мм. Затем в обратную сторону разметить установку балок перекрытия с шагом 62,5 для первого или 62,6…62,7 см. для второго случая.

Расчет шага установки балок ведется по их центральным осям, а разметку на лежне делают по какой-либо из сторон. Учитывая половину толщины балки, наносят маркером черту. Делайте разметку с использованием плотницкого треугольника и рисуйте рядом с ней крестики означающие, что балка ляжет с этой стороны от черты. При наличии в проекте внутренней несущей стены или балки разметку на ней делайте аналогично разметке на внешних стенах. Балки, идущие от другой внешней стены, размечайте на внутренней опоре с другой стороны разметочной метки. Первый лист обшивки в этом случае придется подрезать, но другие будут ложиться без подрезки.

Декоративные балки на потолок

Раньше балки под потолком решали вполне функциональную задачу — поддерживали потолочное перекрытие. Сейчас этот исключительно декоративный элемент наиболее часто встречается в интерьерах, выполненных в деревенском или староанглийском стиле, в стилях прованс, кантри и шале. Неплохо можно интегрировать балки в современные стили интерьера: лофт, модерн, минимализм, хай-тек.

Декоративные балки на потолок

Наиболее выигрышно декоративные смотрятся в помещениях с высокими потолками, что диктует их размещение преимущественно в домах с высотой потолка от трех метров. Деревянные балки под потолком — стильный элемент украшения дома, подчеркивающий простор помещения, а в некоторых случаях и несущий функциональную нагрузку (к примеру, используется для того, чтобы скрыть коммуникации). Наиболее часто балки размещают в кухнях, холлах, залах и кабинетах.

Виды балок

Конечно, современные дома редко украшают настоящими деревянными элементами под потолком. Хотя есть ценители натурального, предпочитающие настоящие тяжеловесные балки для декора потолка, как правило, загородного дома.

Магазины стройматериалов предлагают огромный выбор фальш-балок из легкого и удобного для монтажа полиуретана. Визуально такие элементы ничем не отличимы от натуральной древесины, а на практике даже в чем-то превосходят её.

Виды декоративных балок на потолок

К преимуществам полиуретановых фальш-балок можно отнести то, что они:

  • не боятся сырости, не разбухают от излишней влаги;
  • не трескаются и не деформируются;
  • очень легко крепятся под потолок (в том числе натяжной).

Однако любители натуральности могут остановить свой выбор и на изготовленных из МДФ или ДСП фальш-балках, полых внутри. На такие балки наклеиваются шпоны из ценных пород дерева. Можно встретить варианты, изготовленные из ламелей. Балки бывают с острыми и закругленными краями , П-образными и Г-образными (для украшения стыков).

Схема конструкции потолочных фальшбалок

Таблица. Сравнение полиуретановых и деревянных фальш-балок.

НаименованиеЦена при
одинаковой длине, м
МонтажВозможность
монтажа
освещения
Пожаробезопасность
Полиуретановые фальш-балки800-1500 руб.Возможен только
на клей
НетНет
Деревянные
фальш-балки
1300-5000 руб.Только на брусокДаОбработаны
антипиренами

Для оформления стиля хай-тек некоторые дизайнеры применяют металлические балки, однако такие элементы сложнее в установке и для их монтажа нужно привлекать профессионалов.

Металлические фальш-балки на потолок

Как сделать декоративные балки на потолок своими руками

Некоторые умельцы делают балки своими руками, что занимает минимум времени и обходится недорого. Например, для того чтобы сделать фальш-балки, можно воспользоваться обычным пенопластом, который остался от утепления гаража или лоджии.

Шаг 1. Листы толщиной 4-5 см нарезать на полосы нужной ширины.

Шаг 2. Полосы склеить жидкими гвоздями в П-образную балку.

Шаг 3. После схватывания нарезать балки на отрезки нужной длины.

Шаг 4. Оклеить балки самоклеящейся пленкой под дерево (кроме той стороны, которая будет клеиться к стене).

Декоративные балки из пенопласта своими руками

По такой же технологии можно сделать балки из фанеры или даже из обычных досок. Доски потом можно состарить, покрыть морилкой и лаком.

Если есть желание сделать балки из натурального бруса, можно купить обрезной шлифованный брус, например, 70х50. При выборе обязательно нужно проверить, чтобы он был ровным и высушенным. Затем нужно обработать морилкой и лаком и нарезать по необходимой длине. Это тоже недорогой и доступный вариант.

Декорирование балок

Для каждого стиля интерьера потребуется свой стиль оформления балок.

  1. Для классического и викторианского стилей можно задекорировать балки резьбой под золото, украсить узорами и виньетками. Можно найти такие готовые полиуретановые балки в продаже.
  2. Белые, черные, коричневые, а также цветные балки будут идеальным решением для современных интерьеров.
  3. Для стиля хай-тек подойдет оформление балок под металл.
  4. Для создания стиля кантри древесину потребуется состарить.
  5. Для сельского стиля (кантри) характерна подчеркнуто грубоватая фактура.

Влияние потолочных акцентов на помещение

Варианты размещения балок на потолке

Фальш-балками можно украсить любой тип потолка: натяжной, гипсокартонный, обычный окрашенный и проч. С их помощью можно зонировать помещение или создать такой популярный элемент декора, как фальш-окно на потолке с имитацией витража. Декоративные балки могут имитировать оконные перекрытия, между которыми в процессе работ вклеивается полотно с фотопечатью, мозаика, фрески и даже зеркальные панели. Очень интересен современный евротренд, когда балки переходят на стены.

Декоративные потолочные балки с подсветкой

Балки можно украсить сверху светодиодной подсветкой, которая придаст особый декоративный эффект. Потрясающе смотрятся балки, в которые вмонтированы потолочные светильники. Вся проводка в этом случае спрятана внутри полой конструкции.

В общем, балки на потолке придадут ощущение тепла и уюта жилому помещению, внесут изюминку в современные стили интерьера и позволят создать необходимую аутентичность в общественных заведениях типа клубов или пабов.

Балки на потолке в деревенском стиле

Как расположить балки

Если комната нуждается в визуальном расширении, то при расположении балок нужно учитывать следующие моменты.

  1. Если нужно сделать помещение шире, значит, балки нужно расположить по короткой стороне.
  2. Если нужно увеличить длину, балки следует разместить по всей длине потолка.
  3. Расположение крест-накрест придаст комнате визуальную объемность.
  4. Одной балкой можно выделить отдельную зону: например, барную стойку.

Частота расположения также играет большую роль. Например, если высота потолков очень большая (что бывает на первых этажах зданий), близкое расположение балок друг к другу помогает немного уменьшить ее. Если потолки средней высоты, следует крепить балки на большем расстоянии друг от друга. Также балки можно укладывать «елочкой». Мансардные помещения без потолка выглядят особенно эффектно, если потолочные балки проходят через колонны и концами крепятся в стенах, создавая эффект шалаша.

Схема разметки для крепления балок

Как крепить балки на потолок

Особенности процедуры зависят от материала, из которого изготовлены фальш-балки. Рассмотрим подробнее каждый из вариантов.

Как приклеить пенопластовые фальш-балки на обычный потолок

Это самый простой вариант размещения фальш-балок в современной квартире. Если вы хотите украсить кухню или зал быстро, недорого и собственными силами, лучшего варианта не найти.

Шаг 1. Сначала на потолке и на стенах наносятся метки для обозначения мест, куда будут клеиться фальш балки. Места наклейки нужно прогрунтовать для лучшей адгезии.

Шаг 2. Затем балка промазывается жидкими гвоздями и клеится на необходимое место. Пенопластовые изделия практически невесомы, а жидкие гвозди схватываются буквально мгновенно.

Как приклеить пенопластовые фальш-балки

Некоторые инструкции советуют намазывать одновременно стену, но в случае избытка клея, балка может начать съезжать по стене. Поэтому золотую середину нужно определить опытным путем.

Шаг 3. Если помещение узкое, можно наклеить 2 балки вдоль длинных стен комнаты, а поперечные балки просто разместить перпендикулярно им. Такой простейший потолок поможет скрыть неровности обычного бетонного потолка и будет смотреться очень выигрышно.

Как быстро закрепить деревянные балки на деревянном или бетонном потолке

Это сделать тоже не очень сложно и не затратно.

Крепление деревянных фальш-балок на потолок

Шаг 1. На потолке наносим линии для размещения.

Шаг 2. В брусе сверлим отверстия сверлом 12 мм глубиной не больше 0,5 сантиметра через каждые 30 см.

Шаг 3. В этих же отверстиях сверлим 8-миллиметровые отверстия, в которые загоняем саморезы на 120 мм.

Шаг 4. Прикладываем брус, отмечаем места для отверстий на потолке.

Шаг 5. На потолке в размеченных местах перфоратором сверлим отверстия 8 мм.

Шаг 6. В них загоняем чопики.

Шаг 7. Прикручиваем брус.

Монтаж деревянных декоративных балок

Так как шляпка самореза идет впотай, шпаклевкой по дереву замазываем эти места. После высыхания подкрашиваем морилкой, потом лаком. Можно прикрыть шляпки саморезов деревянными пробками или специальными декоративными накладками с имитацией под шляпки кованных гвоздей. Можно крепить на обычные дюбель гвозди — это еще более быстрый вариант.

Если планируется перекрестное распределение балок, то могут возникнуть неровности в местах стыков. Оформление этих узлов зависит от того, в каком именно стиле оформляется помещение. Если это кантри, к примеру, то эти места можно прикрыть кожаными декоративными ремнями или наклеенной в несколько рядов крупной бечевой.

Монтаж полиуретановых декоративных балок на брусья

Это профессиональный способ монтажа.

Декоративная балка Б1 из полиуретана (венге, вишня, дуб, олива, орех, светлый дуб)

Шаг 1. Для полиуретановой фальш-балки изготавливаются клин-брусья из дерева, которые полностью соответствуют внутренней полости балки.

Шаг 2. Делается разметка потолка: проводятся линии, по которым будут крепиться балки.

Шаг 3. Клин брусья устанавливаются по линии через 1 метр на саморезы или дюбели.

Шаг 4. При монтаже фальш-балки на потолок наносится клей для полиуретана. Это необходимо не для фиксации, а для более плотного прилегания к потолку, чтобы не оставалось щелей.

Шаг 5. Балка плотно надевается на брусья и насквозь по бокам прикручивается шурупами.

Фиксация балок из полиуретана на потолок

Шаг 6. Шурупы, которые крепят фальш-балку к брусу и места стыковки балок прикрываются декоративными кожаными ремнями с имитацией заклепок.

Особенности устройства балок на натяжном потолке

Чтобы сделать натяжной потолок и украсить его декоративными баками, следует установить закладные детали, аналогичны тем, которые устанавливаются для подвешивания люстр. Закладная для декоративной фальш-балки — это просто деревянный брусок необходимой толщины. Он крепится к основному потолку, а натяжной потолок натягивается таким образом, чтобы проходил, касаясь нижней плоскости бруска. Затем сквозь потолок к брусу крепятся фальш-балки.

Декоративные балки на натяжном потолке

Можно использовать крепление балок при помощи подвесов. Подвесы крепятся к основанию. а после натяжения потолка в полотне делаются прорези. Конкретные действия зависят от типа материала.

Если натяжной потолок висит уже давно, но хочется каким-то образом разнообразить интерьер, не демонтируя полотно, можно использовать внешние консоли с крепежом к стене или внутренние бруски, привинченные к стенам. К ним будут на саморезы прикреплены балки.

Особенности устройства балок на гипсокартонном потолке

Так как гипсокартонный потолок является подвесным, просто так к нему балки не прикрепишь. Придется вспоминать/простукивать места, где идут профили каркаса, и крепить балки к ним. Крепить можно любым удобным способом: длинным анкером через балку, ГКЛ и профиль или на брусок, прикрепленный саморезом к ГКЛ и профилю. Саморез, привинченный исключительно на гипсокартон, долго балку держать не будет.

Монтаж балок на подвесной потолок

Некоторые нюансы

Места стыков балок или места выхода саморезов прикрываются разного рода декоративными накладками, среди которых можно выделить следующие:

  • маскировка декоративным канатом;
  • маскировка восковым карандашом;
  • маскировка медными коваными пластинами;
  • декоративные кожаные ремни.

Для украшения пространства можно использовать декоративные консоли, которые продаются вместе с балками и создают имитацию подпор на стенах. Если внутри полиуретановой балки будут проходить кабели для осветительных приборов, то они должны быть спрятаны в гофрированную защиту.

Монтаж кессона на потолок

В этой статье вы сможете найти подробную пошаговую инструкцию по созданию кессонного потолка. Также рекомендуем прочитать статью о том, как правильно клеить плитку на потолок.

Видео — Монтаж деревянных декоративных балок на потолок

Таким образом можно получить очень красивый необычный интерьер с акцентом на деревянные балки под потолком. Этот интерьер не требует большого вложения денег, а закрепить балки можно своими руками буквально в течение нескольких часов.

Как выполнить крепление балок перекрытия своими руками: схема и инструкция

Для разделения этажей между собой, отделения подвального и чердачного помещения устанавливаются специальные перекрытия. В основе перекрытия может находиться монолитная плита или система балок. Как произвести крепление балок для получения прочной конструкции, читайте далее.

Каркас из балок для монтажа перекрытия

Виды балок. Их преимущества и недостатки

Для обустройства перекрытий могут использоваться:

  • железобетонные балки;
  • металлические балки;
  • деревянные балки.

Основным преимуществом железобетонных балок является долговечность конструкции, так как материал не подвержен гниению, коррозии, воздействию температур и химических сред. Среди недостатков можно отметить:

  • высокую стоимость изделий;
  • сложность монтажа;
  • невозможность установки в деревянных домах.

Балки для перекрытий из железобетона

Металлические балки можно установить своими силами без специальных приспособлений. Стоимость таких устройств достаточно высока, но этот недостаток перекрывается прочностью получаемой конструкции. Наиболее существенным недостатком металлических балок является подверженность коррозии, которая с течением времени может привести к разрушению опорной решетки.

Балка для перекрытий из металла

Отличительными особенностями деревянных балок являются:

  • невысокая стоимость по сравнению с иными видами;
  • простота монтажа, который можно осуществить без подъемных механизмов;
  • долговечность, достигаемая путем дополнительной обработки дерева;
  • высокие показатели теплоизоляции.

Деревянные балки могут быть изготовлены:

  • из бруса. Применяются для строительства перекрытий между этажами;
  • из бревна. Преимущественно используются для обустройства перекрытий чердака и подвала, так как бревно отличается повышенным показателем устойчивости к изгибам;
  • из досок (двутавровые балки). Чаще всего используются при каркасном строительстве.

Балки для перекрытий двутавровые

Установка балок

Перед обустройством балочного перекрытия требуется выбрать схему установки балок и ознакомиться с последовательностью выполнения работ.

Схемы монтажа

Крепление балок перекрытия может быть произведено по одной из следующих схем:

  • фиксация балок в стене;
  • фиксация подвесным методом.

Крепление балок методом вмуровывания в стену производится, как правило, на начальном этапе строительства дома, то есть при возведении коробки. Установка балочного перекрытия таким способом выполняется по следующей схеме:

  1. конец балки обрезается под углом 60º – 70º для получения достаточного уровня вентиляции;
  2. торцы балочного перекрытия защищаются от влаги рубероидом, толем или битумной смолой. При выборе битумной смолы в нишу дополнительно укладывается слой гидроизоляции;
  3. балка устанавливается в подготовленную нишу на расстоянии 20 – 25 мм от стены. Это ограничение также служит для увеличения вентиляции деревянного бруса;
  4. фиксация балки производится при помощи болтов;
  5. узел крепления балки в нише утепляется, например, минеральной ватой.

Правила установки балки в паз на стене

Подвесной метод крепления балок является более простым, но не позволяет достичь уровня максимальной нагрузки. Таким методом, например, производится крепление балки к колонне.

Схема крепления подвесным способом осуществляется так:

  1. на стене при помощи болтов фиксируются специальные крепежные кронштейны, которые могут быть изготовлены различной формы, например, в виде квадрата без одной стороны;
  2. в крепежный узел вставляется балка и фиксируется болтами.

Фиксация балок подвесными кронштейнами

Метод установки балок с помощью кронштейнов представлен на видео.

Для сооружения перекрытий рекомендуется использовать балки, длина которых равна соответствующему параметру дома. Однако стоимость цельных балок достаточно высока, что привело к использованию иных методов:

  • соединения балок на стене. Такой способ используется и при необходимости установки в перекрытие окон, люков;
  • укладка балок короткими прогонами.

Наиболее простым способом стыковки является соединение балок на внутренней стене дома, например, на стене, разделяющей комнаты. Такой способ соединения производится по следующей схеме:

  1. на стене обустраивается место для расположения балок путем укладки слоя гидроизоляционного материала;
  2. балки устанавливаются таким образом, чтобы концы перекрытий находились в одном месте и четко соотносились друг с другом;
  3. связывание балок между собой производится болтами.

Обустройства перекрытий из балок недостаточной длины

Способ укладки балок прогонами следующий:

  1. в первую очередь устанавливаются центральные балки, которые будут выполнять функции удерживающих элементов. Центральные балки могут быть цельными или срощеными предыдущим способом;
  2. между центральными балками подвесным методом устанавливается обрешетка.

Способ установки коротких балок

Последовательность установки

После выбора схемы установки работа выполняется в следующем порядке:

  1. производится подготовка элементов в соответствии с размерами. Если выбрано способ укладки перекрытий в стену, то длина балок должна быть на 20 – 25 см больше длины помещения. При укладке подвесным способом длина балок и помещения равны;
  2. распиленные балки подлежат обработке специальными составами, предотвращающими гниение, скопление влаги и подверженность поедания дерева мелкими насекомыми;
  3. укладку лучше производить вдоль более короткой стены помещения;
  4. на первом этапе устанавливаются крайние балки.

Состояние деревянного балочного перекрытия необходимо постоянно контролировать на наличие трещин и своевременно устранять выявленные проблемы. Это позволит значительно продлить срок службы конструкции.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1 . ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 . Типовая технологическая карта разработана на монтаж разрезных стальных подкрановых балок пролетом 12 м с предварительным укрупнением в блоки под мостовые электрические краны общего назначения грузоподъемностью 50 т, запроектированных по типовой серии 1.426.2-3, выпуск 1 применительно к одноэтажным промышленным зданиям с сеткой колонн 12×24 м. Объем работ принят на 10 укрупненных блоков.

Масса подкрановых балок, тормозных конструкций для укрупнения в блоки принята максимальной исходя из следующих условий:

режим работы мостового крана – тяжелый;

расчетная температура – 40 °С и выше;

количество кранов в пролете – один;

высота подкрановой балки – 1450 мм;

Длина укрупненных блоков крайнего и среднего рядов – 12 м.

Укрупненный блок крайнего ряда состоит из одной подкрановой балки, тормозного настила, кранового рельса, элементов жесткости общей массой 4323 кг.

Укрупненный блок среднего ряда состоит из двух подкрановых балок, тормозной фермы, двух крановых рельсов, элементов жесткости общей массой 7373 кг.

1.2 . В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

подготовка блока к подъему;

подъем и установка блока;

1.3 . Работы выполняются в две смены.

1.4 . При привязке типовой технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства принятое в карте направление монтажа и движения кранов уточняется в зависимости от общего направления монтажа несущих конструкций каркаса здания, его раз бивки на захватки; уточняются также объемы работ, средства механизации, потребности в материально-технических ресурсах.

2 . ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 . До начала монтажа подкрановых балок должны быть выполнены организационно-подготовительные мероприятия в соответствии со СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства», а также все работы в соответствии со стройгенпланом. Кроме того, должны быть выполнены следующие работы:

смонтированы и выверены колонны, замоноличены стыки колонн с фундаментами (прочность бетона в стыках должна быть не менее 70 % проектной);

смонтированы связи по колоннам;

оформлен акт приемки выполненных монтажных работ на основании исполнительной схемы геодезической съемки фактического положения колонн в соответствии со СНиП III -16-80 «Бетонные и железобетонные конструкции сборные» или СНиП III-18-75 «Металлические конструкции»;

завезены и разложены помарочно согласно схеме раскладки, блоки подкрановых балок;

доставлены в зону монтажа монтажный кран, приспособления, инвентарь, инструмент;

на консолях колонн разбиты и нанесены оси подкрановых балок;

непосредственно в пролетах обозначены пути движения и рабочие стоянки монтажного крана.

2.2 . Технология монтажа подкрановых балок принята по безвыверочному методу укрупненными блоками.

2.3 . Укрупнение подкрановых балок, тормозных ферм в блоки производится в заводских условиях.

2.4 . Укрупненный блок для крайнего ряда состоит из подкрановой балки, тормозного настила и кранового рельса.

2.5 . Укрупненный блок для среднего ряда состоит из двух подкрановых балок, тормозной фермы и двух крановых рельсов.

2.6 . Для придания жесткости блокам при транспортировке и монтаже необходимо поставить временно дополнительные элементы (уголок 75×75×5) в соответствии с правилами транспортировки изделий серии 1.426.2-3.

2.7 . Укрупненные блоки предварительно завозят и раскладывают в зоне работы монтажного крана. Блоки раскладывают на деревянные подкладки вдоль пролета здания между колоннами под углом к их оси, чтобы при помощи монтажного крана можно было поднимать и укладывать блоки на консоли колонн при одном вылете крюка.

2.3 . Безвыверочный монтаж подкрановых балок укрупненными блоками достигается за счет обеспечения повышенной точности вертикальных отметок и уровня опорной поверхности консолей колонн. Перед монтажом подкрановых балок или во время монтажа на консоли колонн, непосредственно на закладную деталь, при необходимости между анкерными болтами устанавливают металлические подкладки-компенсаторы толщиной 5 – 10 мм для выравнивания уровня опорных поверхностей с точностью ± 5 мм от проектных. Допускаемые отклонения проектных отметок опорных поверхностей для железобетонных колонн ± 10 мм, а для стальных колонн ± 5 мм.

2.9 . Монтаж укрупненных блоков подкрановых балок выполняется с помощью гусеничного крана МКГ-25БР с длиной стрелы 23,5 м.

2.10 . Строповка блоков подкрановых балок производится с помощью стропов с захватами.

2.11 . Технология монтажа укрупненных блоков подкрановых балок заключается в следующем. Вначале устанавливают на колонны приставные лестницы с площадками. В это время монтажники готовят блок к подъему: очищают конструкцию от загрязнения, навешивают инвентарные лестницы, натягивают страховочный канат для безопасности работ.

2.12 . Привязав оттяжки, блок стропят, поднимают на высоту 0,2 – 0,3 м и проверяют правильность строповки, равномерность натяжения стропов, устойчивость крана и действие тормозов и только после этого подают сигнал о подъеме блока. Блок поднимают выше колонн на 0,5 м и подают его к месту установки, постепенно опуская на высоту 0,1 – 0,15 м от опорной поверхности.

2.13 . Ориентируя по рискам, блок устанавливают в проектное положение, закрепляют болтами, приваривают верхний пояс к колонне.

2.14 . Расстроповку осуществляют после закрепления блока проектными болтами при помощи канатов для расстроповки, концы которых привязаны к верхнему поясу блока.

2.15 . Монтаж подкрановых балок выполняет звено, состоящее из 5 чел.:

монтажник конструкций 6-го разряда – 1;

5- го разряда – 1;

4- го разряда – 2;

2- го разряда – 1.

Кран обслуживает один машинист 6-го разряда, не входящий в состав бригады.

2.16 . Калькуляция затрат труда приведена на листе 7.01.01.43-01.

2.17 . График выполнения работ приведен на листе 7.01.01.43-02.

2.18 . В настоящей технологической карте организация, методы и приемы труда приняты в соответствии с типовыми картами трудовых процессов ККТ-5.1-1 «Монтаж стальных конструкций промышленных зданий» ВНИПИ труда в строительстве.

2.19 . Пооперационный контроль качества работ по монтажу металлических подкрановых балок выполняют в соответствии с требованиями СНиП III-18-75 «Металлические конструкции».

Допускаемые правилами СНиП III-18-75 отклонения при монтаже металлических подкрановых балок следующие:

смещение оси подкранового рельса и оси подкрановой балки – 15 мм;

отклонения расстояний между осями подкрановых рельсов одного пролета ± 10 мм;

отклонение оси подкранового рельса от прямой – 15 мм на участке 40 м;

разность отметок головки подкрановых рельсов на одном разрезе пролета здания:

на опорах – 15 мм;

в пролете – 20 мм;

разность отметок подкрановых рельсов на соседних колоннах (расстояние между колоннами L ):

при L менее 10 м – 10 мм;

при L более 10 м – 1/1000 L , но не более 15 мм.

Взаимное смещение торцов смежных подкрановых рельсов на высоте и в плане – 2 мм; зазор в стыках рельсов (при температуре 0 °С и длине рельса 12,5 м) – 4 мм.

Схема пооперационного контроля качества работ приведена на листе 6.

2.20 . Указания по технике безопасности, санитарии и гигиене труда.

2.20.1 . При производстве работ необходимо руководствоваться «Системой научной организации труда, техники безопасности, санитарии и гигиены труда» (см. Государственные общесоюзные стандарты, раздел Т-58); соблюдать правила, приведенные в главе СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве».

2.20.2 . При подъеме конструкций обязательна сигнализация: все сигналы машинисту крана должен подавать только один человек – монтажник.

2.20.3 . До начала работы монтажникам следует ознакомиться с технологической картой на производство работ.

2.20.4 . Монтажники, работающие на высоте, должны быть обеспечены предохранительными поясами и знать места закрепления карабинов, указанные мастером.

2.20.5 . До начала монтажа мастер или производитель работ обязан ознакомить монтажников с настоящими указаниями и дать инструктаж по технике безопасности.

2.20.6 . Монтажникам, работающим на высоте, следует иметь индивидуальные сумки для хранения инструмента, а сварщикам – пеналы и сумки для электродов и ящики для огарков.

Контроль качества выполнения работ

Монтаж железобетонных балок пролетных строений

Методы монтажа, в зависимости от размеров сборных железобетонных пролетных строений мостов балочной системы, содержатся в таблице 5.1.

Таблица 5.1 – Методы монтажа сборных пролетных строений из железобетона

Примечание: В железнодорожном строительстве в России используется только первый метод.

