В феврале Москва снова накроется Циферблатом
Поделиться:
Амстердам: Концертгебау, Зальцбург: Моцартеум, Мюнхен: Филармония Гастайг – и снова Москва! После Московского Международого Дома Музыки, гостиной театра Станиславского и Башмет-Центра
10 ФЕВРАЛЯ в РАХМАНИНОВСКОМ ЗАЛЕ КОНСЕРВАТОРИИ замечательная пианистка ОЛЬГА ДОМНИНА снова играет мой фортепианный цикл SEVEN MELODIES FOR THE DIAL – СЕМЬ МЕЛОДИЙ ДЛЯ ЦИФЕРБЛАТА
Моя Alma Mater: не знал, что план ГОЭЛРО так четко сработал!
Приглашаю всех и буду рад лично познакомиться!
Циклу предпослан эпиграф из 77го Сонета Шекспира: «Thou by the dial’s shady stealth mayst know Time’s thievish progress to eternity» – «По тому, как крадучись движется тень на циферблате, ты можешь постичь вороватое движение времени к вечности».Названия частей цикла взяты из того же Сонета (на русском языке они не являются дословным переводом):
1. Vacant Leaves / Незрячесть лиц
2. Thy Beauties Wear / Усталость красоты
3. What Memory Cannot / Чего не может память
4. Wrinkles in the Glass / Ветхое стекло
5. Of Mouthed Graves / О разверстых могилах
6. Time’s Thievish Progress / Украдкой к вечности
7. Blanks / Пустышки
Фортепианный цикл написан для пианистки Ольги Домниной и ей посвящен.
Владимир Демидов, директор Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (отзыв о концерте Ольги Домниной в Гостиной театра Станиславского 14.10.2013): “Как же приятно, когда из суеты и фальсификаций, успешно овладевающих “культурным пространством”, попадаешь в атмосферу искренних, глубоких и очень напряженных переживаний. Музыка Сергея Прокофьева и Владимира Генина в исполнении Ольги Домниной, сопровождаемая нетривиальными комментариями Артема Варгафтика не только создали эту атмосферу – они позволили не зря прожить какую-то часть жизни. Прокофьев едва ли нуждается в оценках и комментариях, но вот новое сочинение Владимира Генина удивило размахом и разнообразием пианизма, собственным интонационным миром, в котором возвышенное и земное, утонченное и брутальное выстроились в масштабную, внутренне очень логичную композицию, исполненную с подвижническим самозабвением Ольгой Домниной. Это действительно ее музыка. Это благодаря ей можно было полностью погрузиться в образный мир сочинения, почувствовать течение звуковых событий вплоть до их предчувствия. И циферблата ветхое стекло украдкой вечность приоткрыло.”
«Семь мелодий для циферблата» – не только музыкальное, но и метафизическое исследование природы времени. Циферблат как tabula rasa, «Blatt» – чистый лист, на котором пишется время – безжизненен, поэтому даже враждебнее и страшнее безразлично отсчитывающего время нашей жизни часового механизма. Лишенный стрелок циферблат, как ослепший свидетель “перегоревшего” и остановившегося времени – «времени Вечности» – распространенный в искусстве образ (вспомним Жан-Поля, Ингмара Бергмана, Сальватора Дали). Циферблат без стрелок – лишь воспоминание о том, что время когда-то шло, а теперь стало только тенью времени. В своем 77-ой сонете Шекспир описывает время, крадущееся по циферблату, как домушник по коридору. Сонет стал эпиграфом Цикла, а его строчки – названиями частей. Первая часть Цикла является прологом – это как бы созывание публики и поднятие занавеса. За ним следуют две симметричных пары. Самая длинная, шестая часть Цикла – средоточие трагедии «человека во времени». За ней следует эпилог. Цикл заканчивается одинокой, пронзительно звучащей нотой в высоком регистре, а потом как будто лопается струна, на которой подвешен человек-марионетка: обрезается последняя нить, связывающая его с жизнью. Конец времени – это и есть конец жизни и самой музыки.
Карстен Дюрер, Piano News №6 2012: „К написанию фортепианного цикла Семь мелодий для циферблата живущего теперь в Мюнхене композитора вдохновил один из сонетов Шекспира. В результате возник цикл характерных музыкальных пьес с использованием самых разнообразнейших средств выразительности. Гениным создан полностью своеобразный и абсолютно пианистичный музыкальный язык. Он использует все возможности инструмента, исчерпывая весь его диапазон и все его динамические возможности. Обучавшаяся в Москве и Лондоне пианистка Ольга Домнина является замечательным интерпретатором, способным проникнуть в мир мыслей и чувств композитора. При этом слышно, что ее прикосновение к инструменту рассчитано точнейшим образом, что позволяет ей передать все богатство различнейших звуковых красок. Подумать только, что этот напряженнейший и потрясающе интерпретированный цикл был совсем недавно создан!“
В концерте прозвучат так же пьесы Валерия Гаврилина и моя фортепианная транскрипция Сюиты Свиридова “Время, вперед!”
Почему “Время, вперед”? Уверяю вас, что большинство воспринимают эту музыке абсолютно неверно – так, как это принято было трактовать “в те еще” времена.
Так как 10го февраля Ольга Домнина играет в Рахманиновском зале не только мои “Семь мелодий для циферблата”, но и мою транскрипцию Сюиты Свиридова, меня попросили написать несколько слов об этом. Вот что получилось:
Сюита Георгия Свиридова из музыки к кинофильму «Время, вперед!» – одно из известнейших произведений композитора. Эта музыка давно уже живет самостоятельной жизнью, ибо с самого начала не была простой иллюстрацией. В ней присутствует та глубина, которой недоставало фильму, ибо она передает очень сложное отношение самого автора к эпохе первых пятилеток и «ударного труда». В ней есть не только восхищение трудовым подвигом и урбанистическим проектом «города будущего», не только любование сельской идиллией (в «Уральском напеве» и «Частушке»), но и глубокий трагизм, который часто ускользает от слушателя. С одним из самых любимых поэтов Свиридова – Сергеем Есениным, композитора роднило подлинное чувство единения с природой и боль за русскую деревню, за гибель традиционного уклада при наступлении индустриального века («На тропу голубого поля / Скоро выйдет железный гость. / Злак овсяный, зарею пролитый, / Соберет его черная горсть.») Этот трагизм проявляется не только в мистически зловещей и щемящей красоте «Ночи», не только в воплощающем грозную силу, подчиняющую и перемалывающую человеческие массы, неумолимом «Марше», но также придает многомерность и знаменитому финалу, в котором радость победы окрашена пушкинским восторгом «бездны мрачной на краю»… Владимира Генина связывала с Георгием Свиридовым многолетняя дружба. Данью уважения к Мастеру стала его транскрипция Сюиты Свиридова.
ЕЩЕ КОЕ-ЧТО к Циферблату:
специально для меня Slava Gerovitch сделал виртуозный перевод 77го Сонета Шекспира, уложив в него названия частей моего Циферблата – это при том, что они на русском являлись не совсем (или даже совсем не) переводом с английского.
С лица часов текут минуты сквозь глазницы;
Глядит из зеркала усталость красоты.
Незрячесть лиц в нетронутых страницах
Коснись душой – тогда узнаешь ты:
В тени морщин разверстые могилы
Увидишь ты сквозь ветхое стекло,
Как циферблата потаенной силой
Нас к вечности украдкой понесло.
Что не сумеет в память поместиться
В листах-пустышках пусть отыщет дом.
Твои слова пройдутся по страницам
И странницами явятся потом.
Часы и зеркало на все дадут ответ,
Но жаль, что в том ответе проку нет.
Вы говорите – время идёт. Безумцы! – это вы проходите. (Талмуд)
Мы распяты на циферблате часов (Станислав Ежи Лец)
Куда торопится время? Спешит стать вечностью (Михаил Генин)
Сегодня у часов не было стрелок. Циферблат зиял пустотой, а глаза кто-то разбил. Я инстинктивно полез в карман, чтобы узнать, который час, но обнаружил, что мои испытанные старые золотые часы тоже лишились стрелок. Я поднес их к уху, но услышал только, как бьется мое сердце. Оно стучало очень часто и с перебоями. И ни с чем не сравнимое ощущение безумия охватило меня. (Ингмар Бергман “Земляничная поляна”)
Над головой на церковном своде появился циферблат вечности; цифр и стрелок на нем не было он был достаточен сам по себе. Чей-то черный палец показал наверх, и мертвые старались разглядеть на циферблате время.И вот снизошел на алтарь высокий, благородный образ, исполненный вечной боли, и все мертвые возгласили: “Христе, Бога нет?” И он ответил: “Бога нет”. И тогда не только грудь призраков, но все они забились в конвульсиях и один за другим стали распадаться от страшного трепета. А Христос продолжал: “Я шел через миры, проникал в горячие звезды и летел вместе с млечным путем через пустыни вселенной, но Бога нет. Я спускался вниз до последних пределов, куда доходит тень сущего, смотрел в бездну и звал: “Отче, где ты?” – но слышал я лишь гудение вечности, никем не управляемое. Мерцающая радуга жизни повисала над бездной, с нее скатывались капли и падали вниз. Но радугу может зажечь только солнце, а солнца не было! Я искал божественного ока в бесконечной вселенной, но вселенная смотрела на меня пустой бездонной глазницей. Вечность снова и снова пережевывала самое себя, она лежала на хаосе, сея в нем все больший распад. Вопиите, разлаженные звуки, разрывайте тени: Его нет!” Бесцветные тени рассеялись подобно тому, как морозный туман исчезает при теплом дыхании ветра; все вокруг опустело. И тогда вошли во храм поднявшиеся из могил дети, и смотреть на них было мукой. Они бросились к ногам высокого образа на алтаре, говоря: “Иисусе, у нас нет отца?”. И он отвечал, обливаясь слезами: “Мы сироты, мы все без Отца” (Жан-Поль “Мертвый Христос говорит с вершины мироздания о том, что Бога нет” 1796)
И они его в себе несли,
чтоб он был и правил в этом мире,
и привесили к нему, как гири,
(так от вознесенья стерегли)
все соборы о едином клире тяжким грузом,
чтобы он, кружа над своей бескрайнею цифирью,
но не преступая рубежа,
был их будней, как часы, вожатый.
Но внезапно он ускорил ход,
маятником их сбивая с ног,
и отхлынул в панике народ,
прячась в ужасе от циферблата.
И ушел, гремя цепями, Бог.
R.M. Rilke Gott im Mittelalter (“Бог в средние века” Перевод Константина Богатырева)
Так поразмыслим же о времени и заодно прекрасно его проведем!
Часовая башня
Часодеи. Часовая башня
УТРО В ЧЕРНОВОДЕ
Сильный порыв морского ветра ударил в тяжелые витражные ставни и с грохотом распахнул их. От шума Василиса проснулась и резко села в постели.
В прямоугольнике окна небо выглядело хмурым и сонным, только на горизонте, где через плотную пелену туч пробивались лучи восходящего солнца, разлилась ярко-алая полоса.
Пожалуй, пора вставать. Висящие над зеркалом часы в виде желтого лунного диска показывали без пяти шесть. Скоро они превратятся в тарелку, утыканную ложками и вилками – время завтрака. После этого часы станут оранжевым солнцем, обозначающим свободное время, а ровно в два часа дня превратятся в круглый поднос с ручками – знак семейного обеда. Когда поднос сменит чайник, наступит время чаепития, самая строго соблюдаемая традиция: на низком овальном столике появится чашка горячего чая и не исчезнет, пока Василиса его не выпьет.
Если часы превратятся в колесо, значит, впереди поездка; а ровно в десять часов вечера, когда придет пора укладываться спать, на стену вновь вернется Луна. Василисе ужасно нравились эти волшебные часы, ведь, кроме прочего, они передавали специальные сообщения. Например, когда приезжал кто-нибудь из семьи – раздавалось три громких удара, и циферблат превращался в герб Огневых – сломанную золотую стрелу на черном фоне. Если приезжали почетные гости – часы показывали их герб. Няня детей – госпожа Фиала, добродушная полноватая женщина средних лет – рассказывала Василисе, что, когда в их доме царило напряжение, часы начинали спешить, а если семье что-то угрожало – ход времени на часах замедлялся, циферблат чернел и покрывался слоем пыли.
Но Василису больше всего интересовали главные часы, висящие на самой высокой башне замка – Часовой. При первом осмотре Черновода отец рассказал ей, что эти часы есть не что иное, как сердце Часового замка, сохраняющее Время. По ним сверяли все остальные часовые механизмы дома, о них заботились в первую очередь. Эти часы могли навсегда остановиться только в случае окончательной гибели замка. Во время войны, при осаде, сражение в замке шло до тех пор, пока работали эти главные часы. Если они останавливались, жители крепости сдавались, потому что вместе со временем уходила последняя надежда возродить свой дом…
Прогоняя сонливость, Василиса энергично помотала головой, вскочила и принялась размахивать руками и ногами. В замке вставали рано, до завтрака оставалось всего два часа, а она еще собиралась немного полетать над морем.
Черновод представлял собой огромный многоэтажный замок, на самом верху располагались восемь одинаковых башен с узкими конусообразными крышами. Башни носили названия сторон света: Северная, Северо-Восточная, Восточная, Юго-Восточная и так далее. Они окружали главную высокую башню замка – Часовую.
Зеленая комната Василисы находилась на самом верху Восточной башни. Распахнув ставни, отсюда можно было наблюдать за кораблями, уплывающими в сторону бескрайнего моря. Справа, на юго-востоке, тянулась цепь островов, едва заметных в густой туманной дымке. Василиса дала себе обещание как-нибудь решиться на долгое путешествие и непременно там побывать.
С первого дня появления в Черноводе у Василисы вошло в привычку каждое утро летать вокруг замка. Поначалу она боялась, что кто-нибудь ее остановит, но этого ни разу не случилось – может, в пределах определенного пространства можно было летать без опаски, а может, Нортон-старший дал приказ не мешать дочери упражняться в полетах.
Единственное, что не нравилось Василисе – это близкое соседство Норта, проживавшего в Юго-Восточной башне. Однажды, сидя на подоконнике, она так засмотрелась на закат, что не заметила, как Норт тихо открыл окно своей комнаты и кинул в нее большой грецкий орех, метко попав ей в лоб. У нее потом весь день голова гудела! После этого она стала осторожней и, вылетая утром на прогулку, всегда посматривала на окна башни слева. К счастью, Северо-Восточная башня пустовала, а комната Дейлы находилась далеко – в Южной. Сам Нортон-старший проживал в Северной, и детям запрещалось ступать даже на лестницу, ведущую в башню. Западная башня звалась Одинокой, она всегда пустовала. Но Василиса прекрасно помнила угрозу Елены как-нибудь запереть ее там навечно, поэтому, несмотря на страх, девочке все же хотелось когда-нибудь туда заглянуть – просто так, ради любопытства. В ее воображении это было мрачное и холодное помещение, где по стенам развешаны веревки и цепи, а с потолка клочками свисает древняя паутина. Василиса готова была поспорить, что для полного устрашения в этой комнате висит портрет самой Елены Мортиновой. Но при осмотре замка отец почему-то пропустил эту башню, да и вход на лестницу преграждала тяжелая железная дверь с часовым механизмом.
А время летело незаметно. Василиса часами просиживала в библиотеке, пытаясь как можно больше узнать о часодействе. Обычно она проходила туда через нуль-зеркало, установленное в ее комнате, хотя ей нравилось гулять по замку. Но в коридоре можно было встретить Норта или Дейлу.
Василиса была рада, что видела брата и сестру только во время завтрака или обеда, и всегда – в присутствии кого-нибудь из прислуги. Обычно все они молча поглощали еду, лишь изредка обмениваясь холодными, ненавидящими взглядами. Ужинать разрешали в своих комнатах, и Василиса, конечно, никогда не упускала этой возможности.
Как обычно, в предпоследний день августа завтрак проходил в столовой. Несмотря ни на что, Василисе нравилось это помещение, потому что здесь было очень уютно: с невысокого потолка свисали на длинных шнурах бронзовые люстры, в большом камине, с высокой узорной решеткой, всегда горел огонь. В центре комнаты стоял овальный стол, накрытый белоснежной скатертью, а вдоль стен тянулись ряды низких деревянных буфетов, заставленных серебряной посудой. На самих стенах, покрытых неяркими полосатыми обоями, висели старинные картины в тяжелых рамах – преимущественно морские пейзажи, корабли, изображения крылатых людей. Василиса всегда садилась лицом к камину. На каминной полке стояли огромные песочные часы в виде скалы, окруженной феями с разноцветными стеклянными крыльями. Когда становилось особенно скучно, их можно было с интересом разглядывать, изучая мельчайшие детали.
Сегодня утром в столовой не было и следа привычной сонной тишины. Василиса сразу поняла причину оживления: в центре овального стола восседал отец. Он выглядел невозмутимым и немного усталым – наверное, только-только снял дорожный плащ. Хотя Нортон-старший появлялся в замке на короткое время (об этом сообщали часы в Зеленой комнате), Василиса видела его только в первый день своего прибытия в Черновод, когда они вместе осматривали замок.
– Здравствуй, Василиса, – в обычной равнодушной манере произнес отец. – Опаздываешь.
Василиса хотела ответить, да так и застыла на месте – она увидела ту, что сидела по правую руку от Нортона-старшего.
– Привет, милочка, – кисло сказала Елена Мортинова и обратила на девочку холодные ярко-голубые глаза. – Мы тебя заждались, дорогая. – Несмотря на ласковые слова, ее голос источал яд.
– Она всегда опаздывает, – тут же ввернул Норт, а Дейла в подтверждение кивнула.
– У тебя красные глаза, – заметил отец, пристально вглядываясь в лицо Василисы. – Наверняка от ветра… И часто ты летаешь?
– Она каждое утро носится над морем, хотя это запрещено! – пожаловалась Дейла. Тем не менее в ее голосе слышалась зависть, ведь только у нее в семье Огневых не было крыльев.
– Мне никто не запрещал, – огрызнулась Василиса. – Я просто тренируюсь.
– Какая наглость, – усмехнулась Елена, постукивая пальцами по своему часовому браслету. – Ты должен отдать ее в какую-нибудь закрытую школу, где царит строгая дисциплина, а за каждый проступок стегают розгами. Она воспитывалась вдали от столицы, ей не хватает изящества. В нашей школе над ней смеяться будут.
Конспект НОД по изобразительной деятельности в витражной технике «Радужное сердце»
Лариса Борисова
Конспект НОД по изобразительной деятельности в витражной технике «Радужное сердце»
Цель. Развитие детского художественного творчества через знакомство с нетрадиционными видами изобразительной деятельности.
Задачи:
Продолжить знакомство детей с техникой выполнения витражей
Формировать у детей интереса к выполнению работ в витражной технике.
Формировать умения выделять и использовать в своей изобразительной деятельности средства выразительности (разнообразие линий, узоров, контура).
Совершенствовать технические умения рисования восковыми карандашами, акварельными красками.
Развивать художественный вкус и цветоощущение.
Воспитывать у детей желание помогать, доставлять радость окружающим.
Предварительная работа:
Знакомство с историй создания витражей. Рассматривание с детьми иллюстраций с витражами.
Рисование различных линий, узоров.
Ход
Под музыку Б. Савельева «Разноцветная игра» дети смотрят в калейдоскоп.
Воспитатель: Про какой секрет говорится в песне?
(если посмотреть через разноцветные стекла, мир станет разноцветным)
— Вспомните, с каким видом искусства мы знакомились? (С искусством витражей). Что такое витраж? (ответы детей)
-А вы знаете, как появилось это искусство?
Я хочу рассказать вам одну интересную историю (когда то эту историю я прочитала в интернете, автор не указан).
Очень давно в одном французском городе жил старый художник. Он был беден. И порой ему не на что было купить еды. Художник редко выходил из дома. Заказов на картины у него не было, и он целыми днями сидел у окна своей маленькой комнаты и смотрел, как мальчишки на улице весело играют в мяч.
Однажды мяч попал в окно художника и стекло разбилось. Дети со смехом разбежались в стороны. Бедный старик не знал, что ему делать. Денег на новое стекло у него не было, ведь стекло в то время было очень дорогим. Он закрыл окно старой тканью, но сильный ветер срывал ткань с окна. Тогда художник закрывал окно картонными коробками, но они намокали от дождя. Художник заболел и не мог вставать с постели.
В один из холодных дней дети обратили внимание на окно, которое они разбили. Им стало жалко старика, и они стали собирать по всему городу кусочки старого стекла. Кусочки были разных размеров, разных цветов. И когда дети принесли это стекло художнику – он удивился, но был очень рад поступку детей.
Старик скрепил разные кусочки между собой с помощью смолы. Полученное стекло он вставил в проём окна, и в комнате сразу стало теплее.
Окно получилось очень яркое и красивое. Многие приходили посмотреть на необычное окно. Прохожие любовались и удивлялись необычному стеклу в окне.
Однажды по улице, где жил художник, проезжал знатный вельможа. Он увидел окно и воскликнул «прекрасное стекло!». Вельможа зашёл к старику и попросил его сделать такое же окно ему, пообещав хорошо заплатить. Художник согласился и сделал окно ещё лучше прежнего.
С тех пор старый художник стал очень известным человеком и получал заказы от богатых людей. А мальчишки стали его учениками, которых он учил этому ремеслу. Сначала стекло собиралось из разных цветных кусочков и скреплялось тонким металлом, а потом люди научились расписывать стекло красками. Это искусство получило своё название – «Витраж»
А как мы можем создать витраж? (с помощью восковых карандашей).
— А поможет нам художник, он прислал нам письмо с набросками. Может быть это один из учеников того самого художника!
— Что это? (сердечко)
— Почему именно эскиз сердца прислал нам художник?
Дети высказывают свои предположения:
– потому что дети не оставили художника в беде, значит у них добрые сердца.
– может его первый витраж был в виде сердца
– сейчас зима, февраль. 14 февраля – День влюбленных.
Воспитатель: ребята, а что является символом любви, добра?
Игра «Комплименты»
Дети передают по кругу игрушку – сердечко и говорят друг другу комплименты или ласковые слова.
Выполнение работ.
— Ребята, выбираем эскиз, и приступает к работе. (Напоминаю последовательность действий) — обводим контур рисунка, затем делим все на части и в последнюю очередь заливаем картину краской. Не забываем украсить и рамочку.
Итог
Посмотрите на наши работы! В какой технике они выполнены? (Витражи). Ребята, скажите, какие они? (Яркие, красочные, необычные, разные, волшебные). Предлагаю сделать выставку витражей для наших родителей.
«Техника нетрадиционной изобразительной деятельности» (рисование в технике «Сухая кисть») Рисование в технике “Сухая кисть” Обращение к искусству позволяет приобщить маленького человека к миру общечеловеческой культуры, развивает.
Конспект исследовательской деятельности на занятии по изобразительной деятельности (подготовительная группа) Конспект исследовательская деятельность на занятии по Изобразительной деятельности Подготовительная группа МДОУ №66 г. Вологда воспитатель.
Конспект НОД по нетрадиционной технике изобразительной деятельности «пластилинография» во второй младшей группе. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно — эстетическое развитие». Возраст детей: 3-4 года. Виды детской деятельности:.
Конспект НОД «Радужное море и его обитатели». Рисование ватными палочками Конспект НОД «Радужное море и его обитатели». Рисование ватными палочками. Старшая группа Описание: Конспект НОД для детей старшей группы.
Конспект образовательной деятельности но здоровью с элементами изобразительной деятельности здоровьесберегающим технологиями МУНИЦЫПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №39 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА. Интегрированное музыкально – валеологическое.
Конспект изобразительной деятельности в нетрадиционной технике аппликации «Осень в Летнем саду» Цель: Обогащать и расширять художественный опыт детей Задачи: 1. Учить нетрадиционной техники аппликации -скручивание жгутиков из бумажной.
Конспект совместной деятельности педагога и детей средней группы (ООД) по изобразительной деятельности «Одуванчик» Возрастная группа: средняя Вид (разновидности) деятельности детей: изобразительная (предметная аппликация) познавательно-исследовательская.
Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике — рисование ватными палочками «Снегирь» Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике – рисование ватными палочками (пуантилизм) «Снегирь» Пуантилизм.
Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования «Веточка остролиста» Тема: «Ветка остролиста». Программные задачи: Учить передавать в рисунке строение, форму и взаимное расположение частей объекта. Учить рисовать.
Мастер-класс по витражной росписи Витражная роспись с давних пор привлекает людей. Цветное стекло, ярко играющее на солнце, завораживает и детей и взрослых. Витражной росписи.
Михаил Савицкий «Цифры на сердце»
Юность художника совпала с годами Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года в составе десанта 345-й стрелковой дивизии он попал в Севастополь, где на протяжении всех 250 дней принимал участие в обороне города. Во время героической обороны Севастополя представлен к ордену Красного Знамени и медали «За отвагу».
В 1942 году, на пятые сутки после сдачи города, у Херсонесского маяка Савицкого взяли в плен. После содержания в симферопольской тюрьме и лагере в Николаеве он был этапирован сначала в Румынию, а потом в Германию. Ещё в Крыму он дважды пытался бежать, но оба раза неудачно.
В Германии Михаил Савицкий работал в рабочем лагере при вагонной фабрике в Дюссельдорфе. Он быстро освоил электросварку, да так, чтобы швы через некоторое время расползались. Вместе с товарищами они организовали диверсионную группу, руководил которой Георгий Иванович Корнилов – комиссар Керченского партизанского отряда имени Сталина, скрывавшегося в катакомбах.
После провала группы Михаил Савицкий и Георгий Корнилов пытались бежать во Францию, но были пойманы гестапо и приговорены к смерти. Однако казнь заменили на концентрационный лагерь Бухенвальд, где Михаила содержали в «нижнем», или «малом», лагере уничтожения. После Бухенвальда он попал на каменоломни концентрационного лагеря Миттельбау-Дора, где сооружались штольни для заводов ФАУ, а затем в концентрационный лагерь Дахау.
За организацию побега в начале апреля 1945 года и так истощенный белорусский пленный в числе двух десятков человек был приговорён к голоду в течение 21 суток. Потом его бросили в тифозный барак – оттуда он уже точно не должен был выйти живым. «Я сам, собственными глазами, видел свой скелет», – вспоминал много лет спустя Савицкий. Но для него и других остававшихся в живых произошло чудо. 29 апреля 1945-го концлагерь Дахау освободили союзные войска.
«Узник 32815», 1976 г. Холст, масло. 180 х 90 см.
Это единственный автопортрет САВИЦКОГО.
На фоне кованых ворот Бухенвальда, в верхнюю часть которых вмонтирована надпись «Каждому своё», изображён юноша в жалкой робе заключённого. По её полам пропечатаны буквы К, L – концентрационный лагерь. Маленький красный треугольник с буквой R означает – русский, политический. Под ним, как и на жетоне, подвешенном на бечёвке, – номер, под которым числился узник. Потеря жетона каралась смертью. Юноша стоит гордо выпрямившись. В его осуждающем взгляде дерзкая смелость непокорённого.
«Побег», 1974 г. Холст, масло. 250 х 120 см.
В лагерях смерти люди как могли отстаивали своё исконное право на свободу и жизнь. Постоянно из рабочих лагерей предпринимались побеги. В картине одни узники карабкаются вверх по доскам, перекинутым через провода под током, другие – падают, расстрелянные с дозорных вышек. Шаткая, на глазах разрушающаяся пирамида тел. Так трагично оборачивалась иллюзия спасения. Побеги обычно провоцировались предателями и были поводом для истребления людей.
«Поющие лошади», 1979 г. Холст, масло. 220 х 175 см.
Так назывались команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везут впряжённые в неё узники, подгоняемые хлыстами эсэсовцев. Под страхом смерти заключённых заставляли петь.
«SOS!», 1978 г. Холст, масло. 200 х 150 см.
Бухенвальд весной 1945 года. Подпольщики, коммунисты лагеря скопили оружие, смонтировали в ведре рацию. Готовилось восстание. Группа узников собралась вокруг рации. Их лица, застывшие в напряжённом ожидании, озарены светом надежды, исступлённой жажды свободы. В эфир летит сигнал бедствия «SOS!».
«Летний театр», 1975 г. Холст, масло. 150 х 200 см.
Так на жаргоне эсэсовцев назывались ямы для сожжения трупов (печи крематориев не успевали справляться с этой задачей). Тела в ямы сгребались бульдозерами. На картине машина со зловещими фарами символизирует безупречно налаженный механизм уничтожения, каким был каждый лагерь смерти. Погибшие люди напоминают поверженные античные статуи, оставшиеся вечным воплощением красоты и гармонии. Право на жизнь фашистский режим даёт только палачам. Гротескно безобразен хохочущий эсэсовец. Надеется выжить любой ценой его угодливый помощник – узник из зондеркоманды.
«Летний театр » – одна из самых скандальных картин Савицкого. На одежде узника – звезда Давида, что дало некоторым критикам право на обвинение художника в антисемитизме. Сюжет действительно можно трактовать неоднозначно. Савицкий объяснял так: «Это не помощник. Это тоже жертва. Зондеркоманды формировались из узников еврейской национальности… Узники из зондеркоманды обязательно потом уничтожались».
«Надсмотрщик», 1979 г. Холст, масло. 150 х 150 см.
Эсэсовцы формировали среди заключённых подкупленную «элиту» головорезов и садистов, которых назначали надсмотрщиками. Те подвергали узников особенно изощрённым экзекуциям, чаще всего со смертельным исходом. В картине изображён типичный эпизод на земляных работах – наказание за то, что больные, истощённые пленники не могли выполнять непосильный труд.
«Проклятье», 1979 г. Холст, масло. 150 х 150
Изображённая на картине сцена была каждодневным явлением лагерных будней. Многие узники не могли вынести нестерпимых мучений и унижений. Тогда находился наиболее простой выход – самоубийство. Со словами проклятья фашизму заключённые «шли на провод». Проводами под током огораживались лагеря.
«Мадонна Биркенау», 1978 г. Холст, масло. 180 х 120 см.
В отличие от других полотен серии, имеющих документальную основу, это построено на ассоциативно-образной символике. Над чернеющим силуэтом крематория женского лагеря Биркенау легко парит, возносится в небо Мадонна – символ всех погибших матерей. Она такая же торжествующе прекрасная, какой изображалась в живописи Возрождения. Идеал любви, красоты и материнства для мракобесия недосягаем. Он неуязвим и бессмертен. И словно возрождая жизнь, пепел сожжённых пророс скромными полевыми цветами.
«Свобода», 1987 г. Холст, масло. 200 х 140 см.
В картине изображён тот волнующий, долгожданный момент, когда советский воин открывает ворота лагерного барака и узники, ещё не веря избавлению, тесной толпой устремились к образовавшемуся светлому проёму. Бритые головы, полосатая униформа заключённых, выразительность подавшихся к выходу спин, – всё это полно ощущения страшной были, о которой рассказано в серии «Цифры на сердце». Но в смертельно удушающий мрак уже прорвался свет жизни и грядущей радости, принесённый солдатом-освободителем. Потрясённый увиденным, полный скорбного сострадания, он явился здесь как вестник добра, словно сотканный из солнечных лучей.
«Эти выжили», 1987 г. Холст, масло. 150 х 135 см.
Картина выполнена как необычный групповой портрет только что освобождённых узников – мужчин, детей. Заострённые лица с запавшими огромными глазами – множество этих глаз полны неизжитого, застывшего страдания. Маленькие мученики затравлены. Они разучились не только доверять взрослым, но и верить в добро, испытывая пока лишь робкое недоумение перед удивительным человеком из какого-то забытого ими радостного и яркого мира. Образ советского солдата, написанный в солнечно-золотистых тонах, стал олицетворением победы в страшной войне, стоившей человечеству десятки миллионов жизней, олицетворением победы добра и света.
Картины хранятся в Белорусском Государственном музее истории Великой Отечественной войны (Минск).
Урок литературы в 11-м классе по теме “Особенности раннего творчества Осипа Мандельштама”
Разделы: Литература
Цели:
- выявить особенности раннего творчества Мандельштама:
- твёрдый взгляд на вещи;
- обращение к культуре прошлого;
- свойственность считать архитектуру родственной литературе;
- научить осваивать историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия (символизм, акмеизм);
- формировать общие представления об историко-литературном процессе;
- развивать представления о специфике литературы в ряду других искусств (архитектура);
- развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного направления (акмеизм);
- развивать образное и аналитическое мышление, читательский интерес учащихся, художественный вкус, устную речь учащихся.
- совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
- воспитывать уважение к литературе и ценностям Отечественной и Мировой культуры.
Оборудование: Цитаты из статей Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизма» и В. Брюсова «Ключи тайн», оформленные на плакатах; высказывание Осипа Мандельштама: «Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, которые сами умеем построить»; фотографии Храма Святой Софии в Стамбуле, храма Собора Парижской Богоматери, портрет О.Э.Мандельштама. Слайды к уроку.
Вступительное слово учителя
1. Поэт – весь в своих стихах. Иногда стихи рождаются в счастье, иногда в глубоком раздумье о жизни и человеке, а иногда в трагических метаниях и предчувствиях чего-то страшного. Но настоящие стихи настоящих поэтов всегда даруют читателям встречу с истинным – высоким и прекрасным – искусством.
Сегодня мы начинаем разговор о поэте, личность которого достойна восхищения это – О.Э. Мандельштам. Поэт родился в 1891 году в Варшаве, вырос в Петербурге. Окончил Тенишевское училище. Учился на романо-германском отделении филологического факультета Петербургского университета. Увлекался французскими символистами, любил лирику Батюшкова и Тютчева. Первые стихи опубликовал в 1910 году в журнале «Аполлон». Дружил с Н. Гумилёвым и А. Ахматовой. В числе акмеистов входил в объединение Цех Поэтов. С новой властью в России не смирился. В 30-е годы не побоялся сказать правду о Сталине и его окружении. Первый раз был арестован в 1934 году, отбывал срок в Воронеже до мая 1937 года. Вскоре произошел второй арест. 27 декабря 1938 года погиб в лагере «Вторая речка» под Владивостоком. Сегодняшний урок посвятим раннему творчеству поэта.
2. Мандельштам начинает свой творческий путь как ученик символистов, но его вступление в литературу приходится на тот момент, когда кризис символизма уже очевиден. «Символизм закончил свой круг развития и теперь падает. – писал в статье «Наследие символизма и акмеизма» Николай Гумилёв, – На смену символизма идёт новое направление. акмеизм (от слова аксми – высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора) или адамизм (мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь. » 1 (1913 год).
Если сравнивать два направления в литературе и искусстве, символизм и акмеизм, можно увидеть две различные картины мира в представлении поэтов данных направлений. Символисты не принимают реальность – для них важен лишь мир мечты, отвлечённый, бесплотный. Читаем цитату из статьи В. Брюсова «Ключи тайн»: «Где нет тайности в чувстве, нет искусства. Для кого в мире всё просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником. Искусство только там, где… порывание за пределы познаваемого, в жажде зачерпнуть хоть каплю». 2
Акмеисты же принимают мир конкретных вещей, обыденность. Читаем цитату из статьи Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизма»: «…Непознаваемое по самому смыслу этого слова нельзя познать. Вся красота, всё священное значение звёзд в том, что они бесконечно далеки от земли и ни с какими успехами авиации не станут ближе…Всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нём более или менее вероятными догадками – вот принцип акмеизма». 3 То есть акмеистическое миросозерцание – это твёрдый взгляд на вещь. Чтобы подтвердить это, сравним два стихотворения: «Творчество» В. Брюсова (1895 г.) и «На бледно-голубой эмали» Мандельштама.
Тень не созданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне .
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене. (1895 г)
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко,
Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.
Рассуждения учащихся. Даже не зная имени автора первого стихотворения, мы сразу можем сказать, что написано оно символистом, так как всё стихотворение пронизано тайной: «тень не созданных созданий», «фиолетовые руки», «лазоревая луна», «руки» почему-то «чертят звуки», а не какие-либо знаки.
У Мандельштама же мы видим чёткую картину: ветки берёз на фоне неба, напоминающие узор на фарфоровой тарелке.
Если у Брюсова мы видим лишь фиолетовые руки творца, то у Мандельштама есть «художник милый».
У Брюсова – отвлечённый, бесплотный мир символов, а у Мандельштама –конкретное, обыденное, «вещное» – ветки берёзы, тарелка. Таинственное объясняется через земное, обычное. Первая особенность – твердый взгляд на вещи.
Учитель. Чтобы, говоря словами Н. Гумилёва, «не оскорблять своей мысли о непознаваемом более или менее вероятными догадками», Мандельштам пытается объяснить связь поэта с таинственным сверхреальным миром. (Читаем стихотворении «Я вздрагиваю от холода»).
«Я вздрагиваю от холода –
Мне хочется онеметь!
А в небе танцует золото – предмет мира сверхреального
Приказывает мне петь.
Томись, музыкант встревоженный.
Люби, вспоминай и плачь,
И, с тусклой планеты брошенный.
Подхватывай лёгкий мяч! предмет мира реального
Так вот она – настоящая
С таинственным миром связь!
Какая тоска щемящая.
Какая беда стряслась!
Что, если, над модной лавкою
Мерцающая всегда.
Мне в сердце длинной булавкою
Опустится вдруг звезда?
Размышления учащихся. «Настоящая с таинственным миром связь» установлена тогда, когда непознанное становится познанным (небо ещё не познано: всё, что с ним связано, опасно (мне в сердце длинной булавкою опустится вдруг звезда). А вот предметы мира земного (тусклая планета – Земля) лирический герой принимает (подхватывай лёгкий мяч). Влечение к материальному привело поэта к акмеизму.
Учитель. Вообще Мандельштаму свойственно всё делить на «моё» (конкретное, «вещное») и «не моё» (абстрактное).
Нет, не луна, а светлый циферблат
Сияет мне, и чем я виноват.
Что слабых звёзд я осязаю млечность?
И Батюшкова мне противна спесь:
«Который час?» его спросили здесь –
А он ответил любопытным: «вечность».
– Всё стихотворение построено на антитезе: поэт принимает конкретное, «вещное» (циферблат, час), противопоставляя это абстрактным понятиям (луна, вечность). Лирический герой Мандельштама стремится воспринимать мир осязанием (слабых звёзд я осязаю млечность).
Учитель. Ещё одно стихотворение, подтверждающее то, что влечение к осязаемому, материальному, «вещному» миру привело Мандельштама к акмеизму.
Я ненавижу свет
Однообразных звёзд.
Здравствуй, мой давний бред –
Башни стрельчатой рост!
Кружевом, камень, будь,
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.
Будет и мой черёд –
Чую размах крыла.
Так – но куда уйдёт
Мысли живой стрела?
Или свой путь и срок
Я, исчерпав, вернусь:
Там – я любить не мог,
Здесь я любить боюсь.
Размышления учащихся. В первой строфе снова чёткое деление на «моё» и «не моё». Поэт не принимает звёзды, как непознанное, называет их однообразными. Принимает высоту башни – творение рук человека. Вспоминаются слова Мандельштама: «Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, которые сами умеем построить».
Учитель. А теперь обратим внимание на вторую строфу. Здесь проявляется ещё одна особенность Мандельштама-акмеиста. Вообще, по мнению Мандельштама, поэт – строитель, зодчий. Как для строителя материалом является камень, так для поэта материалом является слово. Как зодчий способен превратить грубый необработанный камень в прекрасное архитектурное сооружение, так и поэт может превратить слово в нечто красивое. Поэт говорил, что слова должны «играть всеми своими переливами в «весёлой» перекличке между собой, как камни в соборах.» Кстати, эта аналогия и определила название первого сборника «Камень».
Обратимся к стихотворению «Айя – София». В этом стихотворении речь идёт о христианском храме, построенном во времена Юстиниана в Византийской империи, послушаем историю сооружения храма.
Стихотворение читает подготовленный ученик.
Айя-София – здесь остановиться
Судил Господь народам и цapям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи подвешен к небесам.
И всем векaм – пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов,
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон – света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего..
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
Комментарий учителя.
Базилика – прямоугольное здание, разделённое рядами колонн на три или пять проходов.
Апсида – полукруглый выступ.
Неф – продольный проход.
Трансепт – поперечный проход.
Поэт восхищается храмом, построенным ещё в 537 году, к его стенам прикасался Юстиниан, после падения Византийской империи турки-османы не посмели разрушить такую красоту. Храм по сей день стоит в Стамбуле, пережив народы и века, и ещё переживёт не одно поколение людей.
Культура воспринимается Мандельштамом как связующее начало в истории. Отсюда третья особенность его ранней лирики – обращение к культуре прошлого.
Прочитаем ещё одно стихотворение «Notre-Dame». Но прежде познакомимся с Готическим стилем в архитектуре.
Стихотворение читает подготовленный ученик.
Где римский судия судил чужой народ
Стоит базилика, и – радостный и первый
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dаmе,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
Размышления учащихся. Кому уподобляется собор в первой строфе? (Человеку (нервы, мышцы)). Однако собор – это творение рук человека, сооружение выполненное с абсолютной конструктивной точностью. Люди смогли воплотить свой «тайный замысел» – превратить камень в произведение искусства, в сложнейшую конструкцию, – о чём свидетельствует содержание второй строфы. Но эта конструкция соединяет в себе и рациональное, и непостижимое, о чём свидетельствует третья строфа, построенная на антитезе: стихийный, непостижимый – рассудочная; мощное и тончайшее; мощь – робость, тростинка – дуб. Причём в единой конструкции Notre-Dame, переплетены знаки прошлых культур: «римский судия» – знак Римской империи, «Адам» – первый человек на Земле, «душа готическая» – Средневековье, «Египетская мощь» – Древний мир, «христианства робость» – всё это изучает человек современный, живущий в пространстве культуры, сформированном многочисленными эпохами.
В заключительной строфе стихотворения чётко просматривается особенность Мандельштама считать архитектуру родственной поэзии.
…из тяжести недоброй
И я, когда-нибудь, прекрасное создам.
3. В ходе урока мы выяснили три особенности раннего творчества О. Э. Мандельштама: 1) твердый взгляд поэта на вещи: четкое деление на «моё»(конкретное, «вещное») и «не моё» (абстрактное); 2) свойственность считать архитектуру родственной литературе; 3) обращение к культуре прошлого.
Домашнее задание: На следующем уроке мы поговорим о послереволюционном творчестве Мандельштама, поэтому дома вы должны прочитать стихотворения «Век», «За гремучую доблесть грядущих веков. ». Подумать, как в этих стихах Мандельштам рисует образ эпохи, почему Век – раненый зверь превращается в Век – волкодав. Прочитать статью «Поэт и время» в учебнике (2-я часть, с. 84-87).
1 Агеносов В.В. Русская литература ХХ века. 11 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений в двух частях. – М. 1997. – Т.1 – С. 95.
2 Там же. – С. 32.
3 Там же. – С. 96.
Часы с коричневым циферблатом
С приходом осени яркие, сочные краски постепенно сменяются на более спокойные и уютные. Вдохновленные природой оттенки кофейных зерен, