Витражный купол в ресторане

Витражные купола

(495) 991-28-10
Без выходных, круглосуточно!

(495) 991-28-10
Без выходных, круглосуточно!

Изготовливаем витражные купола на заказ на собственном производстве.

Витражи, как вариант украшения интерьера, весьма распространены, поскольку в большинстве своем они уникальны и придают убранству дома особую атмосферу. А вот витражные купола участвуют в основном в декоре религиозных зданий: мечетей, церквей. Совместить витраж и купол – значит придать помещению особую торжественность и величавость.

Витраж – купол представляет собой композицию из стекла в форме полусферы. Декор помещения с таким витражным полотном дает ощущение легкости, праздничности и грандиозности. При этом подобная деталь интерьера довольно редко встречается в частной квартире или доме.

Форма витражных куполов

По своей форме витражные купола очень разнообразны. Основных вариантов форм куполов несколько: овальный и полигональный купола, купол-блюдце и купол-зонтик.

Техника создания витражного купола

Для создания витражных куполов существую несколько разных техник. Но их немного, так как процесс создания такого сооружения достаточно трудоёмкий. Всего выделяют две основных: Тиффани и классическая.

Техника Тиффани подразумевает создание любого витражного объемного сооружения. Благодаря этой технике выполняется даже самый мельчайший орнамент. В качестве материалов мастер может использовать любые яркие цвета художественного стекла.

Самая древняя и самая дорогая техника – это классическая. Витражные купола, выполненные таким образом, дополнительно укрепляются, чтобы исключить возможное провисание.

Монтаж

Для установки витражных куполов необходим профиль из прочных материалов, таких как: алюминий, свинец, сталь. Также используются рамные конструкции из ковки, дерева и латуни. Купол закрепляется к потолку на подвесах, прикрепленных металлическими анкерами к перекрытиям.

Правильная подсветка

Витраж на куполе после установки должен заиграть яркими красками, поэтому важно правильно организовать подсветку потолка. Для этого необходимо тщательно подобрать лампы для освещения и просчитать наилучший вариант размещения. В результате потолок будет освещен равномерно, а цветные стекла заблестят и начнут переливаться.

Витражные купола достаточно высоко крепятся, поэтому их расположение будет единственной трудностью при уходе. Для этой цели можно пригласить специалистов, которые выполняют техническое обслуживание подобных сооружений.

Стоимость

Стоимость витражного купола зависит от того, в какой технике он выполнен. Также на этот фактор влияет цена используемых материалов, размеры и количество небольших деталей рисунка. Кроме того, на итоговую стоимость купола может повлиять наличие высоких потолков, так как из-за них усложнится весь процесс монтажа.

Обновился раздел “Освещение”. При выборе витражей рекомендуем с ним внимательно ознакомиться!

В октябре скидка 10% на витражные потолки. Спешите сделать заказ.

Сделали в квартире витражные потолки. Очень понравилось.

Евгения сделала авторский дизайн проект для нашей новой квартиры в Химках. Все наши пожелания были учтены. Мы получили подарок от студии и безумно рады проделанной работе. Огромное спасибо.

Витражные купола

Витражный купол – это композиция из стекла, обладающая формой полусферы. Это без преувеличения впечатляющее сооружение, придающее торжественность любым помещениям. При изготовлении такого потолочного витража требуется особое мастерство, и наша студия обладает всеми необходимыми ресурсами для создания действительно красивого и безопасного, прочного и долговечного витражного купола.

куполакруглоеплафоныпрямоугольное
нестандартное

0.11778688430786

Витражный купол – особенный декор

Изначально любые купола, как явный признак зданий, несущих религиозные функции (мечети, церкви), ассоциируются у нас с особой величавостью. Если же купол образован витражным полотном, то подобное ощущение возрастает многократно. Поэтому верный способ создать настроение праздника – выбор подобного декора.

