Виды вагонки

Вагонка ее виды. Свойства вагонки.

Что такое вагонка и ее происхождение

Вагонка — это современная обрезанная профилированная доска, с гребнями и пазами, используемая для защиты и отделки фасадов зданий и внутренней отделки помещений. Имеет правильную форму и разные типы соединительной конструкции. Вагонка универсальный материал, который используется для отделки стен и потолков жилых и подсобных помещений, бань, балконов мансардные комнаты. Вагонкой отделывают фасады зданий, чердаки.

Обширно использовать вагонку позволяет ее пазо-гребневая конструкция. Благодаря пазовому монтажу, деревянная вагонка способная достаточно хорошо расширятся впитывая влагу и усыхать отдавая влагу, не образует во время этих процессов щелей и выпуклых деформаций. Так же красивая текстура дерева, которая со временем не меняется, является еще одной причиной распространения вагонки в строительном Мире.

вагонкой отделывали пассажирские вагоны

Само называние материала говорит за себя. Вагонка стала массово использоваться в середине 19-го века, с целью внутренней отделки пассажирских вагонов и внешней отделки грузовых вагонов. В русско-язычном пространстве использование вагонки стало применятся в конце 19-го века, во время активного освоения Сибирских земель. Такому решению способствовали свойства легкого деревянного материала. Вагонка за счет расширения и замковой конструкции создает герметичный и дышащий микроклимат в пассажирском вагоне. А так же равномерно отдает накопленную влагу в прогретом помещении, увлажняя, таким образом, сухой воздух. В настоящее врем вагонка производится по всему Миру и имеет определенные стандарты и качество, соответствующее назначению и стране производителя. Всех достоинства этого натурального материала изложены ниже.

Виды и классы вагонки

Вагнока –это преимущественно деревянный материал, который разделяется на виды по разным классификациям: по степени обработки (по классу), по породе древесины используемой для производства, по типу пазового крепления, по размерам, по материалу ( не вся выгонка изготавливается только из дерева)

Виды вагонки по классу

По качеству древесного материала и степени обработки поверхности деревянную вагонку разделяют на:

  • Вагонка Экстра класса. Это вагонка изготовленная из бессучковой древесины, без каких либо трещин. Могут допускаться сучки для придания эстетичности, или намеренно встраивается в структуру профиля без вреда прочности материала. Такой сучек не должен иметь дефекты в виде трещин и сколов. В вагонке экстра класса допускается один сучек на один погонный метр. Профиль экстра вагонки не нуждается в дополнительном покрытии или обработке.
  • Вагонка класса А.Это вагонка менее качественной обработки в сравнении с материалом экстра класса. Однако не менее функциональная. Вагонку данного класса можно отличить по количеству сучков на погонный метр. Сучков должно быть не более 3 штук. Поверхность профиля и торцы могут быть с шероховатостями и мелкими микротрещинами. Материал изготовленный из хвойных пород древесины может иметь небольшую засмоленность до 10%.
  • Вагонка класса В. В материале этого класса допустимы выпадающие сучки и трещины на лицевой и торцевой поверхностях. Профиля могут быть изготовлены из любого слоя ствола дерева и с высоким уровнем засмолености. На поверхности такой вагонки можно обнаружить места поврежденные насекомыми. Может встречаться не ровная геометрия профилей.

Виды вагонки по древесине

Всю деревянную вагонку изготавливают из хвойных и лиственных пород древесины

  • Вагонка из хвойных пород дерева. Для производства вагонки используется в основном следующие породы: сосна, ель, лиственница, кедр. Каждая порода дерева имеет свои достоинства и недостатки. Подробней про свойствах лиственницы и про свойства сосны в строительстве. Вся вагонка из хвойных пород дерева характеризуется маслянистостью и смолистостью что, хорошо подходит для наружной отделки фасадов, мансардных этажей, чердаков, саун и бань. Смолистость такой вагонки препятствует и защищает строение от влажности. Характеризуется длительным сроком эксплуатации до нескольких десятилетий.
  • Вагонка их лиственных пород дерева. Основными лиственными породами дерева для производства вагонки являются липа, ольха и дуб. Так же каждая порода дерева имеет свои достоинства недостатки. Все лиственные породы вагонки объединяют общее свойство – это низкая теплопроводность, что хорошо для сбережения тепла в помещении, и то, что они не пропитаны природными смолами, а значит, боятся повышенной влажности и ее воздействия. По это причине вагонку из лиственных пород дерева рекомендуется использовать только для внутренней отделки помещений. Лиственная вагонка менее долговечна в сравнении с хвойной.

вагонка из ясеня

вагонка из тропического дерева

Виды вагонки по материалу

В настоящее время вагонку изготавливают из дерева и из пластика.

  • Вагонка из дерева. Обладает всеми свойствами породы дерева из которой она изготовлена. Общие технические характеристики деревянной вагонки изложены ниже в этой статье.
  • Вагонка из пластика. Это привычный всем, обычный «Пластик» которым отделывают санузлы, потолки ванных комнат, фасады жилых зданий, бытовых помещений. Основным положительным свойством пластика является сто процентная устойчивость к влажности и любому воздействию воды. Пластик сохраняет свои объемы, то есть не расширяется под воздействием влажности. Однако, как и дерево, пластик боится высоких температур, потому не рекомендуется пластик монтировать в помещениях, где может возникать воздействие высоких температур. Вторым минусом пластиковой вагонки является его сомнительная экологичность, которая может проявится при высоких температурах. Пластик гибкий и хорошо поддается очистке.

пластиковая вагонка на потолке

Виды вагонки по профилю

Отличия всех видов вагонки по профилю заключается в форме лицевой и тыльной сторон, размерах и конструкции замковых соединений. Каждый из видов активно используется в строительстве и ремонте в настоящее время.

По виду профиля различают следующие виды деревянной вагонки: Стандарт

виды вагонки по профилю

Техническая характеристика вагонки

В данном разделе приведены общие технические характеристики свойственные деревянной вагонке.

Прежде всего, несколько полезных качеств несёт в себе сама древесина, которая является уникальным материалом с:

  • Госты по вагонке. Российский ГОСТ 8242-88 “Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия”. Актуален для российского производителя.
  • Размеры.

Размеры для стандартных видов вагонки: толщина: от 12 до 40 мм, ширина: от 76 до 200 мм, длина: от 0,2 м до 6 м, размер шипа от 4 до 5 мм.

Размеры для евровагонки: толщина: 13мм, 16 мм, 19мм, ширина: 80мм, 100мм, 110мм, 120 мм, длина: от 0,5 м до 6 000 мм, Размер шипа: 8-9 мм.

  • Породы деревянной вагонки. Изготавливается из хвойных, лиственных и тропических пород красного дерева. Самой востребованной является вагонка из хвойных пород дерева. Самая дорогостоящая вагонка из тропических пород дерева. Для внутренней отделки помещений хорошо подходят лиственные породы дерева.
  • Теплоизоляция низкая. Вагонка способствует удержанию тепла в помещении, но на нее не стоит рассчитывать как на утепляющий материал. Дышащее дерево имеет теплоизоляционные свойства , но для эффективного удержания тепла толщина деревянного профиля, должна быть не менее 100 мм, сравнимо с толщиной бруса.
  • Замковые соединения.Замковые соединения всех видов вагонки, в разных ее вариациях представляют собой конструкцию шип-паз.
  • Долговечность. Вагонка качественной обработки и при соблюдении простых правил ухода, прослужит без потери привлекательности и свойств не менее 50 лет.
  • Прочность.Зависит от породы дерева. В целом деревянная вагонка достаточно прочна и устойчива к механическим повреждениям. В частности вагонка из лиственницы, с годами приобретает такую прочность твердость, что в нее с трудом можно забить гвоздь.
  • Вес вагонки. В среднем квадратный метр вагонки 6,5 -7 кг. Но для каждой породы дерева имеются свойственные ей весовые показатели. Вот некоторые из них: вес квадратного метра вагонки из ольхи – 6,4 кг, из сосны – 6.5 кг, из осины – 7 кг, из ясеня – 11 кг.
  • Горючесть. Деревянная вагонка – это горючий материал, который боится высоких температур. Подвержен достаточно быстрому возгоранию под воздействием высоких температур, поддерживает горение. Дополнительно, с целью уменьшения горючести поверхность вагонки обрабатывают специальными антигорючими маслами. Благодаря этому продолжительное время возникает эффект самозатухания.
  • Гигроскопичность. Деревянная вагонка, при продолжительном воздействии влажности достаточно хорошо ее впивает и равномерно отдает. Конечно у каждой породы древесины, своя степень гигроскопичности. Однако на ее внешнем виде это не отражается. Даже расширенная и впитавшая значительное количество воды вагонка не пучится и не меняет смонтированную структуру. Это связано со способом крепления шип-паз, структурой которого предусмотрен допуск для расширения древесины. Если вагонка смонтирована должным образом, то временная повышенная влажность ей не повредит.
  • Коэффициент расширения. Зависит от породы древесины, которая использовалась для производства вагонки. Для его определения следует смотреть коэффициенты каждой из интересующих пород древесины отдельно.
  • Сфера использования вагонки. Подходит и используется для внутренней отделки жилых и нежилых помещений: бытовок, бань, технических помещений, мансардных этажей. Для внешней отделки фасадов, фронтонов, террас. Служит как защитой от воздействий изменения погодных условий, так и для придания эстетичности внешнего вида помещению зданию.
  • Экологичность и приятный запах. Деревянная вагонка на сто процентов экологически чистый, природный материал. Вагонка из хвойных пород дерева, выделяет специальные масла и микроэлементы, которые оказывают благотворное воздействия на органы дыхания и самочувствие в целом. Ей можно смело отделывать детские комнаты, санаторные и оздоровительные помещения. Запах натурального дерева в любом помещении способствует хорошему состоянию и настроению.
  • Доступная стоимость. Стоимость вагонки варьируется от самой доступной для бюджетных отделок до дорогостоящих красных пород дерева и отборных изделий из лиственницы и дуба. Стоимость зависит от породы дерева и уровня обработки вагонки. В целом, этот отделочный материал доступен любому потребителю. Ведь даже самая дешевая вагонка будет хорошо выполнять свои функции и иметь красивый внешний вид.

Вагонка –это многофункциональный, экологичный и всем доступный материал внешней и внутренней отделки. Материал обладает привлекательным видом натурального дерева и является хорошей альтернативой большинству отделочных материалов.

Описание видов вагонки

Изобилие разнообразных современных материалов для отделки помещений не затмило давно известную всем вагонку.

Технология производства деревянных планок многократно совершенствовалась и в настоящее время обеспечивает изготовление продукции, которую можно использовать как для внешних, так и внутренних строительных работ.

Обшивка поверхностей упрощена благодаря удобному оформлению стыковочных мест планок. Ассортимент, представленный на рынке, позволяет выбрать вид вагонки с приемлемой для каждого заказчика ценой, подходящим под интерьер внешним видом.

Общее представление

Специфическое отечественное название для планок из древесины сохранилось со времен обшивки ими товарных вагонов. Уже долгое время грузовой железнодорожный транспорт оформляют иначе, а название крепко укоренилось в разговорном языке.

Сейчас вагонкой называют дощечки с пазами и шипообразными выступами, позволяющими делать облицовку быстро и качественно. В Европе такого термина нет, изделие относят к классу профилированных досок и выпускают по соответствующим стандартам, в которые заложены более жесткие требования, чем в отечественные ГОСТы.

Вагонка, изготовленная по евронормативам, обладает заметными достоинствами:

  • разнообразный рисунок, позволяющий подобрать изделия под любой интерьер;
  • широкие, удобные для соединения шипы;
  • удачное соотношение толщины и других размеров планок;
  • идеально отшлифованная поверхность;
  • показатели влажности (не более 15 %), обеспечивающие продолжительную сохранность.

Продукция классифицируется в зависимости от качества древесины, способа ее обработки, потребительских характеристик. Вагонка для наружной отделки хозяйственных построек, жилых домов подвергается высокой нагрузке атмосферных факторов, поэтому ее дополнительно обрабатывают – грунтуют, красят, наносят лак или иное защитное покрытие. В связи с этим к ее внешнему виду требования менее жесткие, чем к виду вагонки для внутренней отделки.

Виды профилей и размеры

За долгий период изготовления вагонки производители разнообразили технологию. В продажу поставляют несколько видов продукции, отличающейся формами сторон, их размерами, конфигурацией замковой части, фасками.

Стандарт

Стандартная доска с гладкой наружной поверхностью, полученной в результате тщательного шлифования, имеет длину от 2 до 6 м. Поперечный срез выглядит как трапеция, следовательно, нижняя сторона параллельна верху. При этом верхняя плоскость является лицевой, а на нижней по всей длине сделаны прорези.

Толщина обычно составляет минимум 12 мм, а ширина с шипом – 80, сам шип может быть размером от 4…5 мм.

В продаже встречаются и более тонкие изделия, но их не рекомендуется использовать для отделки капитальных строений. Тонкие дощечки коробятся, их начинает вести, долго они не прослужат.

Стандартная вагонка из сосны – самый распространенный, недорогой материал, применяемый для изготовления технических обшивок.

Евровагонка

Профили, изготовленные по европейским нормам, имеют более глубокие пазы, чем у стандарта, и крупные шипы (8…9 мм), способствующие эффективной вентиляции обшивки и надежному соединению.

Толщина досок составляет минимум 12,5 мм и может достигать 22 мм. Минимальная ширина равняется 80 мм, наиболее распространенная – 88+8 (шип) = 96 мм.

Длина изменяется в диапазоне от 0,5 до 6 м, наиболее распространенная, как и у любой вагонки, – 2…6 м.

Более толстую вагонку применяют для обшивки снаружи. Материал прекрасно смотрится как на фасадах строений, так и во внутренних помещениях домов, дач, саун, русских бань.

«Штиль»

Профильные планки под названием «Штиль» похожи на евровагонку, но имеют менее широкую шпунтованную часть; иногда их называют «Колхозницей». Такое исполнение мест стыка не может полностью исключить образование щелей при обшивке, что создает не самое лучшее внешнее впечатление.

Материал часто применяют для отделки сельских подсобных строений, технических сооружений вследствие небольшой стоимости. Утолщенные разновидности продукции немного напоминают покрытия из бруса, их используют для облицовки фасадов.

«Софтлайн»

Благородный профиль с закругленными краями создает необычный декоративный эффект при обшивке внутренних помещений жилых комнат и саун. При любой эксплуатации на материале не появляются заусеницы, сколы, что делает вагонку такого вида востребованным материалом. Размеры «Софтлайн» такие же, как у евровагонки.

«Американка»

Особенность этого вида вагонки в том, что во внутренней плоскости планок присутствует особая выемка, которая позволяет проводить облицовку стен внахлест. Благодаря отсутствию фаски плавный переход от шипа достигает середины планки. Вагонка «Американка» образует надежные места стыковок, образуя покрытия, внешне похожие на сайдинг.

