Значения и ассоциации цветов

Цветовые ассоциации

Восприятие цвета и эстетическое переживание его существенно зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения неадекватного характера, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также воображение, память о виденном или пережитом.

Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:

  • весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые…)
  • температурные (горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие…)
  • осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные…)
  • пространственные (выступающие, отступающие, близкие, далекие…)
  • акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные, свистящие, лающие…)
  • вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, сухие, слащавые…)
  • возрастные (детские, молодежные, стариковские…)
  • сезонные (весенние, летние, зимние, осенние…)
  • этические (мужественные, сентиментальные, смелые…)
  • эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические…)
  • культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры — от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства).

Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи может характеризовать цвет. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека, осознаёт он это или нет.

Путь образования цветовых ассоциаций подобен образованию условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Возможны также ассоциации архетипические, врожденные. Например, светлые цвета кажутся легкими, а темные тяжелыми. Это ощущает человек даже в раннем детстве, до опыта.

Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций. К качествам могут быть отнесены: однозначность ощущения (т.е. определенность, интенсивность его; устойчивость в пределах большой группы людей).

Многочисленные исследования психологов, а также высказывания художников и поэтов обнаруживают некоторые основные закономерности связи объективных свойств цвета с реакциями, которые он вызывает. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.

Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.

Наиболее однозначные ассоциации: температурные, весовые, слуховые. Самые разные люди оценивают эти качества цвета одинаково. Например, красный всем кажется горячим и громким, а голубой — холодным и тихим. Наиболее неоднозначные ассоциации: вкусовые, осязательные, эмоциональные, то есть те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью чисто биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут совершенно по-разному реагировать на одни и те же цвета.

Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. Это можно объяснить двойственностью их природы. Желтые и зеленые вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков, а вместе с тем в природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением — отсюда и богатство ассоциаций.

Любое «физическое» название цвета можно развернуть в большой ряд оттенков или разновидностей. Например, зеленый — это изумрудный, малахитовый, яшмовый, лиственный, травяной, бутылочный, табачный, болотный, огуречный, салатовый, оливковый, цвет окиси хрома, перманента зеленого, и т.д. При изучении цветовых ассоциаций следует принять именно такой дифференцированный взгляд на цвет. При этом окажется, что восприятие цвета гораздо устойчивее и определеннее, чем это принято считать. Самые сильные эмоции вызывают цвета человеческого тела и его отделяемых (хотя это далеко не всегда осознается). Так, никто не остается равнодушным к розовому — его или любят, или ненавидят. Тончайшие оттенки розового способны вызвать в нас разнообразные эмоции. Так же сильно и определенно действует красный и другие присущие человеку цвета.

Самая обширная область культуры, где не обойтись безассоциаций — названия цветов. Большинство употребляемых в практике цветообозначений происходят от сравнения с какими-либо предметами, явлениями, произведениями природы или искусства. Приведем небольшие списки различных оттенков хроматических и ахроматических цветов, употребительных в русском языке.

КРАСНЫЕ — свекольный, вишневый, бордовый, малиновый, клюквенный, брусничный, багровый, багряный, пунцовый, гранатовый, рубиновый, кровавый, алый, кумачевый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, терракотовый, винный, маковый, червленый, кошениль, медный, рябиновый…

ОРАНЖЕВЫЕ — огненный, морковный, кирпичный, терракотовый, апельсиновый, рыжий, ржавый, медовый, бронзовый, абрикосовый, шафранный…

ЖЕЛТЫЕ — охряный, персиковый, золотистый, янтарный, песочный, соломенный, лимонный, канареечный, сливочный, слоновая кость, телесный, кремовый, опаловый, палевый, бежевый, чайная роза, лютиковый, виноградный, банановый…

ЗЕЛЕНЫЕ — горчичный, табачный, фисташковый, оливковый, хаки, гороховый, болотный, бутылочный, салатовый, малахитовый, изумрудный, цвет морской волны, еловой хвои, полынный, цвет плесени, лишайника, медной патины, купоросный, травяной, кабачковый, фосфорический, лягушечий…

ГОЛУБЫЕ — бирюзовый, аквамариновый, лазурный, небесный, васильковый, электрик…

СИНИЕ — сапфировый, ультрамариновый, кобальтовый, индиговый, кубовый, сливовый, баклажанный, джинсовый…

ФИОЛЕТОВЫЕ — аметистовый, сливовый, сиреневый, лиловый, гиацинтовый, чернильный, Ренессанс, фанданго, экклезиастик, орхидея, вербена…

ПУРПУРНЫЕ — цвет мальвы, кислой малины, давленой вишни, старого бургундского, бычьей крови. Челлини, каприз, пижон, портвейн, рододендрон, Веласкес, гелиотроп, Медичи, Бахус, амарант…

БЕЛЫЕ – СЕРЫЕ — белая ночь, алюминиевый, стальной, цвет шаровый, дымчатый, серебристый, молочный, графитный, лилейный, цвет овсяной муки, яичной скорлупы, перламутровый, жемчужный, альбатрос, свинцовый, цвет пыли, тумана, облака, дымчатый…

ЧЕРНЫЕ — цвет воронова крыла, древесного угля, морёного дуба, антрацита, агатовый, маренго, асфальтовый, тропическая ночь, «сон перед ревизией», «нелётная погода»…

КОРИЧНЕВЫЕ — бурый, торфяной, ореховый, шоколадный, беж, каштановый, цвет истлевающих листьев, Танагра, Пикадилли, эскимо, Кордова, мокассин, красное дерево, кофейный.

Экзотические названия цветов

Франция ХVIII в.: голубиная шейка, резвая пастушка, веселая вдлва, кардинал на соломе, кака дофина, цвет потерянного времени, цвет бедра испуганной нимфы, селадон, вье роз, сомон, вермильон…

Европа конца ХIХ в.: цвета темные, как тропическая ночь и пылающие, как старое бургундское; цвет истлевающих листьев, серые тона плесени, цвет песка, окрашенного последними лучами заходящего солнца.

Европа начала ХХ в.: жемчужно-серый, бледная голубизна неба, голубиный сизый, цвет вянущей розы, мальва, зелень плакучей ивы, банановый, полынный, нежный белый (цвет овсяной муки, яичной скорлупы, «белая ночь», белая устрица, цвет меда, панцыря светлой черепахи, древесного угля… (см. Мари Канасаар. Мода ХХ века в красках. Siluett №1, 1972)

Современные названия окраски автомобилей: авантюрин — серебристо-черный, валюта — серебристо-зеленый, грин — просто зеленый, дипломат — темно-синий, игуана — серебристо-ярко-зеленый, корсика — серебристо-темно-зеленый, медео — ярко-синий, мурена — сине-зеленый, папирус — серебристо-серо-зеленый, приз — серебристо-золотой, сафари — белый, сапфир — сине-фиолетовый, чароит — сиренево-черный. (Олег Владимиров, Ва-банк, 18.06.2001).

Образные названия цветов у Н. В. Гоголя:

«Суконный балахон дьяка Фомы Григорьевича был цвету застуженного картофельного киселя». «Сюртук Чичикова — брусничного цвета с искрой». …«День был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем, мирного войска, но отчасти нетрезвого по воскресным дням».

Из рассказа О. Генри «Вождь краснокожих»: «Волосы у мальчишки были приблизительно такого цвета, как обложка журнала, который обычно покупаешь в киоске, опаздывая на поезд».

Необыкновенное богатство цветовых ассоциаций находим в произведениях японских писателей. Вот, например, как воспринимает Кобо Абэ синий цвет: это цвет дождя, от которого простужается нищий…

  • цвет времени, когда закрываются подземные магазины
  • цвет не выкупленных в ломбарде часов, подаренных в память об окончании университета…
  • цвет ревности, разбивающейся о кухонную мойку из нержавеющей стали…
  • цвет первого утра после потери работы…
  • цвет чернил на ставшем ненужным удостоверении личности…
  • цвет последнего билета в кино, купленного самоубийцей…
  • и другие цвета-цвет анонимности, зимней спячки, смерти как средства облегчения страданий, дыры, проеденной сильнейшей щелочью — временем (Человек-ящик).

А вот какие ассоциации вызывает КРАСНЫЙ цвет у студентки Анны Балаш:

  • угли под ветром
  • тоска пожарника о новой пожарной машине
  • детали конструктора «Юный тореадор»
  • старая скатерть председателя колхоза
  • повязка автобусного контролера
  • размокший фантик от карамели «Заря»
  • старой нечищенной гильотины
  • газеты «День донора»
  • наливки «Памяти Плюшкина»
  • хорошо выполненных анатомических пособий…и так далее.

Цвето-музыкальные ассоциации

Многие деятели искусств ощущали «звучание» цвета или «окраску» звука. Среди них — композиторы Скрябин, Римский-Корсаков, Дебюсси, художники Уистлер, Лентулов, Кандинский, поэты и писатели Артюр Рембо, Рене Гиль, В. Набоков, В. Хлебников и многие другие.

Процитируем выдержки из книги В. Кандинского «О духовном в искусстве»:

  • Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами.
  • Крапплак…вызывает воспоминание о страстных, средних и низких тонах виолончели…
  • Холодно-красное…передается в музыкальном выражении более высокими, ясными, певучими тонами скрипки.
  • Оранжевое…подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту, как человеческому, так и струнному.
  • Ярко-желтый…звучит, как резкая труба, в которую всё сильнее дуют, или как поднятый до большой высоты звук фанфар
  • Абсолютно-зеленое …мне хотелось бы обозначить спокойными, растянутыми, средними тонами скрипки.
  • Светло-синее подобно звуку флейты, темно-синее-виолончели. Всё углубляясь и углубляясь, оно уподобляется удивительным звукам контрабаса. В глубокой торжественной форме звук синего равен звуку глубокого органа.
  • Фиолетовое…звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное. Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот.

Упомянем также о явлении звуко-цветовых синэстезий. У многих литераторов звуки речи имеют «окраску». Например, у Артюра Рембо:

А — черный цвет, Е — белый, И — как кровь, У — зелень, О — блестит лазурными цветами…

У — от черного к рыжему, О — красный, А — розовый, Е — от розового до бледно-золотого, Ю — золотые, И — лазурные.

Много интересного о цветовых ассоциациях и синэстезиях читатель найдет в статье С. Эйзенштейна «Вертикальный монтаж» — соч. том 2, 1940 г., а также в стихах и прозе Андрея Белого, и в особенности в его книге «Глоссолалия», 2002 г.

Исследования цветовых ассоциаций

Различные цвета могут ассоциироваться с личностными характеристиками людей; иными словами, человек приписывает цвету свойства, которыми цвет (по определению) не обладает. Приведем данные экспериментов, проведенных в НИ психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева и опубликованных в книге «Цветовой тест отношений» (Л., 1985) Авторы работы — Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд и др.

Личностные характеристики цветов:

В другом эксперименте, (описанном в той же книге), исследовались соответствия цветов различным эмоциям. Получилась «цветовая картина эмоций»:

Красный — гнев, радость, грусть, отвращение, утомление. Желтый — удивление. Зеленый — удивление и заинтересованность.. Синий — грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление и пр. Коричневый — отвращение, утомление. Серый — утомление, грусть. Черный — страх, гнев.

Разброс значений в этом эксперименте был довольно велик, но авторы работы считают результат статистически достоверным.

Заключение: «В ассоциациях здоровых испытуемых действительно существуют сильные и относительно однозначные связи между использованными цветами и основными эмоциональными состояниями, устойчивые к различиям пола, возраста, образования испытуемых».

Что означают цвета в психологии

“Цвета — родной язык подсознания”, – Карл Юнг, психоаналитик.

Реакции на цвет человека связаны с изменением моторики и сознания. Мышцы тела могут сокращаться или расслабляться в зависимости от увиденного цвета. Но все мы по-разному воспринимаем цвет в зависимости от нашего культурного воспитания, пола и возраста.

Цвет и возраст

У детей до 1 года нет цветовых предпочтений. Дети в возрасте 4 месяцев хорошо различают красный, желтый, зеленый и синий, но не дифференцируют их по оттенкам.

Считается, для детей от 4 до 10 лет излюбленными чаще всего являются красный и синий цвета . При этом, красный предпочитают дети младшего возраста.

Детям школьного возраста обычно нравятся яркие и насыщенные цвета и не нравятся нейтральные серые тона.

Цвет и пол

Цветовые предпочтения различны в зависимости от пола. Мальчикам чаще нравятся (по убыванию) синий, красный, зеленый, фиолетовый, оранжевый и желтый, а девочкам — синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, желтый и белый. Взрослым мужчинам нравятся синий, фиолетовый и зеленый, а взрослым женщинам — красный, оранжевый и желтый.

Цвет и вкус

Цвет может усиливать даже вкусовые ощущения и этот принцип используется в дизайне упаковки. Самыми неаппетитными являются желтый и желто-зеленый. Более сладкими кажутся продукты, упакованные в красный, оранжевый, белый и розовый.

Натуральные продукты в упаковке ненатуральных цветов имеют меньший успех у аудитории.

Упаковка сине-зеленых тонов подсознательно ассоциируется с грибковой плесенью.

Продукты синего и черновато-пурпурного цвета избегаются покупателями из-за инстинкта самосохранения, так как в природе встречаются ядовитые ягоды и фрукты такой окраски.

Красные и оранжевые соки кажутся более сладкими чем другие.

Нарушение восприятия цвета

Около 8% мужчин и всего 0,5% женщин страдают дальтонизмом. С чем связан дальтонизм? В нашем глазу находятся три вида колбочек: L-колбочки отвечают за распознавание длинных (красных) волн, M-колбочки распознают средние (зеленые) волны и S-колбочки — короткие (синие) волны. Дефекты L- и M-колбочек называются дальтонизмом красного и зеленого. Крайне редко встречаются дефекты S-колбочек. Если у человека нарушено восприятие красного цвета, то для него такой свет будет выглядеть как зеленый.

Цветовые ассоциации и характер

Для каждого цвета у нас есть негативные и позитивные ассоциации, что связано не только с физиологическими реакциями на него, но и с культурным воспитанием.

Красный цвет

Если человека поместить в комнату с обилием красного цвета, то у него может даже кратковременно повыситься давление и участиться пульс, ускориться дыхание. Кроме этого, красный цвет заставляет нас считать, что время идет быстрее, чем на самом деле.

Ассоциации с красным цветом насыщенных тонов: энергичный, сексуальный, веселый, пылкий, активный, агрессивный, жаркий, взволнованный, теплый, святой, патриотичный, сухой, воинственный, беспокойный, напряженный, греховный, ненависть, гнев, снижение прибыли, то, что сбивает с толку, страх, восстание.

Немецкие ученые определили, что красный цвет формы футбольной команды повышает шансы на победу при игре на своем поле.

Наличие красного в образе увеличивает привлекательность как мужчин, так и женщин. Женщины, которые носят красное, кажутся мужчинам более интересными и красивыми.

Читайте также:  Особенности работы с водоэмульсионными красками

Считается, что люди, предпочитающие красный цвет, — страстные, с выраженными лидерскими качествами, эмоциональные, целеустремленные, склонные к экстриму.

Розовый цвет

Ассоциации с розовым цветом насыщенных тонов: волнующий, счастливый, возбуждающий, цвет любви, молодой, жизнерадостный, чувственный, девический, инфантильный, незрелый.

Пастельный розовый вызывает уже другие ассоциации: мягкий, сладкий, нежный, детский, уютный, тонкий, романтический, женственный, ласковый, интимный, слабый, хрупкий, сентиментальный.

Люди, предпочитающие розовый, часто мягкие, нежные, слабовольные и мечтательные натуры, любят комфорт, инфантильны.

Оранжевый цвет

Ассоциации с оранжевым цветом насыщенных тонов: продуктивный, вкусный, теплый, жизнерадостный, мужественный, бесстрашный, любопытный, детский, счастливый, энергичный, горячий, сочный, общительный, дружелюбный, громкий, лучистый, отзывчивый, комедийный, гордый, амбициозный, веселый, радостный, оживленный, стремительный, юный, опасный.

Оранжевый — цвет жизнерадостных и активных людей, мечтателей с развитой интуицией.

Желтый

Желтый является тонизирующим и бодрящим цветом.

Ассоциации с желтым цветом насыщенных тонов: радостный, гостеприимный, решительный, благородный, молодой, скорость, движение, Солнце, дружелюбие, энергия, интуиция, интеллект, благоприятный, безопасный, высокодуховный, здоровый, веселый, громкий, подлость, трусость, тупость, обман, предательство, ревность, зависть.

Ассоциации с желто-оранжевым цветом насыщенных тонов: предприимчивость, целеустремленность, богатство, жизнерадостность, веселье, агрессия, сила, энергия, тепло, удовольствие, здоровье, гордость, назойливость.

Желтый — цвет общительных , смелых и интеллигентных людей, которые умеют приспосабливаться. Обычно этот цвет не нравится пессимистам и замкнутым личностям.

Зеленый

Зеленые и синие тона в отличии от красных могут снизить давление и мускульное напряжение, успокоить нервы, расслабить.

Ассоциации с зеленым цветом насыщенных тонов: жизнь, польза, движение, младенчество, природа, надежда, мир, изобилие, приспособляемость, тишина, нетребовательный, миролюбивый, мягкий, не нервный, безмятежный, задумчивый, сосредоточенность, размышление, прохлада, изобилие, здоровье, сочувствие, слабый, неопытность.

Зеленый цвет текста может вызывать согласие с утверждением.

Зеленый — цвет искренних и честных людей

Фиолетовый

Ассоциации с пурпурно-фиолетовыми насыщенными тонами: ностальгия, воспоминания, сила, духовность, бесконечность, достоинство, созерцательный, мистический, ночь, консервативный, мысль, царственность, благородство, меланхолический, траур, помпезность, одиночество, отчаяние, грусть.

Ассоциации с красно-фиолетовыми насыщенными тонами: сладкий вкус, утонченный, жажда нежности, романтизм, взволнованность, страсть, творчество, уникальный, хитрый.

Фиолетовый — цвет творческих и эмоциональных людей.

Синий и голубой

Ассоциации с синими насыщенными тонами: достоинство, умеренность, спокойный, богатый, приятный, сила, робота, расслабленность, зрелость, тихий, холодный, надежный, хладнокровный, меланхолия, пустота, грусть.

Оттенки синего служат для расслабления, снятия напряжения, тревоги.

Синий — цвет духовно развитых людей, возвышенных, часто меланхоличных и скромных.

Коричневый

Ассоциации землистыми тонами: простой, богатый, теплый, дружелюбный, жизнь, мужественный, прочный, безопасный, фамильярный, грязь.

Коричневый — цвет уверенных в себе и консервативных людей.

Белый

Ассоциации с белым цветом: свет, прохлада, снег, чистота, ясность, надежность, невинность, тишина, нормальность, гармония, познание, духовность, молодость, пустота, страх, грусть, труд.

Белый цвет нравится почти всем, поэтому интерпретация его неоднозначна — он может означать и холод, и духовность, гармонию.

Серый

Ассоциации с нейтральными серыми тонами: качественный, спокойный, инерция, практичный, старый, холодный, сообразительный, здравомыслящий, бесшумный, эгоизм, депрессия, безразличие, самостоятельность, нерешительный, обман, недостаток сил.

Серый — цвет рассудительных и осторожных людей.

Черный

Ассоциации с черным цветом: столкновение, сильный, элегантный, таинственный, тяжелый, престижный, хладнокровный, неэмоциональный, благородный, отчаяние, тишина, сдержанный, негативный, уныние, ненависть, злоба, гнев.

В Западной культуре черный цвет является цветом траура, тогда как на Востоке это символ добра, благородства и опыта.

Цветовая диагностика

Макс Люшер (1923 —2017 годы) , бывший директор Института психолого-медицинской диагностики в Люцерне, — известная личность в области психологии цвета. Знаменитый “тест Люшера” используют психологи, терапевты и психиатры с 1947 года. Кстати, в 1947 году Люшеру было всего 23 года, когда он представил основные положения цветовой диагностики на всемирном конгрессе по психологии.

Проведение теста заключается в выборе человеком наиболее предпочтительного цвета из 8 карточек. После выбора карточка убирается и тестируемому предлагается выбрать из оставшихся, и так до момента, когда все карточки будут выбраны.

Карточки анализируются по системе Люшера и от порядка выбора делаются выводы о личности. Цвета в системе Люшера не простые, а наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Цвета, участвующие в тесте, выбирались из 4500 тонов и оттенков.

При письменных опросах в форме анкетирования человек может слегка приукрашивать, выбирая морально правильные с его точки зрения ответы. Но выбор цвета происходит бессознательно и это помогает выявить то, каков человек на самом деле.

Вы можете пройти цветовой тест Люшера на нашем сайте.

А еще у нас есть тест для девушек, состоящий всего из одного вопроса — Характер по цвету лака для ногтей.

Изображение в шапке – Marion Michele, Unsplash.

Цвет и ассоциации

Важной составляющей хорошего логотипа является цвет. Правильно подобранные цвета оживляют форму и ассоциируются с родом деятельности компании и тематикой сайта. Цветовая гамма должна соответствовать общей тематике, усиливать выразительность формы, текста, выделять определяющие элементы и маскировать второстепенные. Следует помнить, что пёстрые логотипы плохо запоминаются и даже иногда раздражают глаз. Кроме того, при обилии цветов сложно добиться желанного чувства гармонии и равновесия. В хорошем логотипе количество цветов обычно не превышает двух, но и тут не стоит забывать о соотношение цветов друг с другом.

Как известно, цвета могут влиять на психическое восприятие. При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ассоциирование физиологического ощущения с закреплённым в данной культурной традиции символическим смыслом. Рассмотрим значения основных девяти цветов.

Как известно, цвета могут влиять на психическое восприятие. При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ассоциирование физиологического ощущения с закреплённым в данной культурной традиции символическим смыслом. Рассмотрим значения основных девяти цветов.

Красный

Красный цвет чаще всего выступает в роли любимого цвета. Он сопровождал человека на всём протяжении эволюции в виде цвета окиси железа и в древние времена применялся при нанесении хорошо известных наскальных рисунков. У разных народов он трактуется по-разному, поэтому использовать его нужно с осторожностью. В общем, он выражает жизненную силу, нервную активность, стремление добиться успеха, импульсивность и волю к победе. Из всех основных цветов, красный имеет наиболее сильное воздействие на психику человека.

Синий

Синий цвет символизирует духовность и олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя со всем окружающим. Специалисты в области психологии связывают его с «душевной освобождённостью, мягким, лёгким и обдуманным устройством жизни». В обычной жизни синий принято считать цветом верности. Вечность, истина, чистота и интеллектуальность — основные ассоциации, с которыми связывали синий цвет мыслители древних культур. Кроме того, синий наиболее часто используют в дизайне и при разработке логотипов и знаков.

Зелёный

Зелёный цвет — признак безопасности, разрешённости действия, движения вперёд. В христианстве зелёный — цвет весны и растительности, и поэтому он стал символом победы весны над зимой или жизни над смертью. Зелёный образован в результате слияния синего и жёлтого цветов, поэтому в культурах многих народов существуют поверья, что этот цвет обладает мистическими свойствами. С точки зрения психологов — зелёный способствует жизни, росту, гармонии, объединяет людей с природой, помогает быть ближе друг к другу, дает самоуважение, твёрдость, естественность, справедливость, развивает силу воли, постоянство.

Жёлтый

Жёлтый цвет используется как сигнальный, предупреждающий цвет, часто в сочетании с чёрными косыми полосами — для повышения визуальной контрастности. Жёлтый цвет является ярким, стимулирующим цветом, он увеличивает концентрацию, улучшает память, организует, способствует корректному и быстрому принятию решений, помогает понять новые идеи и точки зрения других людей, цвет оптимизма. Но, к сожалению, при разработке логотипов, жёлтый цвет практически не применяется, так как он плохо различим на белом фоне. В основном его используют в сочетании с более тёмными цветами: чёрного, зелёного и синего.

Чёрный

В поверьях многих народов Европы чёрный цвет является цветом траура и с ним связывают тёмные силы. Однако, например, в Египте он означает возрождение и воскрешение, у евреев — понимание и царство, а в геральдике — благоразумие и мудрость. Не смотря на всё это, логотипы чёрного цвета выглядят надёжно, солидно и внушают уверенность. Чёрный прекрасно сочетается со многими цветами и поэтому наиболее востребован при разработке логотипов и знаков.

Фиолетовый

Фиолетовый цвет символизирует у христиан священническое право, власть и в тоже время печаль. С точки зрения психологии он подталкивает к великим идеям, развивает интуицию, даёт вдохновение, сострадательность, чувствительность, вызывает стремление очаровывать и повышает внушаемость. Примечательно, что в искусстве фиолетовый цвет был открыт последним. Дизайнерами этот цвет используется нечасто и, если используется, то только в сочетании с другими цветами.

Серый

Серый цвет не несёт в себе никаких психологических тенденций. Можно сказать, что это нейтральный цвет и он очень хорош в сочетании с другими цветами, как черный или белый, но при этом является более выразительным. В отличии от многих других цветов, серый — практически не надоедает и очень часто используется профессиональными дизайнерами, обладающих прекрасным вкусов и уделяющим большое внимание мелочам.

Коричневый

Коричневый — широко распространённый цвет. Он встречается как цвет почвы, шерсти животных, коры деревьев, глины, грязи. В христианстве коричневый цвет ассоциируется с духовной смертью и деградацией. В разработке логотипов этот цвет практически не применяется.

Белый

Белый цвет даёт ощущение совершенства, завершённости, демонстрирует абсолютное решение, свободу, снятие препятствий, его основная идея — равенство. Кроме того, белый цвет обладает особенностью зрительно увеличивать пространство. В Библии этот цвет символизирует чистоту и невинность.

Эмоциональное восприятие цвета и ассоциации

Каждый цвет – больше, чем цвет, он несет в себе много информации, вызывает разные ассоциации и чувства. Эти свойства цветов называются психофизиологическими. В отличие от физических, их нельзя точно зафиксировать или измерить, однако они воздействуют на нервную систему, меняют настроение и эмоции. Ощущения от цвета свойственны большой группе людей и устойчивы, повторяются в разных условиях, экспериментально доказаны, а значит, реально существуют. Психологическое действие цвета начали изучать очень давно с помощью опытов. Исследования проводились разными способами, например, окрашивали помещения, затем фиксировали эмоциональное состояние людей и обобщали результаты.

Цветовые ассоциации бывают как универсальные, общие для большинства людей, так и индивидуальные, разовые.

Самые сильные, универсальные и устойчивые ассоциации — температурные и пространственные. Не случайно в игре с нахождением предметов действует такая связь как «далеко — холодно, близко – тепло, совсем близко – горячо». Как основные, эти свойства цвета были рассмотрены отдельно в предыдущих статьях.

Казалось бы, что может быть субъективней температуры цвета. Но есть еще и другие не менее загадочные характеристики и свойства. Цвета и цветовые гаммы вызывают другие эмоциональные и физические ассоциации: весовые, фактурные, акустические. Ассоциации накладываются друг на друга и наделяют каждый цвет уникальным характером.

Эмоциональные ассоциации.

Это способность цветов влиять на нервную систему. Для исследования брались чистые, насыщенные цвета.

Активные, стимулирующие цвета.

Этими свойства обладает теплая группа цветов. Красные и оранжевые оттенки активизируют организм, возбуждают нервную систему, оживляют, придают энергию, стимулируют к действию. Наиболее сильно действуют красный и оранжевый, пурпурный менее активный. Желтый влияет так же, но слегка. Теплые цвета обладают бодрящим, пробуждающим эффектом, в разумных количествах вызывают приподнятое, радостное настроение. В большом количестве и при длительном воздействии активные цвета изматывают, раздражают и утомляют. Поэтому лучшее применение для них – акценты. При разбавлении цвета активность уменьшается.

Пассивные и успокаивающие цвета.

Это холодные оттенки: зеленые, голубые, синие и фиолетовые. Они тормозят нервную систему. Помещения, окрашенные в холодные цвета, действуют расслабляюще, способствуют уравновешенности и сдержанности. В больших количествах могут вызывать уныние.

Выбор цвета помогает решать некоторые практические задачи, например, в интерьере. Какие цвета выбрать для спальни – теплые или холодные?

Спальня в синих тонах поможет быстрее уснуть, в оранжевом цвете – вряд ли. Но тот, кто знаком с аддитивным и субстрактивным образованием цвета, наверняка догадается, как исправить этот недостаток оранжевой спальни ночью с помощью освещения. Зато утром оранжевый цвет поможет быстрее пробудиться.

Люди в хорошем настроении больше восприимчивы к красному, оранжевому и желтому цвету, в плохом – к синему и зеленому.

Цвета, нейтральные по температуре, не обладают таким ярко выраженным влиянием.

Желтый и зеленый способствуют ровному, приподнятому и спокойному настроению.

Фиолетовый, напротив, угнетает. Это касается больших площадей темного цвета, яркий и насыщенный фиолетовый тон по свойствам ближе к активным цветам. Тут мы подошли к влиянию яркости и насыщенности на свойства цвета.

Черный и темно-серый цвет относятся к успокаивающим и угнетающим нервную систему. Поэтому цвета с их добавлением приобретают соответствующие свойства. Особенно это относится к темно-синим, темно-фиолетовым и темно-зеленым тонам. В больших количествах они подавляют психику.

Темные красно-оранжевые тона, то есть коричневые, более уравновешены, как смесь пассивных и активных, поэтому такого сильного действия на эмоции не оказывают.

Белый и светло-серый цвета при добавлении нейтрализуют. Они смягчают и сглаживают эмоциональное воздействие цвета, делают его более легким.

Особенно сильно добавление ахроматических цветов влияет на теплые оттенки. Например, красный при добавлении белого, серого и черного становится менее активным и возбуждающим. Светло-красный, или розовый, приобретает свойства белого цвета, становится легче и спокойней. Темно-красный приобретает свойства черного, становится тяжелым и монументальным. Серый добавляет красному холодности, удаленности и спокойствия, в больших количествах сильно изменяет свойства до неузнаваемости. Характер желтых и оранжевых оттенков сохраняется только в насыщенных и светлых тонах. Добавление белого делает их более легкими и спокойными. Серый и черный даже в небольших количествах сильно гасят свойства и утяжеляют.

На эмоциональные свойства влияет и насыщенность. И это влияние сильнее температуры тона.

Читайте также:  Этапы очистки потолка от побелки

Поэтому сравнивать воздействие теплых и холодных тонов можно только тогда, когда их яркость и насыщенность одинаковы.

Чистые и сочетания чистых цветов относятся к активным цветам. Не зря они используются там, где подразумевается активность: на детских площадках, в спортивных и развлекательных комплексах, шоу и рекламе. Слабо насыщенные и приглушенные цвета и сочетания, напротив, помогают сосредоточиться, они используются там, где назойливые цвета неуместны, не должны отвлекать или раздражать. Это, как правило, помещения для работы, отдыха, учебы.

Весовые ассоциации.

Цвета делятся на легкие и тяжелые. Умелое применение помогает создать уравновешенную и сбалансированную композицию, правильно оформить интерьер или подобрать гардероб, визуально улучшить помещение или фигуру.

Ассоциации с весом возникают в основном за счет светлоты. Тут действует довольно простой принцип: чем светлее цвет, тем легче он кажется.

К легким цветам относятся белый, желтый, голубой, салатовый, бирюзовый и другие светлые оттенки.

Красный, синий, фиолетовый, пурпурный, черный, темно-серый и другие темные тона относятся к тяжелым.

Разбавление ахроматическими цветами меняет свойства. Белый цвет добавляет легкости, черный – утяжеляет. Это довольно просто запомнить с помощью привычной модели цветового шара.

Как влияет на весовые ощущения от цвета насыщенность и тон? Здесь однозначного ответа нет, это область индивидуального восприятия. Однако, из одинаково светлых и насыщенных тонов холодные будут казаться легче. Здесь вступают в силу другие ассоциации.

Воздушные и земные цвета.

Эти свойства переплетаются с весовыми и тесно связаны с природным колоритом. Именно из-за природных ассоциаций они наиболее устойчивы. Небо светлее земли, для него характерны голубые и синие тона. Холодные и легкие цвета, следовательно, относятся к воздушным. К ним же относится солнечный желтый. Для земли характерны темные и теплые оттенки.

Эти базовые ассоциации важно учитывать при оформлении искусственной среды обитания, например, в интерьере.

Белый потолок и темный пол теплых оттенков обоснованно используется как универсальное, классическое сочетание и всегда хорошо воспринимается психологически.

Если же это правило нарушается и пол светлее потолка и стен, необходимо четко понимать причину, для какой цели это делается, понимать, что такое переворачивание без необходимости, нарушение естественного порядка вещей способно вызывать дискомфорт.

Другие ассоциации.

Цвета наделяются и другими свойствами, в основном из-за природных ассоциаций. Культурные или индивидуальные свойства цвета очень разнообразны и практически бесконечны.

Сухие: желтый, оранжевый, красный. Влажные: голубой, синий, зеленый.

Здесь действует простой ассоциативный ряд. Солнце, песок, огонь вызывают тепло и сухость. Вода, облака, листья растений влажные.

Холодные, светлые и приглушенные оттенки воспринимаются как жидкие или прозрачные, это цвета воздуха и воды.

Теплые, темные и насыщенные оттенки выглядят как плотные, густые и непрозрачные.

Солнечные цвета: светлые, теплые, насыщенные. Теневые цвета: темные, холодные, ненасыщенные.

Свежие цвета: голубые, бирюзовые, желтые, лимонные.

Цветовые ассоциации многочисленны, а контрасты по свойствам широко используются. Например, в живописи с помощью цветовых ассоциаций очень часто передаются эмоции и настроение.

Психология восприятия цвета

Ассоциации, вызванные цветом
Психологами давно установлено, что цвет значительно влияет на психоэмоциональное восприятие человеком различных вещей. Ведь цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. При создании дизайна, будь-то фирменный стиль компании или упаковка нового продукта, нужно учитывать определенную зависимость между цветовым решением и естественным восприятием его человеком. Все должно работать на цель — привлечь внимание, заинтересовать, вызвать нужные эмоции.
При разработке логотипов и других графических элементов мы исходим из того, что образ созданный нами должен иметь визуальную силу и гармонию. Значение цвета в рекламе огромно. Грамотно поставленная задача и профессионализм дизайнера – важные составляющие в успешности любого проекта.
То, как будут воспринимать Ваш продукт потребители зависит от многих факторов. Дизайн и цвет упаковки, как известно, определяет первое впечатление покупателя о товаре. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или наоборот возбуждать, тревожить. Каждый цвет имеет свой психологический подтекст (смысл).
Приведенная здесь информация является общей, без подробного анализа воздействия того или иного цвета на человека. Также следует учитывать, что в различном окружении один и тот же цвет может восприниматься по-разному: например, красное пятно на белом, нейтрально-сером и желтом фонах будет восприниматься по-разному.

Желтый
Желтый цвет является ярким, стимулирующим цветом, он увеличивает концентрацию, улучшает память, организует, способствует быстрому принятию решений. Помогает понять новые идеи. Желтый — цвет солнца, энергичный, но без агрессии, цвет оптимизма, свободы, открытости, подвижности, общительности. Настраивает на коммуникабельность. Этот цвет открытости и общительности. Помогает придать уравновешенность эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, усмирить душевное волнение.Люди, предпочитающие этот цвет, не любят глупцов, любят, чтобы ими восхищались, не любят быть загнанными в угол. Им свойственны высокая самооценка, уверенность в себе, деятельность. Желтый цвет может «наделять» предмет интеллектом. Данный цвет будет удачен в рекламе хай-тек продукции, товаров для детей, турфирм, рекламных агентств. Его часто используют в упаковке продуктов питания, в частности хлеба, мучных изделий, круп. Вызывает положительные ассоциации в рекламе.
Возможные негативные ассоциации: На уровне стереотипов существует мнение, что Желтый является цветов разлуки. Также Желтый может вызывать ассоциации, связанные с ревностью, завистью, осуждению других, «Цвет сплетен» (желтая пресса).

Оранжевый
Оранжевый цвет в небольших количествах будит в нас мысли о радости, веселье и ярком солнце. Оранжевый цвет высвобождает эмоции, поднимает самооценку, способствует хорошему настроению, является отличным антидепрессантом. Помогает вызвать прилив жизненных сил, дает оптимистический тонус. Считается цветом здоровья и творчества. Оранжевый цвет прибавляет активность, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии. Основная ассоциация, связанная с оранжевым цветом – это пряность, пикантность. Именно это слово может определять наше отношение к оранжевому цвету. Этот цвет лучше всего использовать в рекламе медикаментов, товаров для детей, услуг в области здравоохранения и образования. Чтобы оранжевый цвет не вызывал раздражения можно использовать различные его оттенки. Пастельный оранжевый цвет приближается к персиковому – а этот цвет в сознании людей обычно связывается со свежестью и здоровьем, естественным цветом кожи и косметикой.
Возможные негативные ассоциации: Избыток оранжевого кажется нам нахальным и наглым. А избыток наглости уже выглядит вульгарным и дешевым.
Однако существуют другие оттенки восприятия оранжевого цвета, которые используют многие производители. Зачастую оранжевый цвет ассоциируется с низкой ценой и доступностью. Недаром его так широко используют в сети ресторанов быстрого обслуживания.

