Классификация вагонки

Классы вагонки — выбираем необходимый нам материал

Вагонка ─ это достаточно надежный строительный материал, который пользуется большой популярностью как для отделки фасада помещений, так и для внутренних стен жилых домов, бань, дач и иных построек. Внешне они представляют собой доски, имеющие специальные пазы для соединения между собой.

Именно поэтому их достаточно легко монтировать, и с задачей по облицовке справится даже непрофессионал. Суть изготовления такого материала заключается в подготовке специальных досок, которые хорошо просушиваются и подвергаются определенной обработке. Сушатся они в тепловых камерах, где сохраняется определенная влажность. Далее рейки фальцуются и шпунтуются.

Это придает нужную форму, которая позволяет им в дальнейшем стыковаться между собой. Когда доска принимает свой окончательный вид, происходит ее классификация по качеству.

По ГОСТу

Экстра класса не имеет абсолютно никаких дефектов. Ее поверхность идеально ровная и гладкая. Экстра отлично подходит для обшивки стен, так как не содержит никаких сучков.

Класса A может иметь некоторое количество сучков, трещин или отверстий. Если быть более точным, то допустим 1 сучок, 2 трещины и 2 смоляных кармашка на площади в 1,5 метра. При этом размер сучков должен быть в диапазоне от 5 и до 15 мм. в диаметре. Этот вариант так же хорош для отделки лицевой поверхности стен.

Класса B ─ здесь так же могут быть различные дефекты. Если брать на рейке площадь в 1,5 метра, то здесь допустимо наличие не более 4-х сучков диаметром в 20 мм., и не более 2-х трещин и смоляных кармашков.

Еще на поверхности такого изделия может быть одно контрастное пятно размером в 15 кв.см. Такие панели хоть и имеют дефекты, но все же годятся для обшивки.

Класса C ─ представляет собой самый низкосортный вариант. Здесь внешний вид реек портят синие пятна и полоски. Могут встречаться несквозные трещины размером не более 5% от общего размера панели.

Допускается не более 2-х смоляных кармашков от 5 и до 50 мм, повреждения до 6 мм, и контрастное пятно не более 15 кв.см. Как самый низкосортный вид деревянных реек используется на поверхностях гаражей, сараев и подсобных помещений.

Евровагонка

Вагонка изготовленная по европейскому стандарту представляет собой доску, взятую из внешних слоев дерева, между корой и сердцевиной. Благодаря этому структура евровагонки более однородная, равномерная и прочная.

Еще одной особенностью такого материала являются специальные продольные канавки для вентиляции и отвода конденсата. Классифицируется этот материал следующим образом:

  1. Сорт «А» предполагает нахождение на поверхности доски только живых и светлых сучков.
  2. Сорт «В» допускает присутствие дополнительно мертвых и черных сучков.
  3. Сорт «С» допускает незначительные сколы, которые легко маскируются при монтаже.

Многие считают, что евровагонка лучше обычной, созданной по отечественным стандартам. Некоторые преимущества перед отечественной продукцией у них действительно есть.

Например, даже самый низко качественная евровагонка пригодна для использования в жилых помещениях, так как его недостатки с легкостью скрываются после сборки.

Возможные габариты

По ГОСТу деревянные рейки могут иметь следующие показатели:

  • Ширина до 15 см.
  • Длина до 6 м.
  • Толщина от 1,2 до 2,5 см.

Что же касается европейских стандартов, то здесь показатели следующие:

  • Ширина ─ 8, 10, 11, 12 см.
  • Длина от 0,5 и до 6 м.
  • Толщина ─1,3, 1,6, 1,9 см.

Видео — обшивка потолка в доме своими руками:

Примерная стоимость

В зависимости от региона распространения и качество материала стоимость на такой товар разнится. Но можно сделать несколько общих выводов. Например, цена на класс В варьируется в промежутке от 180 руб. за кв.м. и до 380 руб. за кв.м.

Качество А продается за 250-600 руб. за кв.м., а доски Экстра ─ за 300-800 руб. за кв.м. Что же касается самых низкосортных панелей, продающихся под литерой «С», то их стоимость варьируется от 100 и до 150 руб. за кв.м.

Рассматривая цены на евровагонку отметим, что сорт «С» можно купить за 120-300 руб. за кв.м., сорт «В» ─ за 180-600 руб. за кв.м., сорт «А» ─ за 200-800 руб. за кв.м.

Советы при выборе

В зависимости от предназначения будущей покупки, панели можно выбирать опираясь на качество вагонки и дерево, из которого она изготовлена.

Совет по дереву. Наибольшей популярностью пользуется продукция из хвойных пород.

В них большое количество смолы, которая помогает противостоять влажности и грибку. Именно поэтому рейки из хвойных пород используют для внешней отделки построек.

Если же вашей целью является обивка стен или потолков в бане или доме, то лучше, чем лиственные панели здесь ничего не подойдет.

  • Во-первых, они наилучшим образом выдерживает высокие температуры и влажность, присущие микроклимату бани и сауны.
  • Во-вторых, такое дерево не выделяет смол, что позволяет не беспокоится о внешнем виде покрытия, при отделке стен внутри дома.

Совет 2. Класс А наиболее приемлем для отделки фасадов, балконов и стен в бане или сауне.

А вот «С» используется только для обшивки хозяйственных построек, таких как сараи и гаражи.

Остальные варианты, например, «В» или «Экстра» используются в зависимости от количества средств, которые вы готовые вложить в покупку.

Какой бы вид и класс вагонки вы не выбрали, можете быть уверены в том, что она оправдает ваши ожидания, если выбор будет соответствовать целям.

Так лиственные панели класса А, размещаясь на стенах в бане, позволят в полной мере насладиться целительным эффектом от посещения этого места. А хвойные доски Экстра позволят не беспокоиться о том, насколько надежно обшит фасад вашего дома.

Сорта вагонки

Критерием отнесения вагонки к определенному классу (сорту) является допустимость дефектов, как природных, так и полученных на этапе деревообработки.

Выделяют 4 класса:

  • Экстра (Премиум), или “0” – самая качественная, без дефектов
  • A, или “1” – Тут могут встречаться мелкие светлые пятна от сучков, незначительные засмолки, легкая шероховатость.
  • B, или “2” – сучки могут иметь разные размеры. Но сквозные отверстия не допускаются.
  • C, или “3” – Самый дешевый материал. Но он недолговечен из-за многочисленных дефектов.

Допуски определяются отечественным ГОСТом (ГОСТ 8242-88) или западноевропейским стандартом DIN 68-126/86, ТУ. Кроме того, многие производители производят сортировку исходя из собственных Технических Условий. Например, сорт АВ, говорит о том, что то есть вагонка включает в себя допустимые дефекты в сорте А и В. Она стоит еще дешевле, чем В. Часто используют для отделки второстепенных помещений: коридоров, балконов и т.д.

Ниже приведены 2 сравнительные таблицы сортов евровагонки и вагонки, составленные на основе требований ГОСТ 8242-88 и DIN 68-126/86

Сорта евровагонки

Евровагонка сорта Экстра

Евровагонка сорта A

Евровагонка сорта B

Евровагонка сорта C

Допускаются здоровые сросшиеся сучки размером до 1/3 ширины без ограничений по количеству на всю длину доски

Допускаются: здоровые, сросшиеся и частично сросшиеся сучки размером до 1/2 ширины доски без ограничений по количеству на всю длину доски; здоровые, несросшиеся сучки размером до о1/3 ширины доски в количестве четырех штук на всю длину доски; выпадающие и выпавшие сучки диаметром до 20 мм только на кромках, не более двух на всю доску

Допускаются: здоровые, сросшиеся и частично сросшиеся сучки в любом количестве при сохранении целостности доски; здоровые, несросшиеся сучки размером до 1/2 ширины доски в количестве пяти штук на всю длину доски; выпадающие сучки с диаметром не более 20 мм и в количестве пяти штук на всю длину доски

Допускаются: торцевые трещины длиной до величины ширины доски и микротрещины; несквозные трещины длиной до 100 мм с обоих торцов

Допускаются торцевые трещины до 300 мм в направлении волокон

Допускаются: несквозные трещины длиной до 1/3 длины доски; сквозные трещины, в том числе до 300 мм по направлению волокон размером до 1/2 длины доски независимо от местоположения на поверхности доски

Сердцевина на лицевой стороне

Допускаются сердцевины шириной до 4 мм, не более 1/2 длины доски и максимум 20% в пакете.

Допускаются длиной до 1/2 длины доски

Допускаются размером до 6 мм, не более 2-х на длину доски

Допускаются длиной не более 50мм, до 3-х на всю длину доски

Односторонняя открытая прорость (вросшая кора)

Допускается не более 1/4 ширины доски

Допускается не более 1/2 ширины доски

Допускается размером 100х200 мм одна на всю длину доски при отсутствии остальных максимальных пороков

Допускаются незначительные дефекты строжки, в том числе шероховатость и мелкие вырывы на кромке в зоне сучков

Допускаются незначительные дефекты строжки, в том числе шероховатость и мелкие вырывы на кромке в зоне сучков

Допускаются дефекты строжки, не влияющие на сборку

Допускаются дефекты строжки, не ухудшающие стабильности и качества отделки

Допускаются изменения окраски до 10% поверхности у 10 % доски

Допускаются полосы розовые и синие выцветшие, синева не допускается

Допускаются: изменения окраски насколько позволяет отделка; синева на одной пласти несквозная до 2/3 поверхности детали

Допускается продольная покоробленность по кромке

Допускается продольная покоробленность по кромке

Червоточины и поражения насекомых

Допускается три червоточины на длину доски до 5% досок

Допускается до 10 % досок

Сорта вагонки

Вагонка сорта A

Вагонка сорта B

Вагонка сорта C

Допускаются только здоровые, сросшиеся круглые, овальные или продолговатые сучки диаметром до 1/3 ширины изделия

Допускаются: здоровые сучки любого размера; сучки с трещинами до 5 мм;частично сросшиеся сучки при срастании не менее 1/2 контура сучка. Не допускаются: небольшие повреждения на ребровых сучках (выщерблины на кромках) и единичные выпавшие ребровые сучки

Допускаются сучки любого типа, в том числе загнившие, гнилые, табачные и частично сросшиеся сшивные

Допускаются: пластевые несквозные трещины с выходом в торец длиной до 100 мм; пластевые сквозные без выхода в торец и на кромку трещины, образованные при усушке, длиной равной ширине доски с каждого конца

Допускаются: пластевые несквозные трещины длиной не более одной трети изделия; пластевые сквозные без выхода в торец и на кромку трещины шириной не более 1 мм и длиной не более одной четвертой изделия; пластевые сквозные с выходом в торец трещины длиной не более 150 мм с каждого конца и толщиной не более 1 мм

Допускаются: пластевые несквозные трещины без ограничений, но с суммарной длиной не более 80% изделия; пластевых сквозных без выхода в торец и на кромку трещин должно быть не более пяти на погонный метр; пластевые сквозные с выходом в торец трещины длиной не более 300 мм

Читайте также:  Пароизоляция потолка

Сердцевина на лицевой стороне

Допускаются местами длиной до 200 мм на погонный метр

Допускаются прикрытые смоляные кармашки размером до 3х20мм не более двух на погонный метр

Допускаются прикрытые смоляные кармашки и открытые смоляные кармашки длиной не более 50 мм