Монтировать балки (их номенклатура приведена в таблице 5.2) можно с земли (кран устанавливают на грунтовом основании), с воды (плавкраном) и с установленных ранее пролетных строений моста стреловым или консольным (консольно–шлюзовым) краном.

Таблица 5.2 – Номенклатура железобетонных типов балок с полной длиной (м) и массов блока (т)

Монтаж балок производится только по утвержденному главным инженером организации проекту производства работ (ППР) и обязательно под руководством инженерно–технических работников (ИТР).

Учитывая повышенную опасность, монтажные работы необходимо вести с тщательным соблюдением правил охраны труда, желательно в светлое время суток. Основные правила: нельзя поднимать груз неизвестной массы, подтаскивать груз при наклонном положении грузового полиспаста крана и поднимать примерзшие к земле предметы.

Состав работ по монтажу железобетонных балок:

  • доставленные на стройплощадку балки разгружают, тщательно осматривают (при наличии дефектов представляют рекламации заводу–изготовителю) и временно закрепляют на складе (во избежание падения и поломки);
  • балки подготавливают к монтажу (обустраивают строповочными приспособлениями);
  • подготавливают опоры к монтажу балок: обстраивают подмостями с перильным ограждением; подвешивают лестницы, заготавливают элементы крепления балок и т. п.;
  • балки подают к монтажному крану (например, балковозом);
  • устанавливают на опоры, выверяют положение и временно закрепляют, например, деревянными подкосами;
  • окончательно закрепляют балки (например, сваркой выпусков арматуры плиты).

Строповка балки осуществляется стропами или траверсой (рис. 5.2).

Рис. 5.2 – Строповка балок и усилия в строповочных элементах: а – при строповке тросом; б – траверсой

Канат стропа подбирают по разрывному усилию Sp . Сначала методом вырезания узлов определяют величину усилия в стропе S. Затем определяют разрывное усилие по формуле

где К – коэффициент запаса, для стропов равен 6–8.

При известном типе троса по величине Sр определяют диаметр стропа в соответствии с таблицей, приведенной в ГОСТе на тросы. Например, усилию Sp = 69,8 тс соответствует диаметр троса 39,8 мм.

Из (рис. 5.2, а) видно, что усилие S в стропе тем больше, чем меньше угол наклона стропа к горизонту. Поэтому этот угол не должен быть меньше 45°, При меньшем угле наклона на плиту балки передается большее сжимающее усилие.

Для применения стропов нужна большая высота подъема крюка и значительная длина стрелы крана. Траверсы в виде металлических балок не требуют этого. Сжатие на железобетонную балку не передается, но в самой траверсе возникает изгибающий момент (рис. 52, б). К тому же она снижает грузоподъемность крана на величину собственного веса и увеличивает расход металла. Поэтому для применения траверсы нужно обоснование.

Стреловой кран выбирают по следующим параметрам (рис. 5.3):

  • грузоподъемность на крюке крана Qk;
  • вылет стрелы Lк;
  • высота подъема крюка Hк;
  • длина стрелы.

Рис. 5.3 – Схемы к определению требуемых параметров крана

Кран выбирают по условиям:

Требуемые значения hб + hз сравнивают с паспортными данными имеющихся у организации кранов, представленными обычно в виде графиков (рис. 5.4).

Рис. 5.4 – Кривые допустимой грузоподъемности Qк = f(Lк) и высоты подъема крюка стрелового крана Hк =f(Lк)

Монтаж балки можно осуществлять одним или двумя стреловыми кранами. Местоположение каждого крана определяется ППР.

Способ монтажа балок мостов балочно–разрезной и температурно–неразрезной системы выбирают, исходя из местных условий и наличия кранового оборудования (рис. 5.5).

Рис. 5.5 – Способы монтажа железобетонных балок

На (рис. 5.6) показаны возможные способы монтажа железобетонных балок стреловыми кранами с земли. Такие схемы часто встречаются на сооружении городских эстакад и путепроводов. Особенно ответственными являются работы по монтажу балок двумя кранами: в ППР должны быть детально проработаны вопросы размещения кранов возле опор, очередность их работы, подача балок под монтаж и др.

Рис. 5.6 – Способы установки балок стреловыми кранами: а – одним краном, с одной стоянки по оси моста, с поворотом на 180°; б – одним краном, расположенным по оси моста, с поворотом и перемещением; в – двумя кранами, расположенными по оси моста, с поворотом обоих и перемещением другого; г – двумя кранами, расположенными рядом с мостом, с поворотом обоих и перемещением другого; д – одним краном, расположенным рядом с мостом, с поворотом на 180°; е – двумя кранами, расположенными рядом с мостом, с перемещением кранов, без поворота и изменения вылета стрел. 1 – балка; 2 – кран; 3 – опора моста; 4 – ось моста; I, II – стадии установки балок на опоры

Если грунты недостаточно прочны, балки можно устанавливать стреловым краном, находящимся на смонтированных балках предыдущего пролета. Обычно так монтируют балки автодорожных мостов длиной до 16 м. и железнодорожных длиной до 6 м.

Эти ограничения по длине железобетонных балок связаны:

  • с необходимостью во время монтажа балки обеспечить большой вылет стрелы Lк, но при этом значительно снижается грузоподъемность крана (рис. 5.7);
  • с перегрузкой смонтированных балок пролетного строения, на котором размещается монтажный кран, особенно при повороте стрелы с грузом.

Рис. 5.7 – График грузоподъемности стрелового крана: 1 – кривая грузоподъемности при работе крана без выносных опор; 2 – то же, на выносных опорах; 3 – кривая высоты подъема стрелы

Это обстоятельство играет большую роль при работе пневмоколесного крана или крана на специальных шасси с выносными опорами. Сосредоточенное давление от них на пролетное строение может быть значительным, и это необходимо учитывать. В железнодорожном мостостроении хорошо показали себя краны ЕДК–1000 грузоподъемностью 125 т. на железнодорожном ходу. Однако этот кран реализует высокую грузоподъемность только на выносных опорах (аутригерах), но их нельзя разме щать на консолях плиты балластного корыта балки, так как консоли не рассчитаны на эту нагрузку.

Монтаж балок также можно выполнять козловыми кранами (рис. 5.8). Их целесообразно использовать на строительстве многопролетных мостов, на поймах, при небольшой высоте насыпи и небольших глубинах воды. Их применение предполагает расходы на подкрановую эстакаду, необходимую для размещения подкрановых путей в условиях водотока.

Рис. 5.8. Установка балок портальным краном: 1 – подкрановый путь; 2 – ходовая тележка; 3 – жесткая стойка; 4 – лебедка подъема груза; 5 – грузовая тележка; 6 – полиспаст; 7 – железобетонная балка; 8 – ригель; 9 – шарнирная стойка; 10 – жесткая затяжка; 11 – лебедка перемещения грузовой тележки; 12 – эстакада; L – пролет крана; В – ход грузовой тележки; H – высота подъема крюка; D – база крана вдоль пути. I – подъем балки 7 полиспастом 6; II – поперечное перемещение балки грузовой тележкой 5; III – опускание балки в проектное положение на опорные части

Автодорожные балки длиной до 18 м монтируют одним козловым краном, длиной 21 м и более – двумя.

Этот способ монтажа обеспечивает технологичность и безопасность работ. Но для его реализации требуются подкрановые пути на земляном полотне или низководных подмостях. Следовательно, вдоль оси строящегося моста необходимо построить временные низководные мосты (по одному под каждую ногу крана). Способ материалоемкий и достаточно дорогой.

Монтаж балок специальным краном не требует затрат на подмости, но изготовление самого крана достаточно дорого.

На сооружении автодорожных мостов применяют консольно–шлюзовые краны (рис. 5.9), работающие по двум схемам:

  1. Кран сначала надвигается в пролет, работая как консольная балка (или ферма).
  2. Кран работает как двухпролетная (или трехпролетная) балка (или ферма), а балка пролетного строения во время монтажа шлюзуется между ногами крана, установленными на опоры моста.

Рис. 5.9 – Консольно–шлюзовые краны; а – ГП–2 на 30; б – КГДК–2 на 32; 1 – подкрановый путь; 2 – задняя опора с ходовой тележкой; 3 – противовес; 4 – главная ферма; 5 – средняя опора с ходовой тележкой, 6 – грузовая тележка; 7 – путь для продольного перемещения балок; 8 – передняя опора; 9 – железобетонная балка; 10 – ригель; 11 – каретка для поперечного перемещения балок; 12 – путь для поперечного перемещения балок. I – продольное перемещение (шлюзование) балки; II – опускание балки; III – поперечное перемещение балки

Краны КШК 2 на 20, КШК 2 на 30, КШУ 2 на 50 предназначены для монтажа балок автодорожных мостов длиной 24, 33 и 42,0 м. соответственно.

Широко применявшийся ранее кран КШК 2 на 32 (рис. 5.9, б) имеет приводную трехосную тележку с электроприводом и при надвижке может самоходом перемещаться в пролет. Во время монтажа балок кран опирается на свои 3 опоры.

Давление на тележку при перемещении крана составляет 48,5 тс, а при монтаже балки – около 90 тс. На это давление необходимо проверить неомоноличенные смонтированные балки предыдущего пролета.

Краны типа КШК имеют большое преимущество перед стреловыми кранами: ими достаточно просто монтировать тяжелые балки больших длин со смонтированных пролетов.

Для возведения железнодорожных мостов применяют консольные краны. Железнодорожный кран ГЭПК–130 (габаритный электрифицированный поворотный кран грузоподъемностью 130 т) способен передвигаться с грузом по смонтированным пролетным строениям. На крюке может находиться железобетонная балка длиной до 34,2 м или металлическое сплошностенчатое пролетное строение длиной до 45,8 м (рис. 5.10).

Рис. 5.10. Схема работы габаритного электрифицированного поворотного крана ГЭПК–130: I – подвесной противовес (46 т); 2– откатной противовес (64 т); 3 – трос; 4 – опорная рама; 5 – главная балка крана; 6 – подвеска траверсы: 7 – траверса; 8 – монтируемая балка; 9 – восьмиосная платформа; 10 – кабина; 11 – четырехосная платформа

Консольный кран создает большие осевые нагрузки (до 38 тс/ось). Поэтому высокие требования предъявляются к пути на мосту и на подходе. Тип рельс должен быть не ниже Р50 требуется до 2000 шпал на километр, путь должен быть обкатан двадцать раз поездной нагрузкой с давлением на ось не менее 22 тс. Вынос крюка от оси моста при повороте стрелы крана составляет до 5,3 м. Длина крана – около 72 м. Вес в нерабочем состоянии – около 800 тс. Перемещается в составе поезда.