Но всегда нужно учитывать то, что витражный купол скорее является прерогативой больших помещений. Для маленьких комнат он слишком громоздкий, да и установить его будет проблематично. Лучше всего выбрать витражный купол для просторных гостиных комнат, бассейнов, залов ресторанов и торговых центров, учебных заведений.

Витражный купол, изготовленный по технике Тиффани, классической технике представляет собой настоящее произведение прикладного искусства. А значит, таким декором будет гордиться и любоваться не одно поколение.

Некоторым покажется, что форма купола излишне грандиозна, чтобы декорировать им потолок в частном доме или квартире. Тогда обратите внимание на иные формы витражных потолков. Подробнее о них, а также о техниках, стилистиках изготовления витражей в потолок в меню ниже :

Витражный купол: интересная информация

Формы витражных куполов достаточно вариативны. Следует выделить следующие разновидности:

Техники изготовления. Витражный купол является довольно сложным сооружением, поэтому немного техник, которые предоставляют возможность создания такого сооружения:

  • Тиффани – техника, посредством которой можно создать любое объемное витражное сооружение. В рамках данного метода можно воплотить сколь угодно мелкий орнамент, а также использовать самые яркие цвета художественного стекла;
  • Классическая техника создания витражных куполов является самой древней, такой витраж очень дорогой. При этом специалисты должны учесть возможность провисания витража и установить его, дополнительно укрепив.

Монтаж витражного купола осуществляется с применением рамной конструкции из дерева, ковки или латуни (только для небольших изделий). Также используются профили из алюминия, свинца, стали. К потолку купол закрепляется на подвесах, которые прикреплены к перекрытиям с помощью металлических анкеров.

Подсветка. Потолок с витражом должен быть подсвечен равномерно, но при этом цветные стекла должны переливаться и блистать. Решить такую задачу можно, грамотно подобрав лампы для освещения и просчитав оптимальный вариант размещения.

Уход за витражным куполом составит неудобства только в том, что дотянуться до высокого потолка тяжело. Но можно в определенной периодичности приглашать мастеров, осуществляющих техническое обслуживание потолочных витражей.

Стоимость витражного купола

Мы изготавливаем любые купольные витражные потолки, стоимость которых зависит от нескольких факторов, таких как:

  • стоимость материалов;
  • техника изготовления витражного купола;
  • размеры и наличие мелких деталей рисунка;
  • сложность монтажа, например, очень высокие потолки.

Витражный купол от нашей компании

Наша компания изготовится для вас витражный купол в изящной технике Тиффани, воплотив в жизнь любой, даже самый сложный рисунок или форму. Мы занимаемся изготовлением витражей «под ключ» – от создания эскиза, до монтажа и технического обслуживания.

13 всемирно известных витражей, от которых захватывает дух

Разноцветные витражные окна украшают сотни разнообразных зданий: от готических соборов до художественных галерей и концертных залов. Представляем вашему вниманию 13 прекрасных примеров витражного искусства.

1. Сент-Шапель, Париж

В этом готическом соборе XIII века 15 огромных витражных окон, на которых изображены более тысячи библейских фигур.

2. Площадь Благодарения, Даллас, США

В 1977 г. Филип Джонсон спроектировал изящно закручивающийся спиралью собор в Далласе. Здание украшено 73 витражными окнами, созданными французским художником Габриэлем Луаром (Gabriel Loire).

3. Кафедральный собор Святого Себастьяна, Рио-де-Жанейро

Витражные окна высотой 60 м поднимаются от пола до потолка этого огромного собора, способного вместить 20 тыс. человек.

4. Культурный центр Чикаго

Здесь можно полюбоваться на самый большой в мире витражный купол от Тиффани – его диаметр 11,5 м. 30 тыс. кусочков стекла в форме рыбьих чешуек создают узор витража.

5. Мечеть Насир аль-Мульк, Шираз, Иран

Созданная в конце XIX века, эта мечеть поражает красотой своих окон. Они расположены так, чтобы солнце на рассвете создавало целый калейдоскоп узоров внутри здания.

Читайте также:  Виниловые наклейки на натяжном потолке

6. Часовня Королевского колледжа, Кембридж

Часовня была заложена королем Генрихом VI в 1446 г., а 26 витражных панелей – более чем столетие спустя, уже при Генрихе VIII, который усиливал свои позиции как главы английской церкви после разрыва с Ватиканом.

7. Храм Святого Семейства, Барселона

Работа над этими окнами началась еще в 1882 г., но Гауди так и не увидел их установленными в своем знаменитом творении.

8. Галери Лафайет, Париж

Автор стеклянного купола этой парижской достопримечательности – французский художник по стеклу Жак Грюбер, один из ярчайших представителей модернизма.

9. Отель Gran Hotel Ciudad de Mexico, Мехико

Еще одно творение Жака Грюбера – живо ассоциирующееся с мезоамериканской культурой, с ее богатой палитрой золотых и бирюзовых оттенков.

10. Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия

Эта галерея открыла свои двери в 1968 г. На тот момент витражный потолок, который за 5 лет был создан австралийским художником Леонардом Френчем, был самым большим в мире.

11. Здание капитула Йоркского собора, Йорк, Великобритания

Здание капитула в одном из самых больших в северной Европе готических соборов содержит впечатляющую коллекцию средневековых витражей, в т.ч. окна, которые являются одними из самых ранних архитектурных картин (XIII век).

12. Собор Парижской Богоматери, Париж

Готическая архитектура этого собора известна всему миру, но не каждый знает, что здесь находится один из самых впечатляющих витражей в мире – южное окно-роза, подарок от короля Людовика IX. Диаметр окна – 12,8 м.

13. Дворец каталонской музыки, Барселона

Центральное сооружение этого концертного зала – стеклянная крыша с трехмерным изображением солнца.

Роскошь и великолепие легендарного Метрополя

Проходя мимо «Метрополя», невольно ловишь себя на мысли о недоступных для обычного человека роскошествах. Будь я туристом в собственном городе, смог бы я позволить себе остановиться в таком отеле? Ответ однозначный — нет.

Пятизвездочная гостиница в самом сердце столицы и впрямь выглядит так, что не подступиться, а только пройти мимо: мимо дорогих бутиков, мимо роскошных интерьеров за затемненными стеклами и мимо то и дело подъезжающих ко входу машин представительского класса.

Меж тем подступиться к «Метрополю» можно и нужно — и на то есть несколько причин. Во-первых, это одна из четырех сохранившихся в Москве дореволюционных гостиниц и единственная — с сохранившимися до наших дней интерьерами (достаточно сказать, что «Метрополю» посвящены целые главы в учебниках по истории культуры).

Во-вторых, расположение. Буквально в шаговой доступности от отеля — Большой театр, Китайгородская стена, Никольская улица, Кремль и еще с десяток достопримечательностей, даже повторное знакомство с которыми может создать в голове принципиально новую картину центра города.

И в-третьих, это, конечно, сама история «Метрополя», появившегося на рубеже XIX и XX веков и раз за разом становившегося местом важнейших для страны событий.

Чтобы узнать обо всем этом, жить в самом отеле необязательно. Мало того что завтрак в гостинице под звуки арфы и шум фонтана может позволить себе любой желающий (его стоимость равна примерно стоимости бака бензина), так даже маршрут специальный по «Метрополю» уже разработан. Такой, что и внутреннее убранство гостиницы позволяет оценить, и об ее истории поподробнее узнать.

А история «Метрополя» чрезвычайно богата на события. Инициатором строительства выступил в свое время известный промышленник и меценат Савва Мамонтов, по заказу которого британский архитектор Вильям Валькот и разработал первоначальный проект здания в стиле модерн. План у Саввы Ивановича был по тем временам новаторский: задуманный им культурно-досуговый центр предполагал не только строительство, собственно, гостиницы, но и ресторанов, художественных галерей и даже театра.