Красный
Из всех цветов спектра красный цвет вызывает наиболее сильную физиологическую реакцию – учащение сердцебиения. Красный цвет не позволит вам пройти мимо, он сразу же притягивает внимание и управляет ситуацией. В природе красный цвет-это цвет изобилия, он вызывает сильные эмоции, которые будут зависить от ситуации, т.к. ассоциативно он может быть цветом любви, ярости, праздника, веселья. Красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, как правило его выбирают люди, которые всегда добиваются своей цели, он способствует заявлению о силе и возможностях.
Настраивает на решительность, способен вызвать у человека сильное желание к действию, энергичному усилию – например, купить рекламируемый товар. Взывает к вниманию. Обладает и определенным сексуальным зарядом.
Возможные негативные ассоциации: Изобилие красный цвета может вызывать раздражение и даже ярость. Для достижения гармонии его можно сочетать с другими более спокойными оттенками, например серым.

Розовый
Розовый цвет символизирует радость, юность, доброту, дружелюбие, женственность. Как и красный это цвет любви и цветов. Также можно сказать, что розовый — это цвет мечты и надежды, cтереотипно он часто воспринимается как женский. Люди предпочитающие розовый цвет, как правило, мечтательны, добросовестны, но более деликатны, они стараются избегать споров и конфликтов. Прекрасен для сферы личных отношений: усиливает чувства, делает людей более внимательными, ласковыми и чуткими. Розовый цвет часто используется в косметике, особенно для юных девушек, этот цвет предпочитают производители игрушек; часто применяется в рекламе парфюмерной продукции, товаров для женщин и детей, услуг брачных агентств, семейных центров. Игрушки, одежда, предназначенные для девочек традиционно розового цвета.
Возможные негативные ассоциации: Хрупкость, расплывчатость, слабость, несерьезность. Возможно легкомысленность (ослабление влияния красного), выставление себя на показ.

Бордо
Бордовый цвет — показатель солидности, уверенности, консерватизма. Он умеренный, ассоциируется со стабильностью, устойчивостью. Люди, предпочитающие этот цвет, уверенные в себе, без лишних эмоций, напористые, но предприимчивые, с хорошими организаторскими способностями. Бордовый считается изысканным цветом, поэтому его часто используют в оформлении ресторанов, мебельных салонов.
Возможные негативные ассоциации: Тяжелый, угнетающий. Использование этого цвета должно быть умеренным, т.к. в большом количестве он может «давить» на психику, нагнетать депрессию. Может ассоциироваться с цветом старины, но в сочетании с серым становится показателем достатка и солидности.

Фиолетовый
Цвет духовной силы человека. Помогает сосредоточиться на главном, вызывает вдохновение. Его любят творческие люди, люди с нестандартным мышлением, он способен уравновесить духовное и материальное. Ассоциируется с чем-то эксклюзивным, креативным. Фиолетовый цвет хорошо стимулирует работу мозга, его часто используют на упаковках шоколада, изюма, орехов. В последнее время фиолетовый часто стал использоваться при оформлении современных инетерьеров, раньше он считался величественным цветом, который всегда присутствовал в одежде королей.
Возможные негативные ассоциации: Оттенками фиолетового часто рисуют молнии, что наталкивает на мысли о сверхъестественном, мистическом. Этот цвет может восприниматься совершенно по разному, для кого-то это цвет власти, духовности и мудрости, а для кого-то – фанатизм, отчуждение и даже смерть.

Голубой
Голубой — цвет мира и всеобщей гармонии. Этот цвет связан с интелектом и умением умиротворять с помощью слов. Ассоциируется с честностью, искренностью, чистотой, тишиной, прохладой, но самые сильные ассоциации — это земной шар, вода, небо, мир, лед. Это комфортный цвет, вызывает ощущение благополучия, безопасности, доверия. Голубой цвет не такой холодный, как синий, поэтому находясь в одной гамме, он более комфортный, свежесть и прохлада голубого совсем другая нежели морозность синего. Парфюмерно-косметические компании, а также производители разнообразных средств гигиены активно пользуются этой психологической особенностью цвета, используя его на упаковках своей продукции. Люди, предпочитающие этот цвет дружелюбны, они умеют выслушать, не раздражительны, мудры. Голубой цвет настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Голубой – цвет мира и всеобщей гармонии. Он дает возможность почувствовать незримую связь со Вселенной, и способен придать предмету целостный вид, а вопросу/делу – глобальность и благоприятный исход. Игрушки, одежда, предназначенные для мальчиков традиционно голубого цвета.
Возможные негативные ассоциации: В зависимости от места использования, голубой цвет может считаться не серьезным, сентиментальным. Иногда, глядя на голубые вещи бывает сложно сосредоточиться, смотреть на голубое небо или на голубой предмет — две разные вещи. Голубой, как и розовый несколько банальный и стереотипный.

Синий

Синий — это концентрический цвет, он посвящает все только себе. У этого цвета «нет дна», он никогда не кончается, затягивая в себя. Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость. Он имеет очень сильную психологическую ценность, являясь цветом убеждения, но не таким эмоционально давящим, как красный. Символизирует вечные ценности, высоту и глубину, мудрость и строгость. Темно-синий цвет считается деловым, профессиональным и авторитетным – недаром его так любят бизнесмены. Помогает сконцентрироваться на самом необходимом. Синяя деталь в каталоге или рекламном проспекте сразу привлечет к себе внимание, но в отличие от красной, практически никогда не вызовет отрицательных эмоций.
Возможные негативные ассоциации: Синий не только цвет неба, но и цвет ночи, может ассоциироваться с магией, непонятными вещами, колдовством, угнетением, фанатизмом.

Зеленый
Зеленый — цвет жизни и природы, символизирующий процветание и новые начинания. Он исцеляет, расслабляет и смягчает человека, поэтому его часто используют при оформлении лечебных учреждений, на упаковках медикаментов, косметических и моющих средств. Зеленый нейтрализует действие остальных цветов, помогает рассеивать негативные эмоции. Приносит спокойствие и умиротворенность, помогает сконцентрироваться и принять решение. Имеет сильную ассоциацию с весной, молодостью, обновлением и натуральностью.
Возможные негативные ассоциации: В большом количестве вызывает чрезмерную расслабленность, переходящую в вялость, скуку и лень, поэтому его следует сочетать с другими цветами. Цвет, который ничего не требует и никуда не зовет (смотрит мимо всех). Имеет множество оттенков, которые иногда дают абсолютно противоположное значение. «Зеленым» называют профессионалы необученного человека, новичка (по смыслу — неопытный, молодой). Зеленый цвет избегают на упаковках сладкого, т.к. психологами доказано, что в восприятии людей зеленый цвет «горький» или «кислый», но никак не сладкий.
Белый
Белый — цвет спокойствия, чистоты и безмятежности. Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий. Его фундаментальное качество – равенство, т.к. белый заключает в себе все цвета, они в нем равны. Его ключевые значения: свет, покой, целомудрие, сосредоточенность, девственность. Чаще всего он используется в качестве фона, все цвета на нем выглядят сочно и ярко. Белый был цветом социального согласия и мира.
Возможные негативные ассоциации: Переизбыток белого цвета может привести к чувству превосходства или к ощущению собственной неполноценности. Может быть цветом отрешенности, холодности, безразличия.

Черный

Черный всегда скрывает в себе все, что несет, являясь самым “загадочным” цветом. Уравновешивает белый цвет (без тьмы нет света, инь и янь). Соотносится с бесконечностью, помогает сосредоточиться и отгородиться от всех посторонних цветов. В чистом виде, он используется довольно редко, т.к. вызывает неготивные эмоции. Обычно его сочетают с более теплыми и яркими цветами для придания большей контрастности. Черный цвет является классическим, черные костюмы на мужчнинах — неотъемлемая часть делового стиля. Незаменим при создании четких форм и линий.
Возможные негативные ассоциации: Вызывает чувство горечи, тяжести, уныния. Зачастую ассоциируется с трауром. Помочь в таком случае может сочетание его с красным цветом, он добавит черному динамики, стремления.

Читайте также:  Какие бывают потолки

Коричневый
Коричневый — цвет прочности, солидности, стабильности, практичности. Символы коричневого цвета: почва, дерево, земля, осень. Имеет абстрактные символы — трудолюбие, выносливость, консерватизм. Коричневый цвет наряду с черным и темно-синим часто доминирует в одежде богатых и уверенных в себе людей, что подчеркивает их чувство собственного достоинства. Коричневый — цвет кофе и ароматных специй, его изысканно обыгрывают в оформлении интерьеров кофеен и ресторанов. Люди, предпочитающие этот цвет, желают физического отдыха, покоя, концентрации, поэтому он может использоваться в офисной тематике.
Возможные негативные ассоциации: Коричневый цвет может показаться скучным, даже депрессивным, вызывать ассоциации с табаком, курением, неприятными запахами.

Серый
Серый цвет соединяет белый и черный, образуя собой гармонию двух противоположных цветов. Сам по себе нейтральный, обладает утонченной красотой, особенно при сочетании с яркими цветами. Серый — цвет интелекта, он расслабляет, помогает чувствовать себя спокойно. Он универсален и консервативен, может использоваться практически в любых сферах деятельности для создания лаконичности, утонченности.
Возможные негативные ассоциации: Серый может ассоциироваться с плохой погодой, болезнями, чувством ненужности, тоски, усталости. Его способность к умиротворению может смениться чувством бесконечной меланхолии и печали. Его редко используют при создании упаковки для моющих средств, шампуней, а также средств гигиены ,т.к. в психологическом восприятии людей, серый — цвет города, соверменных офисов, асфальта, пыли, но никак не шампуней.

Золотистый
Золотистый цвет символизирует роскошь, сияние, солнце, безупречность. Олицетворяет стремление к власти и демонстрации своего превосходства. Золотой — цвет работы, карьерного роста и богатства, как правило его используют в сочетании с другими цветами, для придания им большей значимости, блеска. Золотой — один из самых опасных цветов, используя его в больших количествах есть шанс превратить елегантную роскошь в безвкусицу. Его любят использовать на упаковках кофе, чая, сигарет, психологически это делает вкус «богатым».
Возможные негативные ассоциации: Золотой может восприниматься совершенно по-разному, вызывать ассоциации расточительности, излишней праздности, плохого вкуса.

Серебристый
Серебряный цвет выходит из серого, выражает стремление к свободе и попытку преодолеть все ограничения. Воплощает в себе благородность, безопасность, прочность. Слова ассоциации: освещение, отражение, проникновение, беспристрастность, плавность. Серебряный достаточно холодный цвет, на упаковках его используют в малых количествах, он «скромнее» нежели золото и своим холодным блеском добавляет предметам гордой аристократичности. Чаще всего этот цвет используют производители машин и техники, благодаря прямой ассоцииации с металлом, серебристый кажется прочнее, надежнее.
Возможные негативные ассоциации: Как и серый, серебристый может считаться цветом безразличия, а за счет металлического блеска более холодным и неприступным. Другие ассоциации: лживость, двуличность, иллюзорность.

Немного о психологии сочетания цветов
Психологами установлено, что количество используемых цветов непосредственно влияет на эффективность воздействия рекламного сообщения. Если эффективность восприятия черно-белого изображения принять за 100%, то эффективность двухцветного возрастает на 20%, а многоцветного — на 40%. В рекламных целях, как правило, принято не применять более двух различных цветов, но их можно разнообразить за счет похожих оттенков, поскольку это создает ощущение цветовой последовательности и не раздражает зрения.
При создании нового продукта очень важно учитывать, что в последствии он становится более успешным при правильном использовании цветовой гаммы, которая со временем становится фирменной цветовой гаммой. Нужно также учитывать тот факт, что цвета имеют свойство отображаться один в другом. Это значит, что стоящие рядом цвета могут усиливать, или сводить на нет, действие друг друга. Так, сигареты в коричнево-белой пачке, за счет белого цвета, кажутся слабее тех, что в коричневой. Они же в коричнево-синей или коричнево-золотой приобретают не только крепкий, но и несколько, аристократичный вкус.
Иногда несколько цветов расположенных рядом дают совершенно неожиданный эффект. Например, красный олицетворяет энергию, движение, опасность, ярость, а чёрный – тайну, печаль, грусть, но сочетание же красного и чёрного сразу же преобразуется во что-то экстравагантное, пикантное, манящее. А вот сочетание красного с другим, ярким и эмоционально насыщенным цветом, может смотреться безвкусно и раздражать глаз. Поэтому все цвета должны гармонировать друг с другом, уравновешивать, но не подавлять. Цвет, который должен нести главный психологический и эмоциональный посыл должен быть главным и доминирующим.
Карта сайта и поиск:

Психология цвета и значение цветов в психологии

Цвет – это то, что ежедневно окружает каждого человека, вызывает особенные эмоции и ощущения. Выбор одежды, предметов интерьера, подручных средств и много другого согласно оттенкам и палитрам прямо говорят о предпочтениях человека, его душевном состоянии и внутренних ощущениях. Предпочтения в цветах так же характеризуют темперамент и настрой касательно грядущего события.

Значение цветов в психологии

Выбор правильного тона способствует различным эффектам и может даже гарантировать успех в разнообразных начинаниях (на работе, свидании, знакомстве с важными людьми и прочее).

Понимая, что несут в себе определенные оттенки и сочетания, каждому человеку будет проще ориентироваться и даже направлять ход событий в нужное русло. Понять свое состояние, увидеть изменения в своих друзьях и знакомых, поспособствовать улучшению своего настроения и много другого можно правильно подобрав и скомбинировав определенные цвета в своем стиле и окружении (предметы на рабочем столе, домашнем интерьере и т.п.).

Специалистами доказано, что определенные события или воспоминания напрямую связанны с тем или иным цветом. Различные праздники и события практически у каждого ассоциируются с яркими оттенками, такими как красный, оранжевый, зеленый, розовый, желтый и т.п. Печальные же события всегда веют черным или серыми тонами.

Подсознательно люди похоже воспринимают и реагируют на цвета. Еще с детства человек привыкает воспринимать красный как тревожный знак, запрет и тревогу. Зеленый же наоборот позволяет совершать желаемые поступки, уверенно двигаться вперед, не ощущая опасности. Каждый из них имеет свои особенности, по разному влияют на восприятие и психологическое состояние человека.

Фиолетовый цвет в психологии

Соединив красный и синий цвет, получается фиолетовый. Расшифровка данного оттенка имеет определенные сложности и несколько нюансов. Большинство художников в древности писали беременных девушек с использованием данного оттенка палитры. Объясняется подобное явление созвучностью с чувственностью.

В современном мире специалисты утверждают о его негативном и даже депрессивном воздействии на человека. Большинство самокритичных, угрюмых, недовольных жизнью личности предпочитают окружать себя фиолетовыми предметами и одеждой. Применяя его в небольшом количестве можно получить выгоду, ведь фиолетовый завышает самооценку. Стоит отметить, что данный цвет не используют при работе с пожилыми людьми и маленькими детьми.

Синий цвет в психологии

Синему варианту отдает предпочтение множество людей. Происходит это из-за ощутимого магнетизма. Именно созерцая на насыщено-синие вещи человеку свойственно погружаться в раздумья, размышлять о смысле жизни и вечном. В фильмах и рассказах маги изображены в синих одеяниях. Будда с Кришной имеют синий окрас, что говорит о мудрости и внутренней гармонии.

Чаще всего предпочтение этому варианту отдают целеустремленные, самоотверженные, имеющие личные взгляды и точку зрения люди. Одежда в подобных тонах веет строгостью, высокой духовностью и серьезной жизненной позицией. Синий благоприятно влияет на нервную систему, обладает успокаивающими свойствами и тушит чрезмерно проявляющуюся страсть.

Желтый цвет в психологии

Данный цвет является одним из наиболее ярких и позитивных. Цвет лета, солнца и тепла положительно влияет на мозговую деятельность, способствует повышению настроения и заставляет работать воображение. Безусловно, чрезмерное использование желтых оттенков в одежде и интерьере может привести к перевозбуждению. В интерьере его необходимо гармонично соединять с более темными и умиротворяющими тонами.

Предпочтение желтому отдают позитивные и талантливые личности. Те, у кого огромное количество идей и талантов. Целеустремленные, позитивные и способные подстраиваться под собеседника люди. Кроме всех этих позитивных характеристик желтый цвет имеет вторую сторону медали. Именно он считается символом слабоумия и сумасшествия.

Зеленый цвет в психологии

Символом весны, перерождения и душевного покоя является именно зеленый цвет. Целительные и релаксирующие свойства уже давно доказаны. Длительное созерцание на зеленый несет в себе рассеянность и скуку.

Любители зеленой палитры обладают уравновешенностью, работоспособностью, внутренней гармонией и умениями логично оценивать ситуацию. Зеленый гасит негативные воздействия депрессивных и негативных цветов. Именно поэтому его совмещают с темными депрессивными тонами (фиолетовый, черный и т.п.) создавая идеальную одежду и интерьеры.

Красный цвет в психологии

Победоносный цвет характеризующейся чрезмерной активностью, целеустремленностью, жесткостью и даже агрессивностью. Также именно красный сопоставляют страсти, любви и самопожертвованию. Его наиболее часто используют в маркетинговых концепциях (афиши, реклама и прочее) и в знаках предупреждающих об опасности (дорожные, светофоры). Специалисты не рекомендуют увлекаться и длительно смотреть на красный цвет палитры.

Особы, симпатизирующие красному, обладают сильным характером, очевидной смелостью и целеустремленность. Страсть, импульсивность, властность и упорство могут играть как на пользу, так и во вред человеку.

Оранжевый цвет в психологии

Оранжевый довольно близок к желтому. Он имеет схожие особенности и свойства. Бодрость, позитивный настрой, страсть, готовность к решению сложных задач, радость и спонтанность – все это несет в себе данный вариант палитры. Оранжевый положительно влияет на человека и выводит его из депрессивного состояния после тяжелых утрат и разочарований. Входит в список лучших цветов для психотерапии.

Любители этого цвета обладают всепрощающими, отходчивыми, светлыми чертами характера. Стоит учесть, что их особенностью является непостоянство и надменность.

Сиреневый цвет в психологии

Символом привязанности и теплых чувств является именно сиреневый цвет. Он наталкивает на философские взгляды на жизнь, душевное равновесие и ощущения полета.

Любители сиреневого являются весьма романтичными, сентиментальными, мечтательными, романтичными и чувственными натурами. Несмотря на мягкость натуры, они обладают безупречными умственными способностями и отличной смекалкой. Внимательное отношение к своему внешнему виду и к внешности окружающих, готовность прийти на помощь – еще одно качество неотъемлемое качество «сиреневых» людей.

Голубой цвет в психологии

Окружая себя голубыми цветами, человек ощущает комфорт, защищенность и надежность. Он позволяет отключиться от всех проблем, не думать о завтрашнем дне и имеющихся проблемах.

Все предпочитающие данный вариант оттенка являются сконцентрированными, уверенными в себе, прямолинейными и сконцентрированными личностями. Это отличные офисные сотрудники. Те, кто умеет тихо, но уверенно добиваться необходимого результата.

Розовый цвет в психологии

Цветом наивности, детства, беззаботности и влюбленности является именно розовый. Наивные мечтания и фантазии, успокоение и отвлечение от дурных мыслей – именно этими свойствами обладают розовые краски.

Любители розового весьма трудолюбивы, мечтательны и преданны своему делу. Они обидчивы, плаксивы, обладают добрым темпераментом и даже детской наивностью.

Черный цвет в психологии

Несмотря на ассоциации со скорбью и печалью черный цвет всегда привлекает внимание окружающих. Воплощение силы, уверенности, интриги, богатства и загадочности также несет в себе данный вариант палитры. В моменты депрессии он лишь усугубляет положение, затягивает процесс грусти и отстраненности от окружающего мира.

Любители черного – чаще всего смурные, замкнутые в себе и слишком серьезные личности.

Белый цвет в психологии

Чистота, невинность и исключительно светлые ассоциации несут белые тона. Новые начинания, символ свободы, вдохновения, мира и веры.

Сотрудники медицинской сферы носят именно белые халаты. Это связано с ассоциациями цвета с добром, честностью и совершенства. Во многих странах в традиционных одеяниях присутствует данный цвет. Точно раскрыть характер любителей белого невозможно, так как его широко используют в качестве рабочей одежды. Он эффектно смотрится в сочетаниях с прочими вариантами цветов и является классическим вариантов.

Бирюзовый цвет в психологии

Является самым холодным из всей палитры оттенков. Имеет очень привлекательный вид и никого не оставляет равнодушным. Несет в себе прохладу морских волн, исцеление, умиротворенность и творчество. Многие люди предпочитают носить украшения с бирюзой, приносящие удачу и оберегающие своего владельца.

Серый цвет в психологии

Смесь совершенно противоположных цветов (черного и белого) несет в себе нейтральные ощущения. «Золотая середина» в основном игнорируется людьми, ассоциируется с рабочими буднями и повседневностью. Несмотря на то, что мало кто обращает внимание на серый цвет, он несет в себе дружелюбие, спокойствие, стабильность, реализм и здравый смысл.

Небольшой процент тех, кто отдает предпочтение серому дружелюбны, учтивы и терпеливы по своей натуре. Предпочтение и окружение себя серыми тонами свидетельствует об эмоциональной истощенности и нервозности человека.

Коричневый цвет в психологии

Символ трудолюбия, надежности, устойчивости, преданности работе и своему делу – это именно коричный. Негативной стороной является ассоциирование коричневого с сомнениями и разочарованиями.

Те, кто предпочитает коричневые цвета палитры, являются целеустремленными и любящими жизнь личностями. Они рассудительны, рациональны и оптимистичны.

Психология цвета в одежде

Для деловых встреч и продвижения по работе идеально подойдут строгие наряды синего, голубого, коричневого, серого цвета. Сочетания белых цветов с черными также несут положительный эффект.

Встреча с друзьями и родственниками, прогулки в парке, по городу требуют более ярких и сочных красок, особенно, если это теплый период времени. Одежда зеленого, желтого, бирюзового, сиреневого, оранжевого тонов нельзя игнорировать и оставлять висеть в шкафу.

На свидание и романтический ужин слабый пол довольно часто прибегает к нарядам с красными вставками и элементами. Данный ход разжигает страсть и возбуждающе действует на партнеров.

Психология цвета в интерьере

Яркие оттенки (желтый, оранжевый, зеленый, красный) наиболее часто используются при оформлении кухни. Мебель этих цветов способствует повышению аппетита и улучшению настроения.

Синий, фиолетовый и голубой активно используются в ванных комнатах.

Нежелательно использовать синий, фиолетовый и белый цвет в детских комнатах. Правильней всего организовывать детские в розовых, персиковых и прочих теплых тонах.

Очень часто общественные заведения (кафе, рестораны, гостиницы) прибегают к оформлению помещения с помощью коричневых и красных оттенков.

Ссылка на основную публикацию