Схема разметки первого уровня

Дорожная разметка

Горизонтальная разметка

Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения.

Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10, 1.17 и 1.26 желтого цвета, временная – оранжевый цвет.

Разметка 1.1.

Разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств.
——————————–
Нумерация разметки соответствует ГОСТу Р 51256-2011.

(Прим. Пересекать запрещается!)

Разметка 1.2.

Обозначает край проезжей части.

(Прим. Допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.)

Разметка 1.3.

Разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях, с двумя или тремя полосами – при ширине полос более 3,75 м

(Прим. Пересекать запрещается!)

Разметка 1.4.

Обозначает места, где запрещена остановка транспортных средств.

(Прим. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.27 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра.)

Разметка 1.5.

Разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении.
Пересекать разрешается с любой стороны.

Разметка 1.6.

Линия приближения (прерывистая линия, у которой длина штрихов в три раза превышает промежутки между ними) — предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений.

(Прим. Пересекать разрешается с любой стороны.)

Разметка 1.7.

Прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками — обозначает полосы движения в пределах перекрестка.

Пересекать разрешается с любой стороны

Разметка 1.8.

Широкая прерывистая линия — обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части (на перекрестках, пересечениях дорог на разных уровнях, в зоне автобусных остановок и т. п.).

(Прим. Пересекать разрешается с любой стороны.)

Разметка 1.9.

Обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование.

(Прим. Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах — с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9. Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.).

Разметка 1.10.

Обозначает места, где запрещена стоянка транспортных средств.

(Прим. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.28 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра.)

Разметка 1.11.

Разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, где необходимо разрешить движение только со стороны прерывистой линии (в местах разворота, въезда и выезда с прилегающей территории).

(Прим. Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.)

Разметка 1.12.

Стоп-линия — указывает место, где водитель должен остановиться, при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика).

Разметка 1.13.

Указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге.

Разметка 1.14.1., 1.14.2.

Обозначает границы пешеходного перехода.

Стрелки разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов.

Разметка 1.15.

Обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть.

Разметка 1.16.1.

Обозначает островки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений, места для стоянки транспортных средств (парковки) и велосипедные полосы

Разметка 1.16.2.

Обозначает островки, разделяющие транспортные потоки одного направления.

(Прим. Движение транспортных средств при наличии разметки 1.16.2, 1.16.3 должно осуществляться со стороны острия углов, образуемых широкими линиями разметки.)

Разметка 1.16.3.

Обозначает островки в местах слияния транспортных потоков

(Прим. Движение транспортных средств при наличии разметки 1.16.2, 1.16.3 должно осуществляться со стороны острия углов, образуемых широкими линиями разметки.)

Разметка 1.17.

Обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси.

Разметка 1.18.

Указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот.

(Прим. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаками 5.15.1, 5.15.2)

Разметка 1.19.

Предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участку, где уменьшается количество полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений. В первом случае разметка 1.19 может применяться в сочетании со знаками 1.20.1, 1.20.2, 1.20.3.

Разметка 1.20.

Предупреждает о приближении к разметке 1.13.

Разметка 1.21.

Надпись СТОП — предупреждает о приближении к разметке 1.12, когда она применяется в сочетании со знаком 2.5.

Разметка 1.22.

Указывает номер дороги или маршрута.

Разметка 1.23.1.

Обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств

Разметка 1.23.2.

Обозначение пешеходной дорожки или пешеходной части дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов и велосипедов.

Разметка 1.23.3.

Обозначение велосипедной дорожки (части дорожки) или полосы

Разметка 1.24.1., 1.24.2., 1.24.3.

Данные виды разметки дублируют соответствующие дорожные знаки и применяются совместно с ними.

Разметка 1.24.4.

Дублирует значение дорожного знака “Фотовидеофиксация” и (или) обозначение участков дороги, на которых может осуществляться фотовидеофиксация; разметка 1.24.4 может применяться самостоятельно.

(Прим. Наносится в том же поперечном сечении дороги со знаком 8.23. На многополосных дорогах разметку 1.24.4 наносят на каждой полосе, за исключением случаев, когда фиксация осуществляется по выделенной полосе. Может применяться самостоятельно, при этом разметку 1.24.4 наносят вне населенного пункта не менее 300 м, а в населенном пункте не менее 100 м до начала участка дороги, на котором может осуществляться фиксация, и далее через каждые 500 м на всем протяжении. При наличии примыканий или пересечений разметку 1.24.4 повторяют после каждого перекрестка.)

Разметка 1.24.5.

Дублирует значение таблички 8.4.3.1; Эта разметка может применяться самостоятельно.

Разметка 1.24.6.

Дублирование дорожного знака 5.33.1 “Велосипедная зона”

Разметка 1.24.7.

Дублирование дорожного знака 8.9.2 “Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса”

Разметка 1.25.

Обозначение искусственных неровностей по ГОСТу Р 52605-2006.

Разметка 1.26.

Обозначает участок перекрестка, на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами. Разметка может применяться самостоятельно либо совместно с дорожным знаком 1.35.

Пояснение:
В народе разметка называется «вафельной» или «вафельницей». Она представляет собой пересекающиеся диагональные желтые полосы и обозначает участок перекрестка, на который нельзя выезжать, если впереди образовался затор.

Вертикальная разметка

Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.

Разметка 2.1.1 – 2.1.3.

Обозначают элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцовых частей парапетов и тому подобного), когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств.

Разметка 2.2.

Обозначает нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов.

Разметка 2.3.

Обозначает круглые тумбы, установленные на разделительных полосах или островках безопасности.

Разметка 2.4.

Обозначает направляющие столбики, надолбы, опоры ограждений и тому подобное

Разметка 2.5.

Обозначает боковые поверхности ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках, других опасных участках.

Разметка 2.6.

Обозначает боковые поверхности ограждений дорог на других участках.

Разметка 2.7.

Обозначает бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безопасности.

Дорожная разметка РФ

1. Горизонтальная дорожная разметка

Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения.

Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10, 1.17 и 1.26 желтого цвета, временная – оранжевый цвет.

1.1 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

* Нумерация разметки соответствует ГОСТу Р 51256-2011.

1.2 – обозначает край проезжей части;

1.3 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях, с двумя или тремя полосами – при ширине полос более 3,75 м;

1.4 (цвет – желтый) – обозначает места, где запрещена остановка транспортных средств;

1.5 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;

1.6 – предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений;

1.7 – обозначает полосы движения в пределах перекрестка;

1.8 – обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части;

1.9 – обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование;

1.10 (цвет – желтый) – обозначает места, где запрещена стоянка транспортных средств;

1.11 – разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, где необходимо разрешить движение только со стороны прерывистой линии (в местах разворота, въезда и выезда с прилегающей территории);

1.12 – указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора(регулировщика);

1.13 – указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге;

1.14.1 , 1.14.2 – обозначает пешеходный переход; стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов;

1.15 – обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть;

1.16.1 – обозначает островки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений, места для стоянки транспортных средств (парковки) и велосипедные полосы;

1.16.2 – обозначает островки, разделяющие транспортные потоки одного направления;

1.16.3 – обозначает островки в местах слияния транспортных потоков;

1.17 (цвет – желтый) – обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси;

1.18 – указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот;

1.19 – предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участку, где уменьшается число полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

1.20 – предупреждает о приближении к разметке 1.13;

1.21 – предупреждает о приближении к разметке 1.12, когда она применяется в сочетании со знаком 2.5;

1.22 – обозначает номер дороги;

1.23.1 – обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств;

1.23.2 – обозначение пешеходной дорожки или пешеходной части дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов и велосипедов;

1.23.3 – обозначение велосипедной дорожки (части дорожки) или полосы;

1.24.1 – дублирование предупреждающих дорожных знаков;

1.24.2 – дублирование запрещающих дорожных знаков;

1.24.3 – дублирование дорожного знака “Инвалиды”;

1.24.4 – дублирование дорожного знака “Фотовидеофиксация” и (или) обозначение участков дороги, на которых может осуществляться фотовидеофиксация; разметка 1.24.4 может применяться самостоятельно;

1.24.5 – дублирование таблички 8.4.3.1; разметка 1.24.5 может применяться самостоятельно;

1.24.6 – дублирование дорожного знака 5.33.1 “Велосипедная зона”;

1.24.7 – дублирование дорожного знака 8.9.2 “Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса”;

1.25 – обозначение искусственных неровностей по ГОСТу Р 52605-2006.

1.26 – (цвет – желтый) – обозначает участок перекрестка, на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами. Разметка может применяться самостоятельно либо совместно с дорожным знаком 1.35.

Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.

Линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.

Линии 1.5 – 1.8 пересекать разрешается с любой стороны.

Читайте также:  Как сделать угол на потолочном плинтусе

Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах – с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.

Линию 1.9 , разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.

Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой линии, а также и со стороны сплошной линии, но только при завершении обгона или объезда.

В случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. В случаях если линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.

2. Вертикальная дорожная разметка

Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.

2.1.1 – обозначает элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и тому подобного), когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств;

2.1.2 – обозначает элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и тому подобного), когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств;

2.1.3 – обозначает элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и тому подобного), когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств;

2.2 – обозначает нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов;

2.3 – обозначает круглые тумбы, установленные на разделительных полосах или островках безопасности;

2.4 – обозначает направляющие столбики, надолбы, опоры ограждений и тому подобное;

2.5 – обозначает боковые поверхности ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках, других опасных участках;

2.6 – обозначает боковые поверхности ограждений дорог на других участках;

2.7 – обозначает бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безопасности.

Горизонтальная дорожная разметка

С изменениями согласно Постановлению Правительства РФ
№ 20 от 21.01.2013 г. Вступили в действие с 1 июля 2013 г.

С изменениями согласно Постановлению Правительства РФ
№ 621 от 23.07.2013 г. Вступили в действие с 6 августа 2013 г.

По ГОСТу Р51256-99 и ГОСТ 52289-2004
Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части)
устанавливает определенные режимы и порядок движения.
Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной.
Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4 , 1.10 и 1.17 желтого цвета,
временная — оранжевый цвет.

1.9 — обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование;

Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах — с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.

Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.

1.11 — разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, предназначенные для разворота, въезда и выезда со стояночных площадок и тому подобного, где движение разрешено только в одну сторону;

Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда. В случаях когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.

В случаях, когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.

1.1 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;
Линию 1.1 пересекать запрещается.
1.2.1 — (сплошная линия) — обозначает край проезжей части;
Линию 1.2.1 пересекать запрещается.
Линию 1.2.1 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.
1.2.2 — (прерывистая линия, у которой длина штрихов в 2 раза короче промежутков между ними) — обозначает край проезжей части на двухполосных дорогах;
Линию 1.2.2 пересекать разрешается с любой стороны.
1.3 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более;
Линию 1.3 пересекать запрещается.
1.4 — обозначает места, где запрещена остановка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.27 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;
1.5 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;
Линию 1.5 пересекать разрешается с любой стороны.
1.6 — (линия приближения — прерывистая линия, у которой длина штрихов в 3 раза превышает промежутки между ними) — предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11 , которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений;
Линию 1.6 пересекать разрешается с любой стороны.
1.7 — (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками) — обозначает полосы движения в пределах перекрестка. Применяется для разметки зоны парковки;
Линию 1.7 пересекать разрешается с любой стороны.
1.8 — (широкая прерывистая линия)—обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части (на перекрестках, пересечениях дорог на разных уровнях, в зоне автобусных остановок и тому подобное);
Линию 1.8 пересекать разрешается с любой стороны.
1.10 — обозначает места, где запрещена стоянка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.28 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;
1.12 — (стоп-линия) — указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика);
1.13 — указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге;
1.14.1 — («зебра») — обозначает пешеходный переход;
1.14.2 — («зебра») — обозначает пешеходный переход, стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов;
1.15 — обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть;
1.16.1 — обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков;
1.16.2 — обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков;
1.16.3 — обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков;
1.17 — обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси;
1.18 — указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам.
Применяется самостоятельно или в сочетании со знаками 5.8.1 , 5.8.2 ; разметка с изображением тупика наносится для указания того, что повоbрот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот;
1.19 — предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участку, где уменьшается количество полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11 , разделяющим транспортные потоки противоположных направлений. В первом случае разметка 1.19 может применяться в сочетании со знаками 1.20.1 , 1.20.2 , 1.20.3 ;
1.20 — предупреждает о приближении к разметке 1.13 ;
1.21 — (надпись «СТОП») — предупреждает о приближении к разметке 1.12 , когда она применяется в сочетании со знаком 2.5;
1.22 — указывает номер дороги (маршрута);
1.23 — обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств.
1.24.1 — дублирует соответствующий дорожный знак 1.24.1 и применяется совместно с ним;
1.24.2 — дублирует соответствующий дорожный знак 1.24.2 и применяется совместно с ним;
1.24.3 — дублирует соответствующий дорожный знак 1.24.3 и применяется совместно с ним;
1.24.4 — применяется для дублирования знака дополнительной информации таблички 8.23 “Фотовидеофиксация” и наносится в том же поперечном сечении дороги со знаком 8.23. На многополосных дорогах разметку 1.24.4 наносят на каждой полосе, за исключением случаев, когда фиксация осуществляется по выделенной полосе. Может применяться самостоятельно, при этом разметку 1.24.4 наносят вне населенного пункта не менее 300 м, а в населенном пункте не менее 100 м до начала участка дороги, на котором может осуществляться фиксация, и далее через каждые 500 м на всем протяжении. При наличии примыканий или пересечений разметку 1.24.4 повторяют после каждого перекрестка.
1.25 — обозначает искусственную неровность на проезжей части.

Информация о дорожной разметке

Дорожная разметка — система линий и знаков, нанесенных на дорожное полотно, а также элементы оборудования дорог, и имеющих строго определенные размеры и форму.

Предназначение дорожной разметки — регулирование движения транспортных средств и пешеходов, увеличение безопасности дорожного движения. Статистические данные свидетельствуют: наличие на отрезке дороги яркой, четкой разметки уменьшает количество аварий на этом отрезке приблизительно на 20%.

Выделяют следующие виды дорожной разметки:

  • горизонтальная: к ней относятся линии, стрелки, надписи, прочие обозначения, нанесенные на проезжую часть;
  • вертикальная: представляет собой сочетание черных и белых полос, наносимых на элементы оборудования дорог и дорожные сооружения в целях обозначения их габаритов и упрощения зрительного ориентирования водителей и пешеходов.

Кроме того, дорожная разметка делится на постоянную и временную. Первая не имеет ограничений по времени действия; она имеет белый (в ряде случаев – желтый) цвет. Вторая наносится на дорожное полотно на определенное время; эта разновидность дорожной разметки имеет оранжевый цвет.

Качественно выполненная дорожная разметка, которая хорошо различима в любое время суток и в любых погодных условиях, направляет потоки транспортных средств, дополняет информацию, сообщаемую дорожными знаками, существенно повышает безопасность дорожного движения. Кроме того, разметка оптимизирует количество транспортных средств на дороге, упорядочивает расположение автомобилей на стоянках.

В соответствии с действующей редакцией Правил дорожного движения, дорожная разметка имеет второстепенное значение по отношению к дорожным знакам. В случае если разметка плохо различима или ее значение противоречит значению знаков, приоритет имеют последние.

Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения.

Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной.

Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17 желтого цвета, временный – оранжевый цвет.

В случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожныит знаками.

В случаях, когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.

1. Горизонтальная разметка

Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения.

Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10, 1.17 и 1.26 желтого цвета, временная – оранжевый цвет.

Горизонтальная разметка 1.1 разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств.

Линию 1.1 пересекать запрещается.

Горизонтальная разметка 1.2 – обозначает край проезжей части.

Линию 1.2. допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.

Горизонтальная разметка 1.3 разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях, с двумя или тремя полосами – при ширине полос более 3,75 м.

Линию 1.3 пересекать запрещается.

Горизонтальная разметка 1.4 (цвет – желтый) – обозначает места, где запрещена остановка транспортных средств.

Горизонтальная разметка 1.5 разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении. Линию 1.5 разрешается пересекать с любой стороны.

Горизонтальная разметка 1.6 предупреждает о приближении к разметке 1.­1 или 1.­11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений. Линию 1.6 разрешается пересекать с любой стороны.

Горизонтальная разметка 1.7 обозначает полосы движения в пределах перекрестка. Линию 1.7 разрешается пересекать с любой стороны.

Горизонтальная разметка 1.8 обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части. Линию 1.8 разрешается пересекать с любой стороны.

Горизонтальная разметка 1.9 обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование. Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах – с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9. Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.

Горизонтальная разметка 1.10 (цвет – желтый) – обозначает места, где запрещена стоянка транспортных средств.

Горизонтальная разметка 1.11 разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, где необходимо разрешить движение только со стороны прерывистой линии (в местах разворота, въезда и выезда с прилегающей территории). Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.

Горизонтальная разметка 1.12 указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика).

Горизонтальная разметка 1.13 указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге.

1.14.1

1.14.2

Горизонтальная разметка 1.14.1 и 1.14.2 обозначает пешеходный переход. Стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов.

Горизонтальная разметка 1.15 обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть.

1.16.1

1.16.2

1.16.3

Горизонтальная разметка 1.16.1 обозначает островки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений, места для стоянки транспортных средств (парковки) и велосипедные полосы. Горизонтальная разметка 1.16.2 обозначает островки, разделяющие транспортные потоки одного направления. Горизонтальная разметка 1.16.3 обозначает островки в местах слияния транспортных потоков.

Горизонтальная разметка 1.17 обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси.

Горизонтальная разметка 1.18 указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот.

Горизонтальная разметка 1.19 предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участку, где уменьшается число полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.­1 или 1.­11, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений.

Горизонтальная разметка 1.20 предупреждает о приближении к разметке 1.­13.

Горизонтальная разметка 1.21 (надпись “СТОП”) – предупреждает о приближении к разметке 1.­12, когда она применяется в сочетании со знаком 2.5 .

Горизонтальная разметка 1.22 ообозначает номер дороги.

Горизонтальная разметка 1.23.1 – обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств.

Горизонтальная разметка 1.23.2 обозначает пешеходную дорожку или пешеходную часть дорожки, предназначенную для совместного движения пешеходов и велосипедов.

Горизонтальная разметка 1.23.3 обозначает велосипедную дорожку (часть дорожки) или полосы.

Горизонтальная разметка 1.24.1 – дублирует предупреждающие дорожные знаки.

1.24.2 – дублирует запрещающие дорожные знаки.

1.24.3 – дублирует дорожный знак “Инвалиды”.

1.24.4 – дублирование дорожного знака “Фотовидеофиксация” и (или) обозначение участков дороги, на которых может осуществляться фотовидеофиксация, разметка 1.24.4 может применяться самостоятельно.

1.24.5 – дублирование таблички 8.4.3.1 , разметка 1.24.5 может применяться самостоятельно.

1.24.6 – дублирование знака 5.33.1 “Велосипедная зона”, разметка 1.24.6 может применяться самостоятельно.

1.24.7 – дублирование таблички 8.9.2 “Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса”, разметка 1.24.7 может применяться самостоятельно.

Горизонтальная разметка 1.25 обозначает искусственную неровность по ГОСТу Р 52605-2006.

Горизонтальная разметка 1.26 (цвет – желтый) – обозначает участок перекрестка, на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами. Разметка может применяться самостоятельно либо совместно с дорожным знаком 1.35 .

Разметка. Нанесение разметки на заготовку или деталь

Разметкой называют операцию нанесения на обрабатываемую заготовку или ремонтируемую деталь линий (так называемых разметочных рисок), определяющих контуры детали или места, подлежащие обработке.

Разметку деталей применяют преимущественно в мелкосерийном производстве деталей и при проведении слесарных ремонтных работ.

Для производства разнообразных разметочных работ слесарь должен располагать специальными измерительными и разметочными инструментами (линейки, рейсмасы, чертилки, кернеры и др.).

Для установки, выверки и закрепления размечаемых деталей используют набор специальных приспособлений ( подкладки, призмы, угольники и пр.).

Разметку производят на разметочных плитах, на которых и располагают все приспособления и инструмент.

1. Разметочные плиты

Разметочные плиты имеют ребристую конструкцию, что придает им жесткость при сравнительно небольшом весе.

Рабочие поверхности разметочных плит должны быть точно обработаны. Во избежание деформаций плит в процессе их эксплуатации отливки между черновой и чистовой обработкой подвергают старению (выдержке на воздухе длительное время).

На верхней поверхности разметочной плиты (рис. 1, а), при отсутствии станочных пазов, прострагивают продольные и поперечные канавки глубиной и шириной 1-2 мм так, чтобы вся поверхность плиты оказалась разделенной на квадратные участки.

Большие разметочные плиты устанавливают на специальных подставках (тумбах) с выдвижными ящиками для хранения инструмента. Разметочные плиты малых размеров помещаются на деревянных подставках и устанавливают непосредственно на верстаках.

Высота от пола до рабочей поверхности разметочной плиты малых или средних размеров составляет 800–900 мм, а плиты больших размеров – 700 мм.

Разметочная плита должна иметь свободное пространство для обхода и для возможности работать с любой стороны.

Проверку плоскостности разметочных плит осуществляют с помощью точной проверочной линейки и щупа. Для этого линейку накладывают своей рабочей поверхностью на рабочую поверхность разметочной плиты. Зазоры между этими поверхностями контролируют щупом. Толщина щупа, который проходит в щель между линейкой и разметочной плитой, не должна превышать 0,03–0,05 мм.

Правильность рабочих поверхностей шабреных разметочных плит (рис. 1, б), предназначенных для точной разметки и поверочных работ, проверяют на краску поверочной линейкой. Число пятен в квадрате 25х25 мм должно быть не меньше 12.

Рис. 1. Разметочные плиты

2. Оснастка

Для того чтобы установить деталь на рабочей плоскости разметочной плиты, применяют опорные подкладки, призмы, домкраты, специальные приспособления, кубики и угольники, располагающие точно обработанными призматическими и вертикальными поверхностями, перпендикулярными к поверхности плиты. Подкладки используют также для предохранения рабочей поверхности разметочной плиты от повреждения необработанными (черными) поверхностями размечаемых деталей.

Подкладки плоские (рис. 2, а) и призматические (рис. 3) располагают непосредственно на рабочей поверхности разметочной плиты.

Рис. 2. Подкладки для установки детали на разметочной плите

Рис. 3. Призма (а) и угольник (б) для установки деталей

Детали, имеющие плоское основание, плоский торец или три опоры, разнесенные на максимальное расстояние по габариту детали, необходимо устанавливать для разметки на трех подкладках, подобранных по высоте. Если необходимо деталь ориентировать в горизонтальной плоскости, то подбирают подкладки или набор подкладок под опоры, при которых деталь займет горизонтальное положение. В этом случае удобно также использовать регулируемые по высоте подкладки. На рис. 2, б показана регулируемая подкладка, которая регулируется по высоте вращением винта 1, который перемещает клин 2 по клину 3. На боковой поверхности нижнего клина нанесена шкала, которая позволяет более точно устанавливать высоту подкладки.

Цилиндрические детали помещают на призматических подкладках с треугольными вырезами (рис. 3, а). В наборе вспомогательных инструментов обычно имеется несколько таких подкладок с одинаковыми вырезами.

Для удобства разметки деталь может быть закреплена на угольнике (рис. 3, б), установленном на разметочной плите. На полках угольника имеются сквозные отверстия, через которые деталь можно крепить к угольнику.

3. Инструмент для разметки и методы работы с ним

Перед разметкой производят выверку установки детали на разметочной плите. Выверяют установку детали по высоте при помощи штангенрейсмаса. Штангенрейсмасы применяют для точной разметки и измерения высот. Штангенрейсмас (рис. 4) состоит из основания 1, штанги 2, рамки 3, закрепляемой на штанге винтом 8, нониуса 4, державки 6, закрепляемой винтом 7, и микрометрической подачи 5 рамки. В рамку 3 вставляют сменные ножки. Ножки имеют различное назначение: так, ножка 9 – служит для измерения высоты, 10 – для закрепления круглых чертилок, 11 – для разметки. Ножки, которые могут быть также использованы для нанесения рисок на размечаемых деталях, специально затачивают, создавая необходимые для разметки режущие лезвия. Способы отсчета размеров по штангенрейсмасу такие же, как и для штангенциркуля.

Рис. 4. Штангенрейсмас с принадлежностями (ножками)

Измерение или разметку штангенрейсмасом производят на разметочной плите. Перед измерением проверяют нулевую установка инструмента. Для этого рамку с ножкой опускают до соприкосновения с плитой или специальной базовой поверхностью (в зависимости от вида ножки). При таком положении нулевое деление нониуса должно совпасть с нулевым делением шкалы штанги.

Проверив настройку штангенрейсмаса, можно приступить к измерениям (рис. 5, а). При измерении высоты детали опускают вручную рамку с ножкой, немного не доводя ее до детали. Дальнейшее перемещение ножки до соприкосновения с деталью осуществляют с помощью гайки 5 микрометрической подачи.

Рис. 5. Настройка инструмента на размер

Затем скользящим движением штангенрейсмаса по плите от детали выводят ножку из соприкосновения с деталью. После этого скользящим возвратным движением штангенрейсмаса по плите делают попытку поставить ножку на прежнее место. Если натяг был большой, то ножка уткнется в деталь, если натяга не было, то не произойдет соприкосновения с деталью. Если натяг был небольшой, то ножка, соприкоснувшись с деталью, станет на свое место. В этом положении рамку стопорят винтом 8.

При измерении с помощью игл (рис. 5, а) необходимо от показания штангенрейсмаса М вычесть величину m, которая соответствует такому положению рамки 2, когда острие иглы находится в одной плоскости с плоскостью основания прибора. При разметке размер устанавливают по шкалам нониуса и штанги заранее (рис. 5, б). Риску на детали прочерчивают острым концом ножки при перемещении штангенрейсмаса по плите, стараясь перемещать ножку перпендикулярно к размечаемой поверхности.

Нанесение вертикальных рисок можно производить по угольнику.

Угольники (90°) применяют для проверки (или разметки) прямых углов. Угольники (рис. 6, а) служат для проверки неточных изделий. Такие угольники изготовляются цельными, из одного куска материала, и имеют обе стороны одинаковой толщины.

Рис. 6. Угольники

Угольники с широким основанием (рис. 6, б) отличаются тем, что короткая сторона их толще длинной. Они предназначены для проверки прямоугольности при установке изделия на проверочной плите.

Чертилка круглая является инструментом для нанесения разметочных рисок (рис. 7). Она изготовляется из круглой инструментальной стали марки У10 или У12. Рабочий конец чертилки закаливают до твердости 55–58 HRC на длине 20–30 мм и остро затачивают.

Рис. 7. Чертилки

В целях повышения износоустойчивости чертилок их концы иногда покрывают тонким слоем твердого сплава.

Для нанесения вертикальных рисок угольник устанавливается широким основанием на плиту, длинной стороной прислоняется к размечаемой поверхности в вертикальной плоскости (рис. 8, а). Выверяют положение кромки длинной стороной угольника в горизонтальной плоскости и чертилкой наносят вертикальную риску на размечаемой поверхности.

Рис. 8. Нанесение вертикальных разметочных линий

В результате повторения операций с нанесением горизонтальных и вертикальных рисок можно получить пересечение рисок, по которым впоследствии будут просверлены отверстия (рис. 8, б). Для того, чтобы взаимное расположение отверстий было более точным, необходимо их координаты наносить на плоскость от основания плиты и от боковой грани заготовки, если она вертикальна, или от произвольно проведенной вертикальной линии, но тогда необходимо пересчитать координаты положения вертикальных рисок от этой вертикальной линии.

Разметочные кернеры (рис. 9, а) служат для сохранения точности расположения отверстий при сверлении по разметке. Для этого необходимо накернить их расположение (на пересечении рисок сделать углубления, керны (рис. 9, б).

Рис. 9. Разметочный кернер (а) и накернивание (б)

Разметочные кернеры изготовляют из инструментальной стали У7А или реже У8А и подвергают термообработке. Острие кернера затачивают на конус с углом 60°.

При более точной разметке используют малые кернеры с острием, заточенным под углом 30–45°.

У кернера для наметки разметки отверстий, подлежащих сверлению, угол заострения делают равным 75°.

Во время работы разметочные риски становятся мало заметны из-за стружки, пыли, следов замасленных рук и т.п. Поэтому после нанесения рисок производят также их накернивание.

При работе кернер удерживают тремя пальцами левой руки (рис. 9, б). Опираясь на мизинец руки, кернер наклоняют в сторону от себя и совмещают его острый конец с центром перекрестия или с серединой разметочной риски. Найдя нужную точку и зафиксировав на ней мизинцем положение острия кернера, приводят кернер в положение перпендикулярное к накерниваемой поверхности, после чего правой рукой наносят резкий удар молотком по бойку кернера. Необходимо следить, чтобы в момент удара кернер и молоток находились на одной вертикали с тем, чтобы не произошло смещения острия кернера в момент удара молотком.

При ремонте часто приходится увязывать размеры сопрягаемых деталей, обрабатывая одну из деталей по другой. В таких случаях прибегают к разметке “по месту”. Если, например, необходимо сместить резьбовые отверстия на корпусе под фланец, то фланец устанавливают в нужное положение, в крепежное отверстие вставляют направляющую втулку и через нее производят накернивание положения резьбового отверстия. После сверления и нарезания резьбы устанавливают фланец на место и через новое резьбовое отверстие крепят его к корпусу болтом. Затем через втулку накернивают положение остальных отверстий.

При накернивании контуров деталей центры этих углублений (кернов) должны располагаться точно на разметочных линиях, чтобы после обработки детали на ее поверхности оставалась несрезанной половина керна. На длинных рисках простого очертания керны располагают с шагом 20 ÷ 100 мм; на коротких рисках, а также в углах, перегибах и закруглениях – с шагом 5 ÷ 10 мм. На закруглениях керны располагают с меньшим шагом. На пересечениях рисок керны располагают в том случае, если это необходимо для последующей механической обработки (для сверления отверстий, сопряжения поверхностей, ограничения перемещения инструмента и т.п.).

Обработанные поверхности точных деталей обычно не накернивают либо же ставят керны на продолжении рисок – на боковых сторонах детали.

В ряде случаев на постоянном расстоянии от рабочих рисок наносят контрольные риски, которые не накернивают.

Циркули используют для разметки окружностей и дуг, деления отрезков и окружностей, а также для геометрических построений. Циркулями пользуются и для переноса размеров с измерительных линеек на деталь.

Разметочные циркули бывают различными по конструктивному исполнению, но в основном состоят из двух шарнирно соединенных ножек со вставными иглами.

Особенностью конструкции циркуля на рис. 10, а является наличие устройства 3, которое дает возможность установить расстояние между иглами циркуля непосредственно по его шкале с точностью до 0,2 мм. Микрометрические винты 1 и 2 повышают точность этой установки. Сменные иглы 4 затягиваются гайками 5.

Рис. 10. Слесарные циркули: а – циркуль с измерительной шкалой; б – разметочный штангенциркуль

На рис. 10, б показан разметочный штангенциркуль, в основном предназначенный для разметки линий и окружностей больших диаметров. Он состоит из штанги 3 с миллиметровыми делениями и измерительных ножек – неподвижной ножки 2 с измерительной иглой 10, которая может устанавливаться по высоте и стопориться в нужном положении стопорным винтом 1, и подвижной ножки 9 с рамкой 5 и с нониусом 6, которая закрепляется на штанге 3 в нужном положении стопорным винтом 4. Стопорный винт 7 предназначен для закрепления вставной иглы 8 или резца.

Разметка будет более четкой, если поверхности заготовки, подлежащие разметке, окрасить меловой краской или раствором медного купороса, быстросохнущими лаками и красками. Краску берут готовую или приготовляют сами.

Меловую краску готовят из порошка мела, разведенного в воде, с добавлением небольшого количества растительного (льняного) масла и столярного клея. Для получения раствора медного купороса берут три чайные ложки купороса на стакан воды.

Меловым раствором покрывают черновые необработанные поверхности. Раствором медного купороса окрашивают только стальные и чугунные заготовки с предварительно обработанными поверхностями небольшой площади.

Схема разметки первого уровня

Принцип обоснования минимально допустимого расстояния видимости дорожной разметки и дорожных знаков как объектов дорожной обстановки является одним из действенных способов повышения безопасности.

Теоретический анализ. Зрительное восприятие объектов дорожной обстановки представляет собой ряд последовательных этапов: обнаружение объекта, его различение, опознание (идентификация) и декодирование.

Обнаружение объекта – это этап зрительного процесса, в котором наблюдатель выделяет в поле зрения объект, но ещё не может судить о его форме или каких-либо других признаках. На этапе различения водитель определяет форму детали объекта, на основании которых и происходит его опознание.

Наиболее общей характеристикой объекта, зависящей от его физических свойств, размеров и формы является его видимость. Видимость объекта в инженерной психологии принято оценивать угловыми величинами. Однако при эксплуатации объектов дорожной обстановки, к числу которых относится транспортные ограждения и сигнальные столбики, удобнее оценивать их видимость расстоянием, на котором наблюдатель может с достаточной достоверностью обнаружить и различить объект [5,6].

Это расстояние может быть определено при решении зрительной задачи, представленной на рисунке 1. Как видно из рисунка 1 расстояние видимости объекта наблюдателем при условии параллельности его взгляда, поверхности дороги определяется выражением

. (1)

Анализ формулы (1) показывает, что для определения минимально допустимого расстояния видимости объекта необходимо знать две основные величины, характеризующие его геометрические параметры: минимальный размер объекта по высоте или ширине (м) и порог обнаружения и различия объекта , угловые минуты.

По данным ранее проведённых исследований величина для оценки расстояния видимости транспортных ограждений и сигнальных столбиков может быть принята 3 угловым минутам.

Учитывая, что диаметр металлических опор транспортных ограждений и сигнальных столбиков в среднем 0,12 м, минимально допустимое расстояние их видимости, рассчитанное по формуле (1) составляет 150 м [1-3,4].

Указанное расстояние должно использоваться как нормативное при оценке транспортно-эксплуатационных качеств объектов.

Рис. 1. Схема зрительной задачи при определении расстояния видимости объекта дорожной обстановки

При оценке расстояния видимости объектов в реальных условиях наблюдения величина отклоненных результатов от нормативного значения не должна составлять более 5 %.

Методика. Основная задача, решаемая установкой дорожных знаков, состоит в обеспечении зрительной ориентации водителей в сложных условиях.

Однако при решении зрительной задачи необходимо отметить, что восприятие объектов дорожной обстановки должно характеризоваться угловым порогом их опознания, то есть этапом переработки зрительной информации [7-8].

В этой связи угловой порог опознания объектов дорожной обстановки при стационарном наблюдении может быть принят в угловых минутах.

Согласно ГОСТ 10807-78 дорожные знаки на автомобильных дорогах соответствуют 4 типоразмерам (таблица 1).

Вне населенных пунктов

В населённых пунктах

С 2 и 3 полосами

С 4 и более полосами и автомагистрали

Ремонтные работы на автомагистралях, опасные участки при обосновании целесообразности применения

Следует отметить, что обоснование минимально-допустимого расстояния видимости объектов дорожной обстановки предусматривает стационарное (неподвижное) наблюдение, которое не учитывает специфических особенностей зрительного восприятия, характерных для движения автопоезда.

Применение метода стационарного наблюдения обусловлено рядом факторов, унификация которых в настоящее время не предоставляется возможной. К числу этих факторов следует отнести: тип автопоезда, жёсткость амортизаторов и подвески автомобиля, скорость движения, опыт и производственный стаж водителя – наблюдателя и ряд других.

Необходимая величина расчётного расстояния видимости дорожных объектов определяется расчётной скоростью движения принятой схемой видимости.

До настоящего времени нормативными документами не регламентируется минимальное допустимое расстояние видимости дорожной разметки. Не существует достаточно обоснованных рекомендаций по этому вопросу [3-5].

Одной из задач настоящего исследования является обоснование минимального необходимого расстояния видимости дорожной разметки с учётом её специфического назначения.

Основными препятствиями в схемах видимости дорожной разметки, учитывая её назначение обеспечивать оптическую ориентацию водителя при выборе траектории движения, преимущественно в тёмное время суток, могут быть: изменение направления дороги в плане, человек или предмет на проезжей части и повреждение или разрушение проезжей части [7-10].

В соответствии с этими обстоятельствами для назначения расчётной дальности видимости будем руководствоваться основными схемами, представленными на рисунке 2. Схема 1 приемлема для дорог с размеченными полосами движения, когда выезд на соседнюю полосу невозможен по условиям интенсивности движения. Для обеспечения видимости в этом случае решающую роль для тёмного времени суток играет характер препятствия, то есть его геометрические размеры и светотехнические характеристики. Очевидно, что наиболее трудным случаем будет являться видимость повреждения проезжей части.

Рис. 2. Расчётные схемы для определения необходимой дальности видимости дорожной разметки

Схема 2 возможна при малой интенсивности движения, характерной для тёмного времени суток. Схема 3 возможна при движении по незнакомой дороге с недостаточным количеством объектов оптического ориентирования.

Для схемы 1 расчётная видимость дорожной разметки

. (2)

Для схемы 2 расстояние объезда состоит из двух одинаковых обратных кривых, которые водитель должен возможно более плавно описать радиусом без допущения бокового скольжения.

Ввиду малости величины по отношению к и с достаточной степенью точности длину каждой из кривых можно принять равной . Тогда из подобия треугольников

и . (3)

Приняв, что траектория автомобиля при объезде препятствия соответствует двум дугам окружности постоянного радиуса, расчётное расстояние видимости дорожной разметки запишется:

. (4)

Для схемы 3 путь, проходимый автомобилем за время снижения скорости с до :

, (5)

где – отрицательное ускорение, м/с2; – безопасная скорость движения на кривой, км/ч, принимается как расчётная скорость, допустимая на трудных участках.

По данным авторов [4,5] отрицательное ускорение, при котором обеспечивается замедление движения автомобиля с достаточным комфортом для водителя, зависит от скорости движения и выражается зависимостью [6]

. (6)

Таким образом, для схемы расчётное расстояние видимости дорожной разметки:

. (7)

Расчётные расстояния видимости дорожной разметки для различных схем сведены в таблице 3. Из таблицы 3 видно, что наиболее приемлемой расчётной схемой для определения расчётного расстояния видимости дорожной разметки является схема 2.

По этой схеме максимальное расчётное расстояние видимости дорожной разметки примерно равно 100 м, что соответствует возможностям осветительных приборов современных автомобилей, обеспечивающих на таком расстоянии расчётный уровень освещенности. Минимальное расстояние видимости по этой схеме вполне удовлетворяет принятому условию обеспечения безопасности движения автомобиля в тёмное время суток.

Расчётное расстояние видимости дорожной разметки

На участках пересеченной местности

На участках горной местности

Таким образом, схема 2 может быть рекомендована для определения расчётного расстояния видимости дорожной разметки.

Минимальное расстояние видимости разметки в тёмный период суток должно составлять для дорог по категориям: I-100 м; II – 80 м; III – 65 м; IV – 55 м. Метод оценки видимости дорожных знаков должен быть общедоступен и прост. В связи с этими требованиями в качестве основного стационарного метода определения расстояния видимости дорожных знаков может быть рассмотрен визуальный метод без применения специальных приборов. Однако визуальное наблюдение диктует необходимость введения ограничения: наблюдатель должен обладать нормативным зрением.

Методика оценки видимости дорожных знаков должна предусматривать условия и последовательность проведения работ. При этом под условиями проведения работ следует понимать время суток и условия естественной освещенности объекта. Наиболее соответствующим временем является дневное, при ясной погоде. Условия естественной освещенности могут быть назначены после рассмотрения возможных случаев освещения объектов солнечным светом.

Заключительный этап работ предусматривает вынос точки стояния наблюдателя с обочины на полосу отвода. Целью заключительного этапа является сокращение времени производства работ при последующих замерах.

Наблюдения показали, что видимость дорожной разметки всегда обеспечивается в условиях дневного освещения. Кроме того, в дневное время дорожная разметка не является направлением движения, а служит средством, определяющим тактику вождения автомобиля, в частности, размещение автомобиля на проезжей части.

В тёмное время суток горизонтальная дорожная разметка, зачастую, является единственным средством, информирующим водителя об изменении направления трассы дороги. В этом случае горизонтальная (осевая, краевая) дорожная разметка должна быть видимой на возможно большем расстоянии. Однако в тёмное время суток в случае недостаточной световозвращающей способности дорожной разметки, расстояние видимости её оказывается недостаточным.

Следовательно, в качестве контрольного расстояния видимости дорожной разметки должно быть принято расстояние видимости дорожной разметки в тёмное время суток при освещении автомобильными фарами в режиме дальнего света.

Расстояние видимости дорожной разметки можно производить визуально. Для этого в тёмное время суток наблюдатель располагается в кабине автомобиля, стоящего на середине полосы движения с выключенными фарами в режиме дальнего света. Дальность видимости дорожной разметки определяется по следующей формуле:

, (8)

где – средняя длина одного штриха горизонтальной разметки, м; – среднее расстояние между соседними штрихами, м; – количество штрихов, видимых из автомобиля, шт.

При измерении расстояния видимости дорожной разметки переднее колесо автомобиля должно располагаться напротив конца штриха дорожной разметки (граница «штрих-разрыв»).

Вывод. Авторами установлено, что наиболее приемлемой расчётной схемой для определения расчётного расстояния видимости дорожной разметки является схема 2. По этой схеме максимальное расчётное расстояние видимости дорожной разметки примерно равно 100 м, что соответствует возможностям осветительных приборов современных автомобилей, обеспечивающих на таком расстоянии расчётный уровень освещенности. Минимальное расстояние видимости по этой схеме вполне удовлетворяет принятому условию обеспечения безопасности движения автомобиля в тёмное время суток. Таким образом, минимальное расстояние видимости разметки в тёмный период суток должно составлять для дорог по категориям: I-100 м; II – 80 м; III – 65 м; IV – 55 м.

Рецензенты:

Яковлев К.А., д.т.н., доцент кафедры производства, ремонта и эксплуатации машин ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», г. Воронеж;

Волков В.С., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой автомобилей и сервиса ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», г. Воронеж.

Ссылка на основную публикацию