«Блок-хаус»

Этот вид досок с округлой наружной поверхностью, формирующей облицовку, похожую на стенку из бруса. На внутренней плоскости есть пазы, по которым могут стекать избытки влаги, места стыков оформлены в виде обычных углублений и шипов. В первую очередь «Блок-хаус» предназначен для отделки фасадов, некоторым хозяевам нравятся сауны и бани, облицованные выпуклыми профилями.

«Ландхаус»

Планка с рисунчатым наружным слоем, украшенным резными фигурами, внутри имеет плоский вид с канавками по всей длине. Стыки выполнены в виде шипов, обеспечивающих надежное соединение. Лицевая часть на некоторых изделиях имеет сложный рисунок, сделанный фрезерованием или горячим прессованием. Вагонка «Ландхаус» имеет интересное декоративное оформление, что обуславливает высокие цены, превышающие стоимость остальных видов профилей.

Двусторонняя вагонка

При проведении перепланировки дома иногда возникает потребность в возведении перегородок, для которых нужна вагонка, имеющая лицевую поверхность с обеих сторон. Материал можно использовать для обшивки обычных стен, только помещения не должны быть влажными, потому что на обратной стороне двусторонних планок отсутствуют прорези для стекания влаги. А древесина, из которой зачастую делают вагонку, боится влаги.

Срощенная вагонка

Это единственный вид ламелей, не имеющих шпунтованных торцов. Ее боковины срезают фрезой, а затем при монтаже склеивают термопластичными клеящими средствами. В результате получается цельное полотно без швов, имеющее необходимые размеры. Срощенное покрытие не коробится и не изменяется со временем; таким способом можно подобрать красивый однородный рисунок по всей площади.

Среди недостатков этого вида материала заметна нестойкость клеевых швов к влиянию влажного воздуха и повышенной температуры, поэтому обычную срощенную продукцию в банях укладывать, однозначно, не стоит. Европейские нормативы предусматривают подразделение материала на группы по возможности длительной эксплуатации в тех или иных условиях:

  • продукцию D 1 рекомендуют укладывать только внутри помещений с влажностью, не превышающей 15 %;
  • D 2 может присутствовать в комнатах, где возможно кратковременное, ненарочное превышение влажности;
  • D 3 может эксплуатироваться в помещениях с предсказуемой повышенной концентрацией водяных паров, например на кухнях;
  • D 4 выдерживает сырость, потоки воды, высокую влажность на протяжении долгого времени. Таким видом вагонки можно обшивать внутреннее пространство бани, выполнять после предварительной подготовки наружную облицовку.

Срощенными ламелями облицовывают любые поверхности. При этом в зависимости от места будущего расположения опытные мастера отдают предпочтение разным видам древесины.

На пол стараются укладывать обшивку из дуба, потому что он имеет очень высокую твердость и стойкость к истиранию. Для бани многие хозяева стараются купить осиновую продукцию светлого, предпочтительно белого, цвета.

Профили из лиственницы нормально переносят влияние улицы, их укладывают на балконы, террасы, веранды. Профилями из лиственницы после обработки можно облицевать наружные стены, клеевой шов становится более стойким под воздействием защитных средств.

Из древесины хвойных пород получить качественный материал непросто потому, что она имеет много сучков. Стоимость таких планок для сращивания бывает выше, чем остальных древесных профилей. Покупателю нужно быть готовым заплатить за этот вид продукции немалую цену, ни один производитель не поставляет на рынок хорошую и дешевую срощенную вагонку.

Сорта

Для производства древесных планок используют разные породы деревьев, сорта сырья, формы обработки поверхностей, что обуславливает существование разных сортов изделий. Выбирать продукцию гораздо легче, имея представление о специфических особенностях материала, его технических характеристиках, предполагаемых условиях эксплуатации.

При определении сортности продукции зарубежные производители опираются на европейские нормативы, отечественные – как на европейские, так и на собственные стандарты, разработанные с учетом требований ГОСТа.

Экстра

Лучшая продукция обозначается как экстра. Потребители старой закалки называют эту категорию высшим сортом. Вагонка максимально высокого сорта практически не имеет дефектов: червоточных или обзольных пятен, синевы, прорости, участков с гнилью. В большинстве случаев к этой категории относится срощенный материал, потому что в массиве цельного дерева, будь это липа, лиственница или другие хвойные породы, крайне сложно найти большое количество идеального сырья.

Ламели высшего сорта имеют абсолютно гладкую поверхность без сучков, пятен, сколов, трещин; ее упаковывают вакуумированием в пленке для исключений повреждений при транспортировке и хранении. Продукцию следует очень осторожно закреплять, используя специальные клеи. Грамотно смонтированная облицовка, покрытая хорошим лаком, имеет элитный вид, является достойным украшением дорогих интерьеров.

А (первый)

Согласно давно привычной классификации, следующую группу изделий можно назвать продукцией 1-го сорта. Сейчас ее принято обозначать буквой А. В минимальном количестве она может иметь микроскопические трещины, смоляные вкрапления, не имеющие сквозного характера.

Размеры сучков регламентируются, диаметр не может превышать 15 мм, при этом сучки не должны быть пророщенными. Максимально допустимые размеры сучков черного цвета составляют 7 мм. Продукция данного сорта чаще всего используется для облицовки жилых и административных помещений; формирование достойного внешнего вида качественной поверхности можно завершить обработкой воском, маслом или просто лаком.

В (второй)

Ламели сорта В по привычке называют вагонкой 2-го сорта, что заранее информирует покупателя о возможном наличии небольших дефектов. На каждом участке с длиной, достигающей 60 см, могут присутствовать небольшие изъяны: трещинки, вмятины, сколы, с суммарной площадью не более 3 см. Размеры сучков и синеватых пятен также лимитированы, не должны занимать более 10 % площади планки.

Важно знать, что все указанные дефекты в продукции 2-го сорта не могут иметь сквозную форму. На это следует обратить внимание при осмотре. Для монтажа такой вагонки нужен опыт, потому что на торцах могут содержаться небольшие участки с непростроганной древесиной. Они не мешают стыковке, не портят внешний вид облицовки при правильном монтаже. Небольшие изъяны лицевой поверхности маскируют затирками, окрашиванием.

С (третий)

Планки сорта С имеют самые лояльные требования к качеству и низкие цены, применяются в основном для отделки технических помещений. Для монтажа такой продукции нужен опыт, большие усилия; в некоторой мере улучшить поверхность позволяет дополнительная работа по отделке, покраска.

На облицовке обычно имеются сучки, трещины, сколы, шероховатости в количестве, заметном невооруженным глазом даже при беглом осмотре. К сожалению, некоторые производственные предприятия в категорию С вводят полностью бракованный материал с неограниченным количеством серьезных дефектов, хотя по стандартам суммарная площадь пятен не должна превышать 20 %. Ограничений по количеству и форме сучков в таком виде продукции нормативные документы не содержат.

При выборе вагонки покупатель должен изучить не только сопроводительные сертификаты, но и самостоятельно хорошо осмотреть материал. К сожалению, у недобросовестных производителей и представителей торговли имеет место тенденция продать продукцию не самого лучшего качества по завышенным ценам. Для совершения покупки целесообразно обращаться к авторитетным поставщикам с положительной репутацией. Вагонка хорошего качества сделает поверхности привлекательными на долгие годы.

Виды вагонки – какая бывает вагонка?

Вагонка – это тонкая доска с соединением шип-паз. Она предназначена для обшивки зданий. В зависимости от породы дерева, материал используется в жилых комнатах, лоджиях, парных, банях, саунах.

Слово «вагонка» появилось во времена промышленной революции. Так называли тонкие профилированные доски, применявшиеся для обшивки вагонов. Позднее они получили современный вид, сохранив старое название.

Профили вагонки

За время существования вагонка получила множество типов сечения.

Стандарт

Базовый профиль деревянной вагонки, имеющий трапециевидное сечение размером 12,5-15х96мм (допускаются отклонения, но не более 1мм). Лицевая и тыльная стороны доски параллельны. Причем последняя может иметь 2 неглубоких продольных надреза, предотвращающие коробление.

На одной кромке вагонки есть углубление, а на другой – выступ, образующие соединение «шип-паз». Чтобы упростить монтаж, а также компенсировать увеличение объема дерева, шип делается короче, чем паз.

Евровагонка

Применяется как для внешней, так для внутренней обшивки здания. Отличается от предыдущего типа углубленным соединением с увеличенной длиной «полки» (из-за этого изменяется рисунок доски: стыки становятся заметнее). На тыльной стороне вагонка имеет вентиляционные борозды. Они позволяют отводить влагу и предотвращают образование конденсата (еще одна функция углублений – уменьшение напряжения при перепадах температур). Благодаря такой конструкции, вся вагонка, обрешетка и утеплитель служат в несколько раз дольше.

Такая вагонка изготавливается по европейскому стандарту DIN 68126/86 (в России на профилированные доски распространяется ГОСТ 8242-88). Требования к качеству материала здесь выше. Ширина и толщина продукта также несколько отличаются.

Штиль

Еще один тип профиля, изготавливаемый по российским стандартам. У этой вагонки «полка», характерная для евровагонки, практически отсутствует. Основным отличием «Штиля» являются закругленные углы. Из-за этого она выглядит лучше обычной. В остальном параметры доски совпадают с типом «Стандарт». Какую деревянную вагонку из этих выбрать – не так важно.

«Софтлайн»

Этот тип профиля тоже обладает скругленными углами. Однако такая доска имеет удлиненную «полку», из-за чего соединения становятся более заметными. Размеры тоже отличаются: вагонка этого вида на несколько миллиметров уже.

«Американка»

Основное отличие «американки» в том, что лицевая и тыльная стороны доски не параллельны. Разница толщины может достигать 8 миллиметров (с уклоном 5 градусов). Из-за этого образуется иллюзия монтажа досок внахлест. Такая вагонка применяется в основном для наружной обшивки дома.

«Блок-хауз»

Полукруглая вагонка с плоским основанием. Благодаря своей форме имитирует оцилиндрованное бревно. Применяется как для внутренней, так для внешней обшивки деревянного дома.

«Ландхауз»

Один из наиболее дорогих типов профиля. На лицевой стороне имеет сложный продольный рисунок, полученный путем фрезерования. Однако в продаже встречается доска, имеющая дополнительный поперечный узор (получается после обработки на цифровых станках). В основном «Ландхауз» используется для внутренней отделки помещений.

Какой из профилей выбрать – зависит в первую очередь от предпочтений и возможностей хозяев. Все эти виды имеют схожие свойства, но выглядят по-разному.

Сорт вагонки

Один из наиболее важных параметров, определяющих свойства вагонки, – ее сорт. В соответствии с российской классификацией, выделяется 4 типа досок.

Класс С

Самый низкий сорт доски, полученный после отбраковки материала более дорогих классов. Согласно ГОСТу, такая вагонка может иметь до 2 смоляных карманов, несквозные трещины (не более 5% от общей длины), пятна площадью до 15см2, неограниченное количество сучков. Благодаря низкой цене, используется в подсобных помещениях и гаражах.

Класс В

Более высокий класс доски, который уже может применяться для отделки дома. Цена такой вагонки несколько выше, но здесь также бывают дефекты (их можно исправить нанесением краски или цветного лака). Так, на каждые 1,5м2 допускается наличие не более 4 сучков (диаметр каждого – до 20мм), а также до 2 трещин.

Класс А

Доска высокого качества, подходящая для отделки лицевых стен. На 1,5м2 здесь может находиться до 2 несквозных трещин, а также не более 1 сучка (диаметр – от 5 до 15 мм). Такая вагонка для обшивки дома подходит оптимально.

«Экстра»

Самый дорогой тип вагонки. Здесь полностью исключены дефекты, что существенно упрощает монтаж. Зачастую производители поставляют такой материал в вакуумных упаковках, а в комплект включают специальные крепления.

Какая бывает вагонка по европейскому стандарту

Для евровагонки применяется отдельная система оценивания. Она включает 3 класса: A, B, С. Высший сорт А может иметь сучки (в том числе выпадающие – диаметром до 5мм, 1шт на погонный метр), искривления (если не мешают сборке), сквозные трещины длиной до 95мм. Сорт B допускает наличие светлой синевы (до 10% площади), невидимого обзола (на тыльной стороне доски), сквозные трещины длиной до 300 мм. Сорт С может обладать любыми дефектами, кроме гнили.

Порода дерева: какую вагонку выбрать

Внешний вид деревянной вагонки зависит от породы, из которой она изготовлена. Также выбор влияет на свойства материала. Бывает вагонка 2 видов: из хвойных и лиственных пород.

Хвойные деревья

Наибольшее распространение получила вагонка из хвойных пород дерева. Здесь встречаются как элитные, так недорогие сорта.

  1. Сосна. Самая популярная и дешевая порода дерева, из которой изготавливаются почти все виды вагонки и любые виды профиля. Благодаря содержанию смолы, устойчива к воздействию окружающей среды и гниению.
  2. Ель. Имеет рыхлую структуру с низкой плотностью, что существенно улучшает теплоизоляционные свойства дерева. При этом ель плохо переносит высокую влажность. Еще один минус материала – вся еловая вагонка имеет много сучков.
  3. Кедр. Имеет красивый цвет и выраженную текстуру. Кедр – мягкое дерево, которое легко обрабатывается. Из-за этих свойств он высоко ценится. Однако устойчивостью к гниению кедр похвастаться не может.
  4. Лиственница. Особенностью этого материала является большое содержание в составе камеди и высокая плотность. Поэтому все доски из лиственницы отлично переносят атмосферное воздействие. Отличается повышенной устойчивостью к гниению.

Какие породы использовать, а какие нет – зависит от условий, в которых будет находиться дерево. Все виды материала имеют разный срок службы и по-разному переносят воздействие.

Лиственные деревья

Лиственные породы применяются для изготовления вагонки несколько реже. В основном, здесь используется береза, ясень и осина.

  1. Береза. Из березы делают почти все виды и профили пиломатериала. Имеет высокую плотность, легко обрабатывается и хорошо держит лаковое покрытие. Основной недостаток материала – сильная подверженность гниению.
  2. Ясень. В основном эта порода используется при производстве мебели. Однако может применяться для изготовления вагонки. Такое дерево имеет красивую текстуру, почти не коробится. А устойчивость к загниванию и высокая прочность делают ясень одной из самых ценных пород. Используется для внутренней отделки домов.
  3. Дуб. Наиболее прочная, устойчивая к гниению порода. Имеет высокую стоимость, из-за чего применяется сравнительно редко.
  4. Осина. Бывает доска и из осины. Она имеет мягкую древесину с пористой структурой. Такой материал легко обрабатывается, обладает большим сроком службы. В нем почти нет сучков. Осина – лучший вариант для отделки парной.
  5. Липа. Такая вагонка применяется для отделки бань и, в редких случаях, для обшивки дома. Имеет самую широкую цветовую гамму, какая только может быть: от светло-коричневого до почти белого. Липа долговечна, не боится грызунов и влажности. Под влиянием высоких температур со временем может менять цвет (восстанавливается после шлифовки).

Все виды деревянной вагонки монтируются на обрешетку. Крепление может осуществляться с помощью кляймеров или крепежа Волна (какая бы вагонка не использовалась, монтировать ее с помощью только гвоздей или саморезов не рекомендуется).

Какие бывают виды вагонки для внутренней отделки

Вагонка — это декоративная доска, изготовленная из цельной древесины для облицовки полов, потолков и стен дома. Она заслуженно считается лучшим материалом для обшивки помещений. Долговечность, легкость монтажа, возможность использовать для внутренней и внешней отделки дома принесли ей огромную популярность.
Представляет собой длинные панели с расположенными на торцах соединительными пазами. Система «шип-паз» позволяет надёжно её фиксировать соединительными метизами, которые не заметны с лицевой стороны. При этом получается надежная красивая поверхность, не нуждающаяся в дополнительной обработке. При продаже обычно прилагается инструкция, в которой подробно описан процесс монтажа. Существуют разные виды: деревянная, пластиковая, ПВХ.

Кроме эстетического внешнего вида, дереву присуща способность абсорбировать влагу при её избытке и отдавать при недостатке, поэтому в помещениях, обшитых деревянными материалами, присутствует особый микроклимат. Срок эксплуатации такой отделки около 20 лет, однако применение противогрибковых и антисептических пропиток позволяют значительно его увеличить. Также положительным фактором является высокая теплозвукоизоляция дома.

Вагонка, выполненная из северных сортов деревьев, считается наиболее качественной. Отличить её можно по годовым кольцам: у южных пород деревьев расстояние между ними 3-4 мм, у северных 1-3 мм. Осину, ольху, липу предпочтительно применять в банях, саунах. Этот материал хорошо переносит большие температуры. Остальные виды можно использовать для отделки любой части дома.
Для производства используют лиственные и хвойные породы деревьев: сосну, дуб, березу, ель, липу, кедр, ольху.
Класс вагонки определяет наличие сучков, трещин, смоляных кармашков, засмолков, червоточины, обзола, качества обработки.
У разных производителей при одинаковой маркировке качество продукции может отличаться. Поэтому для покупки качественного товара за его реальную стоимость, необходимо уметь различать сорта по внешнему виду согласно требованиям ГОСТа.

Класс А

Не допускает наличие дефектов производства, кроме незначительной шероховатости, не должно быть синевы, гнили, обзола, червоточины. Могут присутствовать невыпадаемые сучки Ø не более 15 мм, черные сучки Ø до 7 мм, несквозные трещины.

Класс Б

Может присутствовать непрострожка на гребнях и пазах, вмятины, трещины, засмолки, до 10 процентов синевы, сердцевина, черные сучки с диаметром не более 20 мм, сучки в тон цвету дерева в любом количестве, несквозные трещины. Считается бюджетным вариантом, для декорирования бракованных мест используют шпаклевочные составы и замазки. Выбор деревянной ламели этого класса предполагает последующую покраску.

Класс С

Считается что это вагонка низшего сорта. Она доставляет массу сложностей при монтаже из-за трудности подгона. Допускаются засмолки, смоляные кармашки, синева, червоточины, обзол. Класс С формируют из отбраковки, полученной в процессе производства. Очень часто показатели качества ниже рекомендуемых ГОСТ. При покупке деревянной вагонки этого сорта нужно обратить особое внимание на внешний вид и соответствие требованиям.

Класс Экстра

Характеризует его отсутствие производственных дефектов, гладкая ровная поверхность. При производстве вагонки класса Экстра выбирают элитные сорта деревьев с красивой структурой. Для монтажа используют скоби и кляймеры, сверху обычно покрывают лаком. Применяют для внутренней фасадной отделки.
Выбирая вагонку необходимо придерживаться некоторых правил:

  • ориентируйтесь основным образом не на маркировку сорта, указанную изготовителем, а визуально осматривайте и выбирайте товар, подходящий по критерию «цена — качество»;
  • обращайте внимание на присутствие дефектов древесины и обработки;
  • специальным прибором проверьте содержание влаги;
  • обратите внимание на качество замковых соединений.

Производство

Все виды деревянной вагонки проходят через одинаковый процесс производства.
Изначально брёвна распускают на обрезные доски, которые помещают в сушильные камеры. Отклонение от норм содержания влаги (10-15%) приводит к последующим дефектам деревянной вагонки. Повышенная влажность способствует появлению трещин, разрастанию грибка. Пересушенное дерево со временем также подвергается деформации, готовые ламели выгибает и коробит.

Затем доски строгают на станке, подгоняя под заданные размеры.
Методом фальцовки или шпунтовки с торцевых сторон выбирают пазы. Проводят первый этап деления на классы.
Снимают фаски с внешней стороны.
Удаляют следы обработки. Сортируют, упаковывают в пленку и наносят маркировку.

Классификация

В зависимости от профиля сечения вагонку делят на следующие виды: евровагонка, вагонка штиль, блок-хаус, софтлайн.
Блок-хаус внешне имитирует оцилиндрованное бревно. Облицованные дома визуально напоминают деревянный сруб.
Конструкция ламели имеет полусферическую внешнюю сторону и плоское основание. Для повышения прочности вагонки блок-хаус и оптимизации визуального восприятия, в производстве выдерживают взаимосвязь между шириной и толщиной. Наибольшее распространение получили изделия с сечением 28Х140, 36Х140, 36Х190 для внутренней отделки и 45Х190, 45Х240 мм для наружной отделки. Для отвода влаги на внутренней стороне расположены пазы (один большой или несколько маленьких).

По причине недавнего появления на рынке, на вагонку блок-хаус отсутствует ГОСТ 8242-88. Часто её классифицируют по качеству на 2 категории «сорт А» или «сорт Б» в соответствии с западными стандартами. Некоторые производители маркируют «Экстра» или «Классик». В связи с высокими внешними требованиями, третьего класса не существует. Отсортированная вагонка подходит для обшивки тыльных стен зданий, подсобных помещений.
Вагонка Штиль имеет чуть закругленные скошенные углы. Иногда её называют вагонка крестьянка или вагонка колхозница, простая, русская внешне напоминает Софтлайн. Поверхность где применяется вагонка Штиль, отличается внешним видом из-за строения профиля. За счет короткого шипа панели плотно примыкают друг к другу, образуя малозаметный стык. Ширина ламели имеет диапазон от 90 мм до 140 мм. На внутренней стороне имеет пазы для отвода влаги. Используя её для отделки дома, получают абсолютно гладкую поверхность, без видимых соединительных швов. Обычно вагонка Штиль отшлифована до идеального состояния.

Вагонка Американка

В разрезе имеет скошенный четырехугольник. Полученная конструкция довольно тяжелая, поэтому устанавливают её только на каркас. Внешне создаётся видимость установленных внахлест досок. Монтируется вагонка Американка горизонтальными рядами. Выполнять установку можно как сверху вниз, так и снизу вверх. Главное, чтобы тонкий край ламели находился вверху, для предотвращения попадания влаги в замок.
Софтлайн дословно переводится с английского «мягкая линия». Также, как и вагонка Штиль, она имеет закругленные скосы. Отличительной чертой является наличие более широкого шипа, за счет которого между планками образуется расстояние. Этим Софтлайн похожа на евровагонку.
Меньшую популярность приобрели виды Тайга, Ланд хаус, Волна и Финка. Все они отличаются друг от друга сечением профиля.

Кляймеры

Для крепления вагонки чаще всего используют кляймеры. Преимущества этих соединительных метизов:

  • ускоряется процесс монтажа;
  • отсутствие механических повреждений ламели во время облицовки;
  • антикоррозийное покрытие позволяет использовать при высокой влажности;
  • простота использования;
  • высокая степень надежности, с течением времени конструкция не расшатается.

Пластиковая вагонка

Природные ресурсы древесины уменьшаются, а потребительский спрос продолжает расти. На замену дереву постепенно пришел пластик (поливинилхлорид ПВХ). На производство пластиковой вагонки гораздо меньше затрат и усилий, что приводит к формированию более низкой цены по сравнению с ценой на аналогичные товары из дерева. По качеству он мало чем уступает древесным изделиям.

Положительные и отрицательные стороны пластиковой вагонки

Вагонку из ПВХ применяют для внутренних и наружных работ. Ламели для уличного применения всегда имеют шовное соединение. Связано это с большим коэффициентом пластика по длине, под воздействием температурных перепадов. Для предотвращения механических разрушений, возникает необходимость оставлять зазор. Пользуется наибольшим спросом для облицовки дома с улицы вагонка блок-хаус. За счет добавления красителя непосредственно в сырьё, сохраняют свой цвет под действием ультрафиолета. Для дома используют ламели такие, как вагонка Штиль.

К плюсам можно отнести:

  • легкость монтажа;
  • простота ухода при эксплуатации;
  • широкая цветовая палитра;
  • устойчивость к перепадам температуры;
  • эстетический вид;
  • влагостойкость;
  • продолжительный срок эксплуатации;
  • невысокая цена;
  • не подвержен гниению, бактериям и грибку;
  • антикоррозия, негорючесть.

Вы сможете платить за свет на 30-50% меньше в зависимости от того, какими именно электроприборами Вы пользуетесь.

  • плохое сопротивление механическому воздействию;
  • присутствие в первое время специфического запаха.

Монтаж пластиковой вагонки в домашних условиях может осуществить даже неподготовленный человек. Достаточно иметь желание, терпение и приложить усилия.
Пластиковый блок-хаус по внешнему виду в точности копирует деревянный, эмитирует цвет и даже текстуру рисунка. Даже с небольшого расстояния невозможно отличить искусственный блок-хаус для отделки дома от настоящего сруба.

Выбор вагонки: изучаем виды, сорта, цены

Название этого отделочного материала было связано с железными дорогами.

Для обшивки внутреннего пространства пассажирских вагонов раньше использовали плоскую и длинную доску, на боковых гранях которой делались замковые соединения «шпунт-паз».

Сегодня вагонка утратила свою транспортную «составляющую» и стала чрезвычайно популярной в других сферах – строительстве и ремонте. Этим красивым и экологичным материалом обшивают разные виды плоских поверхностей, начиная от стен и заканчивая массивной мебелью.

Кроме внутренней интерьерной отделки, некоторые сорта вагонки применяют для наружной облицовки зданий.

Помимо высокой эстетики деревянная вагонка — исключительно технологичный материал, простой и удобный в работе. Он не нуждается в дорогостоящей подготовке поверхности. Под облицовку вагонкой не требуется штукатурка, шпаклевка и грунтовка. Достаточно ровно и прочно зафиксировать на стене обрешетку из деревянных брусков или стального профиля.

Материал для изготовления облицовочной доски — древесина хвойных (сосна, ель, лиственница, кедр, пихта) и лиственных (осина, липа, бук, дуб и ольха) пород.

Выбор вагонки в зависимости от вида древесины имеет свои особенности. Например, сосна, кедр и ель отлично подходят для внутренней отделки, поскольку имеют красивую текстуру поверхности по всей длине. При этом сосновой вагонкой нельзя облицовывать парильные отделения бань. Под действием высокой температуры она выделяет смолу, обладающую резким запахом.

Древесина бука или дуба очень красивая, но при этом довольно дорогая и трудоемкая в обработке.

Выбирая виды вагонки для наружной отделки, следует отдавать предпочтение хвойным породам. Высокое содержание смолы делает их стойкими к увлажнению и гниению. Из лиственных пород для этих целей подходит только ольха.

Основные характеристики вагонки

Кроме вида древесины, как важного классифицирующего признака, производители делят вагонку по таким критериям:

1. Степень влажности. Облицовочная доска естественной влажности и сухая (содержание воды от 10 до 15%) отличаются друг от друга по цене и свойствам.

Сухая вагонка на 25-30 % дороже, поскольку проходит энергозатратную процедуру удаления влаги. Она меньше коробится и трескается.

2. Геометрические размеры вагонки и форма профиля. Здесь различают стандартную вагонку, евровагонку, блокхаус и облицовочную доску «под брус».

Толщина стандартной (ГОСТовской) отделочной доски может составлять от 12 до 25 мм, ширина — до 150 мм, а максимальная длина 6 000 мм.

При этом гостовская вагонка толщиной 12 — 16 мм чаще всего применяется для внутренней отделки. Более толстая вагонка 16 — 25 мм оптимальна для наружной обшивки.

Наибольшим спросом сегодня пользуется евровагонка, у которой более широкий (8 мм) шпунт, защищающий стыки от образования щелей при усушке древесины. Кроме этого, на обратной стороне у нее есть желобки для вентиляции. Толщина евровагонки неизменная и составляет 12,5 мм при ширине от 60 до 160 мм. Ее длина находится в диапазоне от 1,8 до 6 метров.

Существуют две основные разновидности евровагонки — «Стандарт» и «Софт Лайн». У первой прямые фаски, а у второй они скругленные.

Блокхаус — вагонка, имитирующая оцилиндрованное бревно. Ее лицевая сторона имеет полукруглую форму. Блокхаус, как правило, используют для внешней отделки стен зданий.

Вагонка «под брус» пришла к нам из-за океана, потому ее второе название – «американка». Это строганная доска со шпунтом и пазом. Благодаря срезанным боковым граням ее профиль точно имитирует деревянный брус.

По сравнению с обычной и евровагонкой «американка» более широкая, массивная и прочная. Поэтому основное место ее применения — облицовка наружных стен. Толщина профиля у этого вида облицовочной доски начинается от 20 мм при ширине от 140 мм.

Представленные на рынке сорта вагонки производят в соответствии с требованиями одного из двух стандартов – российского ГОСТ 8242-88 и европейского DIN 68-126. Последний используется для евровагонки и делит ее на три базовых сорта или класса – A, B и C.

Некоторые отечественные производители предлагают облицовочную доску «Экстра», не предусмотренную евростандартом. У нее нет сучков и прочих дефектов, но цена такого материала почти в 2,5 раза выше стоимости сорта А.

Отличительные признаки сортов

Основные отличия между сортами вагонки — визуальные. Именно их подробно и четко регламентируют стандарты.

К сорту А относят древесину, у которой нет синевы, гнили и смоляных карманов. Сучки здесь допустимы, но только светлые, здоровые и сросшиеся, которые не выпадают после усушки.

Вагонка класса В может иметь смоляные карманы, а также здоровые и несросшиеся сучки.

В наиболее дешевом сорте С стандарт допускает синеву, выпадающие сучки и обзол на тыльной части профиля.

Ориентировочные цены

При покупке вагонки не нужны глубокие знания эксперта деревообработки. Однако, основные критерии выбора следует знать, чтобы купить качественный материал и при этом не переплатить.

Сухая облицовочная доска отличается от материала естественной влажности по весу. В этом нетрудно убедиться, подержав в руках две планки, одинаковые по размеру, но разные по цене.

Если сосновая евровагонка сушилась в камере, то за 1м2 (сорт А) продавцы просят от 200 до 450 руб. Цены на такой же материал, но естественной влажности находятся в диапазоне от 130 до 300 руб. за 1м2.

Стоит отметить, что цены могут существенно отличатся в зависимости от региона продажи, как правило, в центральной части цены значительно ниже.

Ориентировочная стоимость сухой сосновой евровагонки сорта В – 180-350 рублей за квадрат.

Сушеная облицовочная доска сорта С из ели и сосны продается на рынке по 140-250 руб/м2.

Сегодня цена за м2 вагонки из липы (сорт А) составляет от 500 до 800 руб. Тот же материал, но класса «Экстра» обойдется вам от 650 до 850 рублей.

Доску из лиственницы продают по таким ценам: сорт С – 330-600, В – 400-750, А – 530-900 и «Экстра» — 1150-1300 руб./м2.

Дубовая и кедровая вагонка относится к категории элитных отделочных материалов. За 1 м2 класса «экстра» производители просят от 1200 рублей.

Следует отметить, что у крупных производителей цена облицовочной доски не зависит от ее длины. Мелкие продавцы стараются заработать на этом и расценивают вагонку в зависимости от длины (чем длиннее доска – тем дороже). При этом разница в цене может достигать 10-15%.

Рекомендации по выбору

Решая, какую вагонку лучше выбрать, следует учитывать сортовые свойства древесины и условия ее эксплуатации. Как мы уже говорили, сосновой вагонкой нельзя пользоваться для облицовки парилки, но ее можно ставить в предбаннике и комнате отдыха. Она хорошо подходит для интерьерной отделки и облицовки наружных стен дома.

Еловая вагонка влагостойка и не боится грибка. Она быстро сохнет и не темнеет со временем. Поэтому ее можно покупать для отделки балкона и других поверхностей, подвергаемых периодическому замачиванию.

Ольховая, кедровая и липовая отделочные доски отличаются низкой теплопроводностью. Они устойчивы к высокой температуре и влажности. Этими материалами можно облицовывать стены парильного отделения бани, а также применять их для отделки полок. Даже при сильном нагреве воздуха липовая и ольховая древесина не обжигают кожу.

Ценным свойством ольховой вагонки является минимальный процент коробления, поэтому отделка из нее не теряет внешнего вида после долгой эксплуатации.

Выбирая вагонку, нужно обращать внимание не только на дефекты древесины, но и на геометрию доски. Если она сильно изогнута или скручена по длине, то сделать ровную облицовку будет очень сложно.

В этом случае замковые соединения и крепежные кляймеры вам не помогут. При попытке закрепить в одной плоскости деформированную доску внутренние напряжения могут оторвать шип или вызвать появление трещин на пазовом замке.

При выборе вагонки отбраковывайте доски со смоляными карманами и одиночными (выпадающими) сучками. Бороться с выходом смолы на поверхность древесины очень сложно, а выпадающий сучок может испортить внешний вид облицовки.

СТРОИМ С НАМИ

Виды и особенности вагонки

Содержание:

В современном строительстве, всё чаще и чаще, применяют обшивку из «вагонки», для наружной и внутренней отделки стен, поскольку это модно, экономно и быстро. Обшитые такими досками стены, смотрятся стильно и эффектно, особенно когда речь заходит о деревянной вагонке, которая добавляет еще большего очарования и натуральности. Именно по этим причинам люди сегодня чаще всего применяют вагонку в качестве отделочного материала.

Виды вагонки

Существует всего 2 вида вагонки:

  • Деревянная вагонка;
  • Пластиковая вагонка (ПВХ).

Разберем наиболее подробно каждый из них.

Пластиковая вагонка

Это тип панелей, получаемый благодаря экструзии твердого поливинилхлорида с размягчителем. В ней нет асбеста и кадмия, вместо этого она имеет большое количество плюсов, например, благодаря наличию множества текстур и цветового разнообразия, такой вагонкой можно прекрасно отделать практически любые помещения, особенно те, в которых повышенная влажность, будь то ванная, балкон или кухня…

Пластиковая вагонка хороша тем, что обладает замечательными теплоизолирующими и звукоизолирующими свойствами. Ее используют для отделки наружных и внутренних поверхностей. Но все же она неидеальна, так как подвержена механическим повреждениям. Именно поэтому чаще выбирают деревянную вагонку.

Отличие пластиковой вагонки от панелей

Снаружи ПВХ вагонка представляет из себя нечто среднее между деревянной вагонкой и поликарбонатом. В сравнение с поликарбонатом она имеет похожую сотовую структуру, а в сравнение с деревянной вагонкой – пазо-гребневую систему монтажа и прекрасный внешний вид.

Пластиковая вагонка, для наружной отделки, всегда имеет шовное соединение. Вызвано это тем, что пластмасса, из которой изготавливают панели, имеет большой коэффициент увеличения. Здание, обшитое снаружи пластиковой вагонкой должно иметь возможность «увеличиваться», т.е. двигаться под воздействием температуры.

Отличительной особенностью пластиковой вагонки от панелей является то, что цветовой пигмент добавляется в при изготовление, а не краситься по верх, поэтому, такая вагонка долго не выгорает от прямых солнечных лучей.

Деревянная вагонка

Она представляет из себя доску с соединением «Шип-Паз». Такая доска может быть разного профиля. Изготавливается она методом выработки обрезной доски, сушки и строгания лицевой стороны. После этого, готовые доски сортируются, в зависимости от качества продукции, ведь невозможно при работе с древесиной избежать небольших огрехов.

Чтобы выбрать качественную деревянную вагонку, нужно внимательно смотреть на уровень влажности, а также на присутствие сучков, их число, состояние и размер. Они бывают «живыми» и выпадающими, «неживыми» и выпавшими. Не менее важным критерием является и то, имеются ли на доске червоточины и грибок.

Деревянная вагонка бывает разной по ширине, длине и толщине, а также отличается сортом древесины: осина, ель, сосна, липа и береза. Сосновая вагонка считается самой дешевой. Липовая в основном используется для отделки бань и саун, поскольку выдерживает большие температуры. Не слишком популярной, но более дорогостоящей является кедровая, ольховая, дубовая и лиственничная вагонка. А самой шикарной и дорогой является вагонка из красного дерева. Цвета древесины варьируются от светлых до более темных. Существуют и разные профили вагонки.

Разновидности деревянной вагонки

Вагонка «В четверть»

Вагонка «в четверть» является наиболее простой обшивочной доской. Именно она стала основой для других видов вагонки. Основной отличительной особенностью вагонки «в четверть» является отсутствие соединения «Шип-Паз». Крепиться такие доски внахлест с помощью боковых выступов.

Размеры вагонки «В четверть»:

толщина 14-20 мм

толщина 18-50 мм

Вагонка «В шпунт»

Чаще всего применяется для отделки вертикальных поверхностей как внутри помещений так и с наружи. Шпунт тоньше чем у шпунтованной доски, обычно толщина тоже тоньше.

Размеры вагонки «В шпунт»:

Толщина 12-22 мм

Толщина 12-35 мм

Вагонка с обычными фасками

Данный профиль является наиболее распространенным.

Размеры вагонки с обычными фасками:

Толщина 14-18 мм

Вагонка: «Классик», «Штиль», «Крестьянка», «Колхозница», «Русская», «Простая»

По качеству данная вагонка не отличается от всем известной евровагонке. Она изготавливается по той же технологии и обладает такими же физическими характеристиками. Имеет замковую систему «Шип-Паз».
Вагонка «Штиль» в отличии от евровагонки имеет более узкий шпунт.

Толщина 14-18 мм, ширина 60-160 мм

Двусторонняя вагона

Представляет из себя обработанный с двух сторон классический профиль. Это позволяет в качестве лицевой стороны выбирать лучшую.

Толщина 14-18 мм

Евровагонка «Стандарт» или выгонка «Европрофиль»

Доски, обработанные с четырех сторон, соединяемые между собой соединением «Шип-Паз» называют Евровагонкой. Её применяют для обшивки стен, потолков на балконах и в комнатах, наружных стен, предбанников, парных и саунах…

Евровагонка из ели и сосны предназначена для отделки внутренних помещений, так как толщина вагонки в 12,5 мм, для наружной отделки, не очень оправдано. Возможно коробление вагонки из-за непостоянного воздействия солнца и атмосферных осадков, либо её необходимо жестко крепить к обрешетке.

Европрофиль (стандарт) имеет толщину в 12,5 мм, ширину (без шипа) 88 мм и общую (с шипом) 96 мм, но в настоящее время европрофиль может иметь и другие размеры. Кроме ширины и толщины профиль евровагонки имеет следующие особенности:

  • Увеличенное до 8 мм “пазо-гребневое” соединение, гребень т.е. «шип» больше, чем у других профилей, это позволяет избежать щелей при изменении ширины профиля из-за влияния температуры и влажности.
  • У доски, с тыльной стороны делаются выборки которые являются воздуховодами. Они предотвращают появление конденсата и через них осуществляется проветривание.

У вагонки следует различать два европрофиля “Стандарт” и “Soft Line”:
«Стандартный» профиль имеет прямые фаски над гребнем и шпунтом .

Размеры вагонки «Стандарт»:

Толщина 14-18 мм, ширина 60-160 мм

Толщина 10-14 мм, ширина 60-160 мм

Soft Line профиль имеет скругленные фаски, от сюда и название «Soft Line», что в переводе означает – мягкая линия.

Размеры вагонки «Softline»:

Толщина 14-18 мм, ширина 60-160 мм

Толщина 10-18 мм, ширина 60-160 мм

Евровагонка «Американка»

Профиль данной вагонки изготавливается клиновидного сечения, с не параллельными лицевой и тыльной поверхностями. С наиболее широкой стороны доски находится паз, а с узкой её ширина сужается до ширины паза.

Вагонкой такого типа имитируют укладку досок внахлест. Стык между досками данного профиля получается хорошо защищенным от атмосферных осадков, поэтому часто «американку» используют для наружных работ.

Укладывается доска снизу вверх только горизонтально. При этом узкая сторона доски должна быть сверху, а с пазом внизу, чтобы получилось имитация укладки «внахлест».

Размеры вагонки «Американка»:

Толщина 22-28 мм, ширина 60-90 мм

Толщина 30-40 мм, ширина 90-140 мм

Имитация бруса

Вагонка, имитирующая брус, применяется для внешней и внутренней отделки стен, сделанных из различных материалов, например: из кирпичей, блоков или каркасных стен. При наружной отделке чаще всего используют более широкую доску (150-200мм), что ускоряет монтаж и придает солидность сооружению. Для отделки внутри помещений используют узкую доску (120-150мм).

В отличие от профиля евровагонки, профиль имитации бруса не имеет углубления на лицевой стороне, кроме фасок. Доски имитации наиболее широкие и толстые.

Свое название такой профиль получил из-за того ,что стену, обшитую данными досками, с виду трудно отличить от стены, сложенной из настоящего бруса.

Размеры вагонки «Имитация бруса»:

Толщина 18-21 мм

Толщина 28-35 мм

Толщина 20-25 мм

Блок-хаус

Лицевая сторона такого профиля имитирует оцилиндрованное бревно, поэтому создается впечатление, что здание построено из деревянного сруба.
Чаще всего такой профиль применяют в качестве обшивки для бань и беседок. К преимуществам блок хауса можно отнести экологичность материала, простоту в установке, хорошую тепло и звукоизоляцию а также не подверженность к растрескиванию и расколам.

Размеры вагонки «Блок-хаус»:

Толщина 18-22 мм, ширина 95 мм, радиус закругления 140 мм

Толщина 25-30 мм, ширина 110-120 мм, радиус закругления 112 мм

Толщина 25-27 мм, ширина 130-140 мм, радиус закругления 140 мм

Толщина 30-40 мм, ширина 140-150 мм, радиус закругления 170 мм

Толщина 40-50 мм, ширина 135-145 мм, радиус закругления 100 мм

Толщина 40-50 мм, ширина 185-200 мм, радиус закругления 213 мм

Вагонка «Финка» или «Панель овальной формы»

В последнее время данный профиль становиться всё популярнее и популярнее. По мнению дизайнеров данный профиль имеет наиболее благородный вид, чем профиль «Блок хаус». Края видимой области данного профиля плавно закруглены, в то время как центральная часть остается плотской.

Панель овальной формы так же создает эффект стены из круглого бруса, только имеет более утонченный внешний вид.

Размеры вагонки «Финка»:

Толщина 12-22 мм

Евровагонка «Тайга»

Данный профиль имеет канавку на верхней поверхности . может выполняться толщиной 10-18 мм.

Размеры вагонки «Тайга»:

Толщина 14-18 мм, ширина 60-95 мм

Евровагонка «Ланд-хаус»

Данный тип профиля используется, в основном, для отделки внутренних поверхностей стен, поскольку, при наружной отделки, на профилированной поверхности будут задерживаться атмосферные осадки, это приведет к снижению долговечности обшивки. Данный профиль выпускается толщиной 16 мм с рабочей шириной 88 мм (без шипа), а полная его ширина составляет 96 мм (вместе с шипом). Имеет фигурную лицевую поверхность и имеет 3 прорези с тыльной стороны.

Размеры вагонки «Ланд-хаус»:

Евровагонка «Волна»

Данный тип вагонки имеет декоративную рельефную поверхность. Этот профиль наиболее часто используют для внутренней отделки помещений, при этом используют ее не только для отделки стен. Располагать можно как вертикально так и горизонтально.

Размеры вагонки «Волна»:

Толщина 14-18 мм, ширина 115 мм

Деревянная вагонка также классифицируется на «А», «В», «С» и «ЭКСТРА». Наивысшим качеством обладает вагонка экстра-класса, а в трех остальных имеются маленькие трещины или сучки.

Главным плюсом деревянной вагонки считается ее стойкость к различным повреждениям, а также натуральность. Такая обшивка удобна, нехитра для монтажа и доступна по цене. Чем еще ценен этот материал, так это возможностью регулировать влажность в помещении плюс хорошими утеплительными и звукоизоляционными свойствами. Вагонка еще способна зрительно сделать любую поверхность более ровной.

Недостатком же является необходимость периодически покрывать ее спецсредствами, для того чтобы она долго сохраняла свой изначальный вид и качество.

Заключение

Деревянная и пластиковая вагонка благодаря разнообразной палитре и породам дерева подарит вашему дому тепло и уют, атмосферу спокойствия и внутренней радости. А сколько положительных эмоций приносит человеку запах свежей древесины! Кроме того что лесной аромат приятен, он еще и очень полезен для здоровья. Именно поэтому, учитывая модный нынче экоинтерьер, все больше людей выбирают для отделки своих домов этот прекрасный природный материал.

Читайте также:  Монтаж каркаса перед установкой панелей
Ссылка на основную публикацию