Реализовать свой замысел Мамонтову не удалось: меценат был обвинен в крупных растратах и со временем разорился. Новые владельцы пригласили новых архитекторов — Льва Кекушева и Николая Шевякова, и в проект Валькота таким образом были внесены существенные изменения. В частности, центральный зал в виде перекрытого стеклянным куполом атриума был переделан под ресторан.

Теперь этот роскошный зал в стиле неоклассицизма так и называется — «Метрополь». Его главное украшение — огромный витражный купол «Сотворение мира», выполненный по рисункам ученика Ильи Репина Сергея Чехонина. Под сводами этой крыши звучал в свое время голос Шаляпина и речи Ленина, а картину льющегося через край богатства дополняют теперь мраморный фонтан и монументальные светильники.

В 1901 году в гостинице случился сильный пожар, уничтоживший все интерьеры, однако уже спустя четыре года, в 1905-м, она была полностью восстановлена, а затем торжественно открыта.

Для своего времени «Метрополь» представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и отделке отель на четыреста номеров, среди которых, в соответствии с духом эпохи модерна, не было двух одинаковых. В номерах были телефоны и даже горячая вода, что для начала XX века было диковинкой. Впрочем, как и канализация, электричество и электроподъемные машины (то есть лифты).И если фасады «Метрополя» были выдержаны в стилистическом единстве, то его внутреннее убранство, над созданием которого работали выдающиеся художники и архитекторы своего времени, — это целая палитра стилей: от псевдорусского до неоклассицизма. Например, интерьер зала «Боярский» выдержан сегодня в стиле боярских палат: своды, полуколонны, стены, покрытые вьющимися виноградными лозами, порхающими птицами и плетением трав. Здесь же — чучело медведя-«долгожителя», которому уже больше ста лет и который в свое время перекочевал в «Метрополь» из соседнего «Савоя».

Зал «Чехов» при этом был оформлен художником Игнатием Нивинским по мотивам искусства XVIII века и раньше назывался «Людовик XV».

Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Савва Мамонтов хотел использовать фасады новой гостиницы для увековечивания их произведений. Любимым детищем мецената была керамическая мастерская в Абрамцево, где изготавливались майоликовые панно, украшающие сегодня фасады «Метрополя». Самое известное из них — «Принцесса Грёза» — было выполнено по оригинальной картине Михаила Врубеля, которая хранится в Третьяковке.

Вообще, когда бродишь по «Метрополю», не покидает ощущение того, что находишься в музее. Главное украшение и гордость отеля — не только редчайшие антикварные раритеты, предметы мебели, живописные полотна и старинные вазы, но и атмосфера добротности, респектабельности и богатства в лучшем смысле этого слова. Витражи, через которые проникает солнечный свет, оформление залов и гостиничных номеров — все это создает вокруг гостиницы почти человеческую ауру.

Во время Октябрьской революции «Метрополь», ставший со временем одной из главных резиденций новой — советской — власти, серьезно пострадал от артобстрелов. До 1919 года здесь, в переоборудованном помещении ресторана, проводились заседания ВЦИК, на которых регулярно выступали Ленин и Троцкий, а на втором этаже находилась приемная Якова Свердлова.

Только в конце 1920-х годов «Метрополю» был возвращен его прежний статус — отеля мирового уровня. Во время своих визитов в Москву здесь останавливались Бернард Шоу и Бертольд Брехт, Мао Цзэдун и Марлен Дитрих. В 90-х, после очередной реконструкции, список почетных гостей пополнили Жак Ширак и Ху Цзиньтао, Джорджо Армани и Пьер Карден, Элтон Джон, Монсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, Фрэнсис Форд Коппола и многие другие мировые знаменитости — список можно продолжать долго. Поэтому неудивительно, что за каждой гостиничной дверью — своя история. Которая, как и интерьер номеров «Метрополя», никогда не повторяется.

Читайте также:  Лепнина из полиуретана серии Allegro от бельгийской компании NMC

alekka4alin2012

alekka4alin2012

Адрес:Россия,Москва Театральный проезд, 3 строение 2

Его фасады украшают майоликовые панно, самое известное из которых — «Принцесса Грёза», исполненное по картине Михаила Врубеля; оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно — «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень». Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание, выполнил Николай Андреев.
Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы.

Остальные произведения майолики – «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Жизнь», «Полдень», «Жажда», «Клеопатра» создавались по проектам Александра Головина. Художник Сергей Чехонин выполнил перевод эскизов М.А. Врубеля и А.Я. Головина в керамику, а также создал керамический декор балконов гостиницы, фриз со словами Ф. Ницше и несколько небольших майоликовых панно для фасадов.

«Принцесса Грёза», исполненное по картине Михаила Врубеля.

Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Грёза». Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс «Принцесса Грёза», и даже духи и шоколад с таким названием. Оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы.

Одна из легендарных гостиниц столицы «Метрополь» была построена еще в 1905 году. «Вавилонская башня XX века» (а именно так ее называли местные) была одним из выдающихся зданий, построенных практически под стенами Кремля.

Гостииница Метрополь — гостиница в центре Москвы класса «5 звёзд», расположенная по Театральному проезду. Строилась в 1899—1905 годах; инициатором строительства был Савва Мамонтов; по его заказу Вильям Валькот разработал первоначальный проект. Здание Метрополя играет исключительно важную роль в формировании облика Театральной площади и площади Революции. Гостиница является самым крупным общественным зданием эпохи модерна и признаётся одним самых значительных московских историко-архитектурных памятников этого стиля
Ни в одной гостинице, кроме Метрополя, не было в то время такой роскоши, как горячая вода, холодильники, телефоны и лифты.
Интерьер ресторана гостиницы Метрополь выполнен в неоклассическом стиле, украшением которого бесспорно являются фонтан в центре помещения и витражный купол здания.
На месте, где сейчас находится Метрополь, с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница с банями купца Челышева (москвичи её называли «Челыши»), построенная по проекту Осипа Бове. В 1890-х годах промышленник и меценат Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей новаторской идеи: он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр, который предусматривал бы современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Театральная сцена предназначалась для спектаклей Частной оперы С. И. Мамонтова. Конкурс на лучший проект комплекса, проводившийся в 1899 году, выиграли архитекторы Л. В. Кекушев и Н. Л. Шевяков, однако Савва Мамонтов отдал предпочтение проекту Вильяма Валькота, занявшему четвёртое место.
Строительство началось без промедлений; проектом предусматривался не снос старой гостиницы, но её радикальная перестройка и объединение общими фасадами с новыми корпусами. Реализовать свой замысел Мамонтову было не суждено: в том же году его арестовали по обвинению в крупных растратах. Суд полностью оправдал Савву Мамонтова, однако предприниматель был разорён; его имущество (в том числе и начавшаяся стройка «Метрополя») ушло на погашение долгов. Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов гостиничного комплекса; в проект Валькота были внесены существенные изменения. В частности, центральный зал комплекса, решённый в виде пререкрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся под театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан. Руководство строительством гостиницы на первом этапе осуществлял архитектор В. В. Воейков. В 1901 году в гостинице случился сильный пожар, уничтоживший интерьеры; почти завершённое здание серьёзно пострадало. Проект восстановления гостиницы с частичной перепланировкой был разработан архитектором С. П. Галензовским, работами руководил архитектор П. П. Висневский. Наконец, в 1905 году состоялось торжественное открытие «Метрополя». Для своего времени он представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и отделке гостиничный комплекс на 400 номеров, из которых, в соответствии с духом эпохи модерна, не было двух одинаковых. В гостиничных номерах предусматривались холодильники (наполняемые льдом), телефоны и горячая вода, что для начала XX века являлось диковинкой. В 1906 году под названием «Театр „Модерн“» при гостинице открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр.
Метрополь по праву считается одним из самых ярких историко-архитектурных памятников модерна в Москве. Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Помимо Вильяма Валькота, Льва Кекушева и Николая Шевякова, в разработке интерьеров участвовали архитекторы П. П. Висневский, С. С. Шуцман, В. В. Воейков, С. П. Галензовский, В. И. Рубанов, М. М. Перетяткович, И. А. Герман, П. Вульский, А. Эрихсон, В. Веснин, И. Жолтовский и (предположительно) Ф. Шехтель. Росписи и элементы внутреннего декора выполнялись по эскизам В. Васнецова и К. Коровина. В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннему убранству свойствен полистилизм: здесь есть интерьеры и в псевдорусском стиле, и в духе неоклассицизма.
Архитектурный облик «Метрополя» отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (башенки, пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады, контрастирует с оштукатуренными гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению воздушность. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали — многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали — ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад. В декоративной отделке фасадов гостиницы и в создании рисунка решётки балконов участвовал архитектор М. М. Перетяткович. По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве. Не в последнюю очередь это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими — он был более приспособлен для художественного дополнения. Немаловажно, что любимым детищем Мамонтова была Абрамцевская керамическая мастерская: здесь изготавливались панно для «Метрополя». Его фасады украшают майоликовые панно, самое известное из которых — «Принцесса Грёза», исполненное по картине Михаила Врубеля; оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно — «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень». Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание, выполнил Николай Андреев.
Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Грёза». Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс «Принцесса Грёза», и даже духи и шоколад с таким названием. При разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Мамонтова возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение. С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему. Живописное панно, демонстрировавшеея на нижегородской выставке, ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее. В оформлении вестибюля ресторана принимал участие живописец Ф. Оборский, скульпторы В. Л. Гладков и В. А. Козлов. В отделке помещения использована абрамцевская облицовочная плитка. В 1903—1905 годах после пожара, случившегося двумя годами ранее, зал ресторана оформлялся заново в формах модерна франко-бельгийской ориентации архитектором С. П. Галензовским. Перекрытие зала исполнено по проекту инженера В. Г. Шухова специалистами Московского отделения АО «Артур Коппель». Эскизы для росписей плафона подготовили художники С. В. Чехонин и Т. А. Луговская, эскизы гобеленов — П. В. Кузнецов. В 1910 году оформление большого зала ресторана частично изменили по проекту архитектора А. Э. Эрихсона.