Монтаж балок и плит покрытия

qэ – масса элемента, т; (табл. 1)

qc – масса захватного приспособления, т; (табл. 4)

2) требуемая высота подъема крюка крана:

h – высота монтажного горизонта, м;

hз – высота запаса (принимаем 0,5м);

hэ – высота элемента, м;

hc – расчетная высота строповки, м; (табл. 4)

Расчетная схема к определению рабочих параметров крана представлена на рис. 5.3.2

Схема монтажа стропильных балок представлена на рис. 5.3.3

Разрез по схеме монтажа стропильных балок представлен на рис. 5.3.4

Рис.5.3.2 Расчетная схема по подбору рабочих параметров крана

Рис. 5.3.3 Схема монтажа стропильных балок.

Рис. 5.3.4 Разрез по схеме монтажа стропильных балок

Для монтажа стропильных балок принимаем кран РДК-25 со следующими характеристиками:

  • – длина стрелы 25,3м без гуська
  • – скорость подъема опускания груза: V1= 5,38 м/мин;
  • – скорость опускания груза: V2= 11,97 м/мин;
  • – скорость изменения вылета стрелы V3= 15 м/мин;
  • – скорость передвижения: Vп = до км/ч;
  • – частота вращения поворотной части: n= 0,65 об/мин;
  • – масса крана: q=43-50 т;
  • – колея: 3,15 м;
  • – база: 5,4м
  • – график изменения грузоподъёмности и высоты подъёма крюка в зависимости от вылета стрелы представлен на рис. 5.3.5

Рис. 5.3.5 График грузоподъемности крана РДК-25, стрела 25,3м

5.3.9. Монтаж плит покрытия осуществляется в одном потоке с фермами, поэтому сразу после установки очередной фермы укладывают очередной ряд плит. Доставку пли на строительную площадку осуществляют плитовозом ПЛ-0906, грузоподъемностью 9т [5]

Плиты покрытия монтируют от одного конца фермы к другому, начиная со стороны ранее смонтированного пролета. Строповка плит производится траверсой (ПИ Промстальконструкция, 2006-78табл. 4,рис. 5.3.6).

Рис.5.3.6 Эскиз строповки плиты покрытия

5.3.10. Монтаж плит покрытия ведут стреловым краном. Расчетная схема для определения рабочих параметров крана представлена на рис. 5.3.7

Рис. 5.3.7 Расчетная схема к определению рабочих параметров крана.

5.3.11. Выбор крана для монтажа плит покрытия производим следующим образом:

Оптимальный угол наклона стрелы крана:

Тогда требуемый вылет стрелы:

1) Требуемая грузоподъемность:

qэ – масса элемента, т; (табл. 1)

qc – масса захватного приспособления, т; (табл. 4)

2) Требуемая высота подъема крюка крана:

h – высота монтажного горизонта, м;

hз – высота запаса (принимаем 0,5м);

hэ – высота элемента, м;

hc – расчетная высота строповки, м; (табл. 4)

Монтаж плит покрытий вести краном: РДК-25

  • – длина стрелы 25,3м без гуська
  • – скорость подъема опускания груза: V1= 5,38 м/мин;
  • – скорость опускания груза: V2= 11,97 м/мин;
  • – скорость изменения вылета стрелы V3= 15 м/мин;
  • – скорость передвижения: Vп = до км/ч;
  • – частота вращения поворотной части: n= 0,65 об/мин;
  • – масса крана: q=43-50 т;
  • – колея: 3,15 м;
  • – база: 5,4м
  • – график изменения грузоподъёмности и высоты подъёма крюка в зависимости от вылета стрелы представлен на рис. 5.3.8

Рис. 5.3.8 График грузоподъемности крана РДК-25, стрела 25,3м

5.3.12. Плиты покрытия укладывают по разметке на балках, с целью обеспечения проектного положения их в плане на стропильной конструкции.

Первую плиту покрытия, установленную на стропильные конструкции, приваривают в четырех опорных узлах. Закладные детали каждой последующей плиты не менее чем в 3-х узлах опирания приваривать к закладным деталям стропильной балки.

При укладке в каждой ячейке первой плиты один монтажник находится на плите, уложенной в смежной ячейке, второй на лестнице-площадке, навешенной на колонну. В дальнейшем оба монтажника переходят на вновь уложенную плиту для приемки и укладки следующей.

Крайние плиты покрытия оснащать инвентарной конструкцией ограждения (табл. 4, рис.5.3.9). Швы между плитами заделать цементно-песчаным раствором на быстротвердеющем цементе.

Рис. 5.3.9 Инвентарная конструкция ограждения.

  • 5.3.13. Складирование плит покрытия осуществлять в рабочей зоне монтажного крана. Плиты укладывать в штабели. В одном штабеле располагать 4 плиты.
  • 5.3.14. Схема складирования и монтажа конструкций покрытия представлена на рис.5.3.10

Разрез по схеме монтажа конструкций покрытия представлен на рис.5.3.11

Рис 5.3.10 Схема складирования и монтажа конструкций покрытия

Рис.5.3.11 Разрез по схеме монтажа

5.3.15. Эксплуатационная производительность крана РДК-25 при укладке плит покрытия.

Средневзвешенная масса монтируемых конструкций:

Средневзвешенное время монтажного цикла крана:

Продолжительность монтажа одной конструкции i-типа:

Ручное время монтажного цикла одной конструкции i-го типа:

Машинное время монтажа конструкции i-го типа:

Читайте также:  Масляные краски
Ссылка на основную публикацию