Односторонняя открытая прорость (вросшая кора)

Допускается шириной до 200 мм и длиной до 100 мм до 1 шт на изделие

Допускается твердая гниль общей площадью до 1/10 площади изделия

Допускается гладкая без рисок и ворсистости волнистость поверхности глубиной до 0,5 мм

Допускаются: вырывы, выхваты, запилы, вмятины, сколы, задиры и выщерблины глубиной менее 0,5 мм и площадью не более 15х300 мм не более одного на погонный метр; бахрома, ворсистость, непрострог площадью до 1/10 поверхности изделия; волнистость поверхности с отдельными ворсистыми участками глубиной до 1,5 мм

Допускаются: вырывы, выхваты, запилы, вмятины, сколы, задиры и выщерблины общей площадью не более 1/5 от площади изделия; бахрома, ворсистость, непрострог площадью до одной пятой поверхности изделия; волнистость поверхности

Допускаются пятна красной плесени и посинения общей площадью не более одной пятой площади изделия не более 10% объема

Допускается крыловатость с отклонением от плоскостности до 0,2% от длины изделия

Допускаются: продольная покоробленность по кромке со стрелой прогиба до 0,2% от длины изделия; продольная покоробленность по пласти со стрелой прогиба до 0,4% от длины изделия; поперечная покоробленность со стрелой прогиба до 0,5% от ширины изделия; крыловатость с отклонением от плоскостности до 0,35% от длины изделия

Допускаются: продольная покоробленность по кромке со стрелой прогиба до 0,4% от длины изделия; продольная покоробленность по пласти со стрелой прогиба до 0,6% от длины изделия; поперечная покоробленность со стрелой прогиба до 0,8% от ширины изделия; крыловатость с отклонением от плоскостности до 1% от длины изделия

Червоточины и поражения насекомых

Допускаются червоточины на площади не более 1/10 от площади поверхности изделия

© 2006 – 2020 Лесоруб. Карта сайта
Все виды пиломатериалов из натуральной древесины.

Классификация вагонки по сортам

Вагонка является прекрасным пиломатериалом для облицовки помещений. Она великолепно подчеркивает естественную красоту интерьера, вносит природные мотивы, делает дом теплым и уютным. Самое главное при ее выборе — класс изделия. Если ориентироваться на него, то можно сэкономить не в ущерб декору: помещения останутся все такими же комфортабельными, но за меньшие деньги.

Вагонка в высоком разрешении

Сортовая разновидность вагонки

Первоначально материал производится по единой технологии. Затем отбирается по категориям, основываясь на наличии либо отсутствии определенных дефектов. Особое внимание обращают на заболонь, сучки, смоляные карманы, трещины, сколы и прочие поражения древесины. Одни из них — приобретенные по ходу механической обработки, другие — естественные, появившиеся в процессе развития растений.

Согласно ГОСТу, выделяют 4 разновидности вагонки:
высшего сорта — класс Экстра (Премиум);
первого сорта — класс А;
второго сорта — класс В;
третьего сорта — класс С.

Класс Экстра

Данный вид относится к числу самых дорогих и качественных изделий. Внешне не содержит ни малейших повреждений, пороков, дефектов. Как правило, такие массивы получаются методом сращения.

Вагонка класс Экстра

Без этой технологии вагонка премиум-класса стоила бы невероятно дорого, поскольку из цельного полотна на самом деле выходит чрезмерно мало подходящих досок. Они гладкие на ощупь, без сколов, трещин и сучков, поэтому не зря считаются элитными, достойными шикарных загородных интерьеров.

Подобные пиломатериалы производители нередко обеспечивают вакуумной упаковкой, чтобы минимизировать угрозу деформации при транспортировке. Дополняют специальными крепежами для простого и более удобного монтажа (таким образом вагонку не надо будет подгонять при установке).

Пример вагонки класс Экстра

Заводским надписям на коробке доверять не стоит: случается, что наверху лежат идеальные изделия, а под ними — низкокачественные. Поэтому при покупке попросите консультанта развернуть упаковку, чтобы лично удостовериться в сортности древесины.

Лучшее покрытие для данной категории — лак. Он защищает поверхность от повреждений и одновременно подчеркивает красоту текстуры, раскрывая ее неоспоримые достоинства.

Класс А

Данный отделочный материал во многом напоминает вагонку категории Премиум. Но, согласно пунктам ГОСТа, все же имеет определенные отличия по качеству производства. Хотя у некоторых компаний изделия этой группы могут оказаться не хуже тех, что представляют группу Экстра, а иногда и лучше их. Следовательно, при покупке осматривайте доски, ориентируясь на внешний вид товара.

Вагонка класс А

Обычно его отличает присутствие минимального числа дефектов. Сердцевина присутствует не более чем на 20% площади. Трещины несквозные, в несколько миллиметров, охватывают незначительный процент от общего объема. Вываливающихся сучков нет, черных — тоже. Гниль и синева отсутствуют.

В основном этот класс древесных материалов идет на лицевые отделочные процессы. Повреждения обрабатываются краской, а вся остальная поверхность покрывается бесцветным лаком. Он не только выгодно декорирует древесину, но и защищает ее, усиливая природное очарование. Подходят также воск и масла.

Преимущественная сфера применения вагонки А класса аналогична классу Экстра — облицовка жилых помещений.

Класс В

Производители еще применяют к нему термин «2 сорт». Такому пиломатериалу свойственно наличие существенных и видимых дефектов. Например, на досках после заводской обработки допустимо присутствие неострожки по торцам (в замковой зоне), что совершенно не сказывается на внешнем виде готовой работы.

Также могут просматриваться сучки, смоляные карманы, сердцевина и даже синева (ее объем не должен превышать 10% от общей площади). Вероятно наличие небольшой гнили (до 10%) и червоточин (до 3 единиц на погонный метр). Допустимая величина трещин, выбоин, вмятин и сколов — не более 3 см на каждый погонный метр поверхности. В то же время исключен их выход на торцевую часть.

Отделка помещения вагонкой класса В

Чтобы устранить явный брак, проводят затирку и покраску дефектов специально предназначенными составами. С этой целью используют однотонные или темные по цвету средства.

Данный класс пилорамных изделий — самый бюджетный и ходовой. Доступен широкому кругу потребителей. Чаще всего применяется для внутренних отделок всех типов помещений, включая подсобные.

Класс С

Количество механических повреждений и естественных дефектов на вагонке этой категории может достигать немалого числа. К ним относятся остатки от окорки, сердцевина, крупные сколы, сквозные трещины, почерневшие и выпадающие сучки.

Вагонка класса С

Нередко производители включают сюда откровенный брак, несмотря на то, что требования ГОСТа не позволяют делать подобное. Поэтому профессионалы высокого уровня нередко отказываются работать с таким сырьем, потому что на монтаж уходит гораздо больше сил и средств из-за необходимости исправлять недостатки, занимающие подавляющую часть поверхности.

Неудивительно, что из-за низкого качества древесные изделия класса С являются самыми дешевыми. Нуждаются в большом объеме дополнительных работ для приведения в надлежащий вид. Проблемны в монтаже и сложны в окраске. Область их применения — отделка подсобок и черновые процессы.

Описание видов вагонки

Изобилие разнообразных современных материалов для отделки помещений не затмило давно известную всем вагонку.

Технология производства деревянных планок многократно совершенствовалась и в настоящее время обеспечивает изготовление продукции, которую можно использовать как для внешних, так и внутренних строительных работ.

Обшивка поверхностей упрощена благодаря удобному оформлению стыковочных мест планок. Ассортимент, представленный на рынке, позволяет выбрать вид вагонки с приемлемой для каждого заказчика ценой, подходящим под интерьер внешним видом.

Общее представление

Специфическое отечественное название для планок из древесины сохранилось со времен обшивки ими товарных вагонов. Уже долгое время грузовой железнодорожный транспорт оформляют иначе, а название крепко укоренилось в разговорном языке.

Сейчас вагонкой называют дощечки с пазами и шипообразными выступами, позволяющими делать облицовку быстро и качественно. В Европе такого термина нет, изделие относят к классу профилированных досок и выпускают по соответствующим стандартам, в которые заложены более жесткие требования, чем в отечественные ГОСТы.

Вагонка, изготовленная по евронормативам, обладает заметными достоинствами:

  • разнообразный рисунок, позволяющий подобрать изделия под любой интерьер;
  • широкие, удобные для соединения шипы;
  • удачное соотношение толщины и других размеров планок;
  • идеально отшлифованная поверхность;
  • показатели влажности (не более 15 %), обеспечивающие продолжительную сохранность.

Продукция классифицируется в зависимости от качества древесины, способа ее обработки, потребительских характеристик. Вагонка для наружной отделки хозяйственных построек, жилых домов подвергается высокой нагрузке атмосферных факторов, поэтому ее дополнительно обрабатывают – грунтуют, красят, наносят лак или иное защитное покрытие. В связи с этим к ее внешнему виду требования менее жесткие, чем к виду вагонки для внутренней отделки.

Виды профилей и размеры

За долгий период изготовления вагонки производители разнообразили технологию. В продажу поставляют несколько видов продукции, отличающейся формами сторон, их размерами, конфигурацией замковой части, фасками.

Стандарт

Стандартная доска с гладкой наружной поверхностью, полученной в результате тщательного шлифования, имеет длину от 2 до 6 м. Поперечный срез выглядит как трапеция, следовательно, нижняя сторона параллельна верху. При этом верхняя плоскость является лицевой, а на нижней по всей длине сделаны прорези.

Толщина обычно составляет минимум 12 мм, а ширина с шипом – 80, сам шип может быть размером от 4…5 мм.

В продаже встречаются и более тонкие изделия, но их не рекомендуется использовать для отделки капитальных строений. Тонкие дощечки коробятся, их начинает вести, долго они не прослужат.

Стандартная вагонка из сосны – самый распространенный, недорогой материал, применяемый для изготовления технических обшивок.

Евровагонка

Профили, изготовленные по европейским нормам, имеют более глубокие пазы, чем у стандарта, и крупные шипы (8…9 мм), способствующие эффективной вентиляции обшивки и надежному соединению.

Толщина досок составляет минимум 12,5 мм и может достигать 22 мм. Минимальная ширина равняется 80 мм, наиболее распространенная – 88+8 (шип) = 96 мм.

Длина изменяется в диапазоне от 0,5 до 6 м, наиболее распространенная, как и у любой вагонки, – 2…6 м.

Более толстую вагонку применяют для обшивки снаружи. Материал прекрасно смотрится как на фасадах строений, так и во внутренних помещениях домов, дач, саун, русских бань.

«Штиль»

Профильные планки под названием «Штиль» похожи на евровагонку, но имеют менее широкую шпунтованную часть; иногда их называют «Колхозницей». Такое исполнение мест стыка не может полностью исключить образование щелей при обшивке, что создает не самое лучшее внешнее впечатление.

Материал часто применяют для отделки сельских подсобных строений, технических сооружений вследствие небольшой стоимости. Утолщенные разновидности продукции немного напоминают покрытия из бруса, их используют для облицовки фасадов.

«Софтлайн»

Благородный профиль с закругленными краями создает необычный декоративный эффект при обшивке внутренних помещений жилых комнат и саун. При любой эксплуатации на материале не появляются заусеницы, сколы, что делает вагонку такого вида востребованным материалом. Размеры «Софтлайн» такие же, как у евровагонки.

Читайте также:  Подшивной потолок в бане

«Американка»

Особенность этого вида вагонки в том, что во внутренней плоскости планок присутствует особая выемка, которая позволяет проводить облицовку стен внахлест. Благодаря отсутствию фаски плавный переход от шипа достигает середины планки. Вагонка «Американка» образует надежные места стыковок, образуя покрытия, внешне похожие на сайдинг.

«Блок-хаус»

Этот вид досок с округлой наружной поверхностью, формирующей облицовку, похожую на стенку из бруса. На внутренней плоскости есть пазы, по которым могут стекать избытки влаги, места стыков оформлены в виде обычных углублений и шипов. В первую очередь «Блок-хаус» предназначен для отделки фасадов, некоторым хозяевам нравятся сауны и бани, облицованные выпуклыми профилями.

«Ландхаус»

Планка с рисунчатым наружным слоем, украшенным резными фигурами, внутри имеет плоский вид с канавками по всей длине. Стыки выполнены в виде шипов, обеспечивающих надежное соединение. Лицевая часть на некоторых изделиях имеет сложный рисунок, сделанный фрезерованием или горячим прессованием. Вагонка «Ландхаус» имеет интересное декоративное оформление, что обуславливает высокие цены, превышающие стоимость остальных видов профилей.

Двусторонняя вагонка

При проведении перепланировки дома иногда возникает потребность в возведении перегородок, для которых нужна вагонка, имеющая лицевую поверхность с обеих сторон. Материал можно использовать для обшивки обычных стен, только помещения не должны быть влажными, потому что на обратной стороне двусторонних планок отсутствуют прорези для стекания влаги. А древесина, из которой зачастую делают вагонку, боится влаги.

Срощенная вагонка

Это единственный вид ламелей, не имеющих шпунтованных торцов. Ее боковины срезают фрезой, а затем при монтаже склеивают термопластичными клеящими средствами. В результате получается цельное полотно без швов, имеющее необходимые размеры. Срощенное покрытие не коробится и не изменяется со временем; таким способом можно подобрать красивый однородный рисунок по всей площади.

Среди недостатков этого вида материала заметна нестойкость клеевых швов к влиянию влажного воздуха и повышенной температуры, поэтому обычную срощенную продукцию в банях укладывать, однозначно, не стоит. Европейские нормативы предусматривают подразделение материала на группы по возможности длительной эксплуатации в тех или иных условиях:

  • продукцию D 1 рекомендуют укладывать только внутри помещений с влажностью, не превышающей 15 %;
  • D 2 может присутствовать в комнатах, где возможно кратковременное, ненарочное превышение влажности;
  • D 3 может эксплуатироваться в помещениях с предсказуемой повышенной концентрацией водяных паров, например на кухнях;
  • D 4 выдерживает сырость, потоки воды, высокую влажность на протяжении долгого времени. Таким видом вагонки можно обшивать внутреннее пространство бани, выполнять после предварительной подготовки наружную облицовку.

Срощенными ламелями облицовывают любые поверхности. При этом в зависимости от места будущего расположения опытные мастера отдают предпочтение разным видам древесины.

На пол стараются укладывать обшивку из дуба, потому что он имеет очень высокую твердость и стойкость к истиранию. Для бани многие хозяева стараются купить осиновую продукцию светлого, предпочтительно белого, цвета.

Профили из лиственницы нормально переносят влияние улицы, их укладывают на балконы, террасы, веранды. Профилями из лиственницы после обработки можно облицевать наружные стены, клеевой шов становится более стойким под воздействием защитных средств.

Из древесины хвойных пород получить качественный материал непросто потому, что она имеет много сучков. Стоимость таких планок для сращивания бывает выше, чем остальных древесных профилей. Покупателю нужно быть готовым заплатить за этот вид продукции немалую цену, ни один производитель не поставляет на рынок хорошую и дешевую срощенную вагонку.

Сорта

Для производства древесных планок используют разные породы деревьев, сорта сырья, формы обработки поверхностей, что обуславливает существование разных сортов изделий. Выбирать продукцию гораздо легче, имея представление о специфических особенностях материала, его технических характеристиках, предполагаемых условиях эксплуатации.

При определении сортности продукции зарубежные производители опираются на европейские нормативы, отечественные – как на европейские, так и на собственные стандарты, разработанные с учетом требований ГОСТа.

Экстра

Лучшая продукция обозначается как экстра. Потребители старой закалки называют эту категорию высшим сортом. Вагонка максимально высокого сорта практически не имеет дефектов: червоточных или обзольных пятен, синевы, прорости, участков с гнилью. В большинстве случаев к этой категории относится срощенный материал, потому что в массиве цельного дерева, будь это липа, лиственница или другие хвойные породы, крайне сложно найти большое количество идеального сырья.

Ламели высшего сорта имеют абсолютно гладкую поверхность без сучков, пятен, сколов, трещин; ее упаковывают вакуумированием в пленке для исключений повреждений при транспортировке и хранении. Продукцию следует очень осторожно закреплять, используя специальные клеи. Грамотно смонтированная облицовка, покрытая хорошим лаком, имеет элитный вид, является достойным украшением дорогих интерьеров.

А (первый)

Согласно давно привычной классификации, следующую группу изделий можно назвать продукцией 1-го сорта. Сейчас ее принято обозначать буквой А. В минимальном количестве она может иметь микроскопические трещины, смоляные вкрапления, не имеющие сквозного характера.

Размеры сучков регламентируются, диаметр не может превышать 15 мм, при этом сучки не должны быть пророщенными. Максимально допустимые размеры сучков черного цвета составляют 7 мм. Продукция данного сорта чаще всего используется для облицовки жилых и административных помещений; формирование достойного внешнего вида качественной поверхности можно завершить обработкой воском, маслом или просто лаком.

В (второй)

Ламели сорта В по привычке называют вагонкой 2-го сорта, что заранее информирует покупателя о возможном наличии небольших дефектов. На каждом участке с длиной, достигающей 60 см, могут присутствовать небольшие изъяны: трещинки, вмятины, сколы, с суммарной площадью не более 3 см. Размеры сучков и синеватых пятен также лимитированы, не должны занимать более 10 % площади планки.

Важно знать, что все указанные дефекты в продукции 2-го сорта не могут иметь сквозную форму. На это следует обратить внимание при осмотре. Для монтажа такой вагонки нужен опыт, потому что на торцах могут содержаться небольшие участки с непростроганной древесиной. Они не мешают стыковке, не портят внешний вид облицовки при правильном монтаже. Небольшие изъяны лицевой поверхности маскируют затирками, окрашиванием.

С (третий)

Планки сорта С имеют самые лояльные требования к качеству и низкие цены, применяются в основном для отделки технических помещений. Для монтажа такой продукции нужен опыт, большие усилия; в некоторой мере улучшить поверхность позволяет дополнительная работа по отделке, покраска.

На облицовке обычно имеются сучки, трещины, сколы, шероховатости в количестве, заметном невооруженным глазом даже при беглом осмотре. К сожалению, некоторые производственные предприятия в категорию С вводят полностью бракованный материал с неограниченным количеством серьезных дефектов, хотя по стандартам суммарная площадь пятен не должна превышать 20 %. Ограничений по количеству и форме сучков в таком виде продукции нормативные документы не содержат.

При выборе вагонки покупатель должен изучить не только сопроводительные сертификаты, но и самостоятельно хорошо осмотреть материал. К сожалению, у недобросовестных производителей и представителей торговли имеет место тенденция продать продукцию не самого лучшего качества по завышенным ценам. Для совершения покупки целесообразно обращаться к авторитетным поставщикам с положительной репутацией. Вагонка хорошего качества сделает поверхности привлекательными на долгие годы.

Вагонка ее виды. Свойства вагонки.

Что такое вагонка и ее происхождение

Вагонка — это современная обрезанная профилированная доска, с гребнями и пазами, используемая для защиты и отделки фасадов зданий и внутренней отделки помещений. Имеет правильную форму и разные типы соединительной конструкции. Вагонка универсальный материал, который используется для отделки стен и потолков жилых и подсобных помещений, бань, балконов мансардные комнаты. Вагонкой отделывают фасады зданий, чердаки.

Обширно использовать вагонку позволяет ее пазо-гребневая конструкция. Благодаря пазовому монтажу, деревянная вагонка способная достаточно хорошо расширятся впитывая влагу и усыхать отдавая влагу, не образует во время этих процессов щелей и выпуклых деформаций. Так же красивая текстура дерева, которая со временем не меняется, является еще одной причиной распространения вагонки в строительном Мире.

вагонкой отделывали пассажирские вагоны

Само называние материала говорит за себя. Вагонка стала массово использоваться в середине 19-го века, с целью внутренней отделки пассажирских вагонов и внешней отделки грузовых вагонов. В русско-язычном пространстве использование вагонки стало применятся в конце 19-го века, во время активного освоения Сибирских земель. Такому решению способствовали свойства легкого деревянного материала. Вагонка за счет расширения и замковой конструкции создает герметичный и дышащий микроклимат в пассажирском вагоне. А так же равномерно отдает накопленную влагу в прогретом помещении, увлажняя, таким образом, сухой воздух. В настоящее врем вагонка производится по всему Миру и имеет определенные стандарты и качество, соответствующее назначению и стране производителя. Всех достоинства этого натурального материала изложены ниже.

Виды и классы вагонки

Вагнока –это преимущественно деревянный материал, который разделяется на виды по разным классификациям: по степени обработки (по классу), по породе древесины используемой для производства, по типу пазового крепления, по размерам, по материалу ( не вся выгонка изготавливается только из дерева)

Виды вагонки по классу

По качеству древесного материала и степени обработки поверхности деревянную вагонку разделяют на:

  • Вагонка Экстра класса. Это вагонка изготовленная из бессучковой древесины, без каких либо трещин. Могут допускаться сучки для придания эстетичности, или намеренно встраивается в структуру профиля без вреда прочности материала. Такой сучек не должен иметь дефекты в виде трещин и сколов. В вагонке экстра класса допускается один сучек на один погонный метр. Профиль экстра вагонки не нуждается в дополнительном покрытии или обработке.
  • Вагонка класса А.Это вагонка менее качественной обработки в сравнении с материалом экстра класса. Однако не менее функциональная. Вагонку данного класса можно отличить по количеству сучков на погонный метр. Сучков должно быть не более 3 штук. Поверхность профиля и торцы могут быть с шероховатостями и мелкими микротрещинами. Материал изготовленный из хвойных пород древесины может иметь небольшую засмоленность до 10%.
  • Вагонка класса В. В материале этого класса допустимы выпадающие сучки и трещины на лицевой и торцевой поверхностях. Профиля могут быть изготовлены из любого слоя ствола дерева и с высоким уровнем засмолености. На поверхности такой вагонки можно обнаружить места поврежденные насекомыми. Может встречаться не ровная геометрия профилей.

Виды вагонки по древесине

Всю деревянную вагонку изготавливают из хвойных и лиственных пород древесины

  • Вагонка из хвойных пород дерева. Для производства вагонки используется в основном следующие породы: сосна, ель, лиственница, кедр. Каждая порода дерева имеет свои достоинства и недостатки. Подробней про свойствах лиственницы и про свойства сосны в строительстве. Вся вагонка из хвойных пород дерева характеризуется маслянистостью и смолистостью что, хорошо подходит для наружной отделки фасадов, мансардных этажей, чердаков, саун и бань. Смолистость такой вагонки препятствует и защищает строение от влажности. Характеризуется длительным сроком эксплуатации до нескольких десятилетий.
  • Вагонка их лиственных пород дерева. Основными лиственными породами дерева для производства вагонки являются липа, ольха и дуб. Так же каждая порода дерева имеет свои достоинства недостатки. Все лиственные породы вагонки объединяют общее свойство – это низкая теплопроводность, что хорошо для сбережения тепла в помещении, и то, что они не пропитаны природными смолами, а значит, боятся повышенной влажности и ее воздействия. По это причине вагонку из лиственных пород дерева рекомендуется использовать только для внутренней отделки помещений. Лиственная вагонка менее долговечна в сравнении с хвойной.

вагонка из ясеня

вагонка из тропического дерева

Виды вагонки по материалу

В настоящее время вагонку изготавливают из дерева и из пластика.

  • Вагонка из дерева. Обладает всеми свойствами породы дерева из которой она изготовлена. Общие технические характеристики деревянной вагонки изложены ниже в этой статье.
  • Вагонка из пластика. Это привычный всем, обычный «Пластик» которым отделывают санузлы, потолки ванных комнат, фасады жилых зданий, бытовых помещений. Основным положительным свойством пластика является сто процентная устойчивость к влажности и любому воздействию воды. Пластик сохраняет свои объемы, то есть не расширяется под воздействием влажности. Однако, как и дерево, пластик боится высоких температур, потому не рекомендуется пластик монтировать в помещениях, где может возникать воздействие высоких температур. Вторым минусом пластиковой вагонки является его сомнительная экологичность, которая может проявится при высоких температурах. Пластик гибкий и хорошо поддается очистке.

пластиковая вагонка на потолке

Виды вагонки по профилю

Отличия всех видов вагонки по профилю заключается в форме лицевой и тыльной сторон, размерах и конструкции замковых соединений. Каждый из видов активно используется в строительстве и ремонте в настоящее время.

По виду профиля различают следующие виды деревянной вагонки: Стандарт

виды вагонки по профилю

Техническая характеристика вагонки

В данном разделе приведены общие технические характеристики свойственные деревянной вагонке.

Прежде всего, несколько полезных качеств несёт в себе сама древесина, которая является уникальным материалом с:

  • Госты по вагонке. Российский ГОСТ 8242-88 “Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия”. Актуален для российского производителя.
  • Размеры.

Размеры для стандартных видов вагонки: толщина: от 12 до 40 мм, ширина: от 76 до 200 мм, длина: от 0,2 м до 6 м, размер шипа от 4 до 5 мм.

Размеры для евровагонки: толщина: 13мм, 16 мм, 19мм, ширина: 80мм, 100мм, 110мм, 120 мм, длина: от 0,5 м до 6 000 мм, Размер шипа: 8-9 мм.

  • Породы деревянной вагонки. Изготавливается из хвойных, лиственных и тропических пород красного дерева. Самой востребованной является вагонка из хвойных пород дерева. Самая дорогостоящая вагонка из тропических пород дерева. Для внутренней отделки помещений хорошо подходят лиственные породы дерева.
  • Теплоизоляция низкая. Вагонка способствует удержанию тепла в помещении, но на нее не стоит рассчитывать как на утепляющий материал. Дышащее дерево имеет теплоизоляционные свойства , но для эффективного удержания тепла толщина деревянного профиля, должна быть не менее 100 мм, сравнимо с толщиной бруса.
  • Замковые соединения.Замковые соединения всех видов вагонки, в разных ее вариациях представляют собой конструкцию шип-паз.
  • Долговечность. Вагонка качественной обработки и при соблюдении простых правил ухода, прослужит без потери привлекательности и свойств не менее 50 лет.
  • Прочность.Зависит от породы дерева. В целом деревянная вагонка достаточно прочна и устойчива к механическим повреждениям. В частности вагонка из лиственницы, с годами приобретает такую прочность твердость, что в нее с трудом можно забить гвоздь.
  • Вес вагонки. В среднем квадратный метр вагонки 6,5 -7 кг. Но для каждой породы дерева имеются свойственные ей весовые показатели. Вот некоторые из них: вес квадратного метра вагонки из ольхи – 6,4 кг, из сосны – 6.5 кг, из осины – 7 кг, из ясеня – 11 кг.
  • Горючесть. Деревянная вагонка – это горючий материал, который боится высоких температур. Подвержен достаточно быстрому возгоранию под воздействием высоких температур, поддерживает горение. Дополнительно, с целью уменьшения горючести поверхность вагонки обрабатывают специальными антигорючими маслами. Благодаря этому продолжительное время возникает эффект самозатухания.
  • Гигроскопичность. Деревянная вагонка, при продолжительном воздействии влажности достаточно хорошо ее впивает и равномерно отдает. Конечно у каждой породы древесины, своя степень гигроскопичности. Однако на ее внешнем виде это не отражается. Даже расширенная и впитавшая значительное количество воды вагонка не пучится и не меняет смонтированную структуру. Это связано со способом крепления шип-паз, структурой которого предусмотрен допуск для расширения древесины. Если вагонка смонтирована должным образом, то временная повышенная влажность ей не повредит.
  • Коэффициент расширения. Зависит от породы древесины, которая использовалась для производства вагонки. Для его определения следует смотреть коэффициенты каждой из интересующих пород древесины отдельно.
  • Сфера использования вагонки. Подходит и используется для внутренней отделки жилых и нежилых помещений: бытовок, бань, технических помещений, мансардных этажей. Для внешней отделки фасадов, фронтонов, террас. Служит как защитой от воздействий изменения погодных условий, так и для придания эстетичности внешнего вида помещению зданию.
  • Экологичность и приятный запах. Деревянная вагонка на сто процентов экологически чистый, природный материал. Вагонка из хвойных пород дерева, выделяет специальные масла и микроэлементы, которые оказывают благотворное воздействия на органы дыхания и самочувствие в целом. Ей можно смело отделывать детские комнаты, санаторные и оздоровительные помещения. Запах натурального дерева в любом помещении способствует хорошему состоянию и настроению.
  • Доступная стоимость. Стоимость вагонки варьируется от самой доступной для бюджетных отделок до дорогостоящих красных пород дерева и отборных изделий из лиственницы и дуба. Стоимость зависит от породы дерева и уровня обработки вагонки. В целом, этот отделочный материал доступен любому потребителю. Ведь даже самая дешевая вагонка будет хорошо выполнять свои функции и иметь красивый внешний вид.

Вагонка –это многофункциональный, экологичный и всем доступный материал внешней и внутренней отделки. Материал обладает привлекательным видом натурального дерева и является хорошей альтернативой большинству отделочных материалов.

Выбор сорта вагонки, ее классификация и сравнение

При строительстве бани вы неизбежно зададитесь вопросом, какой материал использовать для внутренней отделки. Каждый из материалов имеет свои свойства и может использоваться в различных условиях. В этой статье мы расскажем вам о том, как выбрать вагонку, о ее отличиях и сортах.

Если вы хотите узнать, как выбрать вагонку, сначала ознакомьтесь с ее преимуществами перед остальными отделочными материалами.

Так почему же вам необходимо выбрать вагонку:

  • экологически чистый материал, подаренный самой природой;
  • широкий выбор древесины, из которой она изготавливается;
  • невысокая стоимость;
  • простота монтажа;
  • разнообразие видов и стандартов, на любой вкус;
  • отличные теплоизоляционные свойства вагонки;
  • устойчива к механическим повреждениям;
  • широкий простор для творчества, можно окрасить в любой цвет, а также дополнительно декорировать.

Исходя из всех вышеперечисленных преимуществ вагонки, не удивительно, что на сегодняшний день именно она является самым часто используемым отделочным материалом из дерева. И по нашему мнению, эта популярность вполне оправдана.

Так какой сорт вагонки выбрать для отделки?

Как и большинство материалов из дерева, вагонка разделяется по качеству (сортности), обычно различают следующие сорта:

Иногда встречается обозначения «сорт 1, 2 или 3», они соответствуют сорту «А», «В» и «С» соответственно. Также «Экстра» или «Премиум» может называться «Высшим».

А теперь попробуем разобраться в отличиях, особенностях, преимуществах и недостатках каждого из этих классов. Это значительно упростит вам выбор и позволит сэкономить на приобретении данного обшивочного материала.

Сорт «Экстра»

Этот класс вагонки является наивысшим по качеству, эстетическим и эксплуатационным характеристикам. В ней не должно быть абсолютно никаких дефектов, ни сучков, ни сколов. Её поверхность идеально гладкая. Доска ровная, как правило, обладает ярко выраженным рисунком и красивой структурой, а для крепежа такой вагонки используются только специальный крепеж, дабы не портить внешний вид.

Поскольку такой идеальной древесины производится очень мало, то часто вагонку этого класса сращивают, что, впрочем, не сказывается на качестве конечной продукции. Во избежание повреждения при транспортировке данный тип вагонки помещается в вакуумную упаковку. Цены на вагонку класса «Экстра» конечно значительно выше, чем на доски других сортов, но за качество, как говорится, приходится платить.

Сорт А или «Премиум»

Данный сорт вагонки имеет несколько отличий от высшего. По сути, от «Экстра» ее отличает лишь небольшое количество здоровых сучков, которые не выпадут в процессе эксплуатации. Больше никаких дефектов не допускается, а стоимость вагонки сорта А может значительно отличатся от наивысшего сорта, что делает ее отличным вариантом для отделки помещений бани или сауны.

Сорт В

Этот класс можно считать бюджетным, он уже обладает рядом допустимых дефектов. На поверхности могут быть трещины (не сквозные, и не более 3 см), вмятины, выбоины, сучки, смоляные кармашки, даже допустимо не более 10% синевы. Такая вагонка подразумевает применение всевозможных шпатлевок, затирок и покрытий, чтобы скрыть большинство внешних дефектов. Стоимость такой вагонки обычно не высока, но ее монтаж потребует от вас дополнительного времени и усилий.

Сорт С

Вагонка сорта С (или 3-го сорта) ввиду своих низких эксплуатационных качеств и неказистого внешнего вида может применятmся в подсобных и не жилых помещениях. Большое количество дефектов, кривизна доски, выпадающие сучки, сквозные трещины – это далеко не весь набор всех недостатков, свойственных вагонке сорта С. Подгонка такой доски – это настоящие мучение для мастера, монтаж превращается в муки. Вагонку такого класса сложно рекомендовать к покупке, разве что радует цена.

Любая древесина – это живой материал, и поэтому он обладает вполне естественными недостатками, наиболее распространенными являются: сучки, трещины, смоляные кармашки, синева, гниль, обзол и червоточины, все они влияют на эстетичность материала. Вот наличием или отсутствием в различных пропорциях всех этих недостатков и определяется сорт вагонки. Соответственно внешний вид может сильно различаться в зависимости от класса.

Данный отделочный материал характеризует огромное количество вариантов, множество профилей, сортов и пород древесины, из которой ее изготавливают. А способы применения вообще ограничиваются только вашей фантазией, но поскольку мы специализируемся на определенной сфере, то можем сказать, какая вагонка для бани лучше в конкретно Вашем случае.

Ссылка на основную публикацию