Читайте также:  Размеры плинтуса

Исчезающая Астрахань: витражный купол на Никольской

Продолжаем гулять по старинным особнякам и наслаждаться архитектурой прошлого. На этот раз – вполне неплохо сохранившейся.

Читайте также другие материалы серии:

Этот материал мы решили посвятить не разрушающимся памятникам архитектуры, а наоборот – чудом уцелевшим. И для этого отправились на экскурсию в Астраханское речное училище, которому как раз недавно исполнилось 100 лет.

Здание речного училища на Никольской хорошо знают как астраханцы, так и туристы. Все-таки – одна из самых популярных прогулочных улиц города, от начала и до конца состоящая из памятников архитектуры. При этом внутри него побывали немногие – в основном лишь те, кто там учился. Мы решили узнать у руководства, сохранилось ли в старинном особняке хоть что-то со времен его создания.

В 2000 году здание пережило большую капитальную реставрацию. В каком состоянии оно было до этого точно сказать не можем, так как фотографий в сети не сохранилось. Говорят – в плохом. Оно и не удивительно, особняку больше века. Но от зданий из предыдущих наших материалов его отличает то, что его никогда не переделывали в многоквартирный дом, поэтому многие старинные украшения на стенах и потолке, а также частично планировка комнат сохранились.

Здание строилось как торговые лавки с жилыми комнатами на втором и третьем этаже. Доходный дом принадлежал купцу Артемию Тавризову, почётному благотворителю Агабабовского армянского училища.

Здание было построено в 1896-1907 годах по проекту губернского архитектора Адама Сигизмундовича Малаховского, известного астраханского архитектора, автора проектов утраченного летнего театра в парке «Аркадия», дома И. В. Меркульева (ул. Свердлова, 37), здания почтовой-телеграфной конторы, здания армянского благотворительного общества – богодельни, а также, вероятно, зданий гостиниц «Европейская» и «Большая Московская» (комплекс широко известный под единым названием – гостиница «Астраханская»).

До революции в доходном доме Тавризова размещалось отделение Русского торгово-промышленного коммерческого банка: квартиры управляющего, бухгалтера, кассира, контора – занимали верхние этажи, внизу располагались магазины, аптека, страховое общество и клиника врачей Краснова и Зумерова ( источник ). После революции в здании расположился речной техникум (позже – речное училище).

Местоположение еще полтора века назад было очень выгодное: набережная, центральная прогулочная зона, рядом – кремль, здание биржи, банк. На первом этаже помещения выглядят довольно скромно, а вот основные лепные украшения и парадные залы встречают гостей на втором этаже. При реставрации удалось восстановить не все, но многое. Как объяснили нам в руководстве училища, во время ремонта принципиально старались сохранить не только оригинальные украшения, но и общую стилистику того времени. Отсюда на потолках и стенах появились хрустальные люстры, а двери делались на заказ по образцу нескольких сохранившихся дубовых столетних дверей. Вот, кстати, одна из них:

И хотя именно как дверью ей уже не пользуются, демонтировать ее не стали, оставив на память. В актовом зале, кстати, помимо этот раритетной двери можно найти еще один сюрприз: лепной серп и молот соседствуют с гипсовыми вензелями и розетками. Когда именно герб, история умалчивает. И хотя элемент этот явно чужд эпохе постройки здания, при реконструкции его было решено оставить – все-таки, это тоже часть истории.

Герб Советского Союза расположился прямо над сценой, но это, кажется, единственное, чем дополнили зал в середине 20-го века.

На потолке можно увидеть старую систему вентиляции. Сейчас она выполняет только декоративную функцию.

Предполагаем, что вентиляционные шахты вели вот в эти круглые отверстия на фасаде, обеспечивая приток свежего воздуха:

Некоторые “аутентичные” дверные проемы все-таки пришлось замуровать.

А посередине некоторых залов еще в советское время появились новые стены (видно, что стена слева – новодел: на ней нет карнизов и лепнины, она как бы “врезается” в старую:

Чугунное ограждение балконов сохранилось отлично. Правда, держится на тросиках, из-за очень большого веса и длины пролета решетки, на всякий случай:

А за окном можно увидеть здание, которому не так повезло: астраханские каменные львы уже потеряли былое величие и вот-вот окончательно развалятся.

А вот чего вы наверняка не ожидали найти в здании речного училища – так это стеклянный купол с настоящими старинными витражами.

Световое окно находится прямо над лестницей. Много десятилетий оно провело без реставрации: от него до пола примерно 16 метров и поставить строительные леса проблематично, а вот во время глобального ремонта в 2000-м году это все-таки удалось сделать. К витражу подобрались как сверху, так и снизу. Часть стекол пришлось заменить, а вот рамы остались прежние.

На третьем этаже можно найти еще два небольших витражных окна. Тоже раритет.

В здании три лестницы и каждая – со своими уникальными перилами и узором ступенек.

Причем даже элементы крепления лестничных пролетов выполнены фигурной ковкой. Вот, например, цветочки:

А вот как выглядят два самых “богатых” парадных зала особняка. Один из них сейчас используется под учебную аудиторию, а второй – как конференц-зал.

Снаружи здания как-то чудом уцелела и оригинальная водосточная труба.

Особняк Тавризова – один из немногих памятников архитектуры 19 века, сохранившихся в приличном состоянии. Жаль, конечно, что туристам и просто любителям старинной архитектуры внутрь просто так попасть не удастся, но, может, оно и к лучшему: целее будет.

На экскурсии в каком из особняков Астрахани вам бы хотелось побывать? Пишите в комментариях, а мы попробуем осуществить вашу мечту и обязательно покажем вам фотографии.

Ссылка на основную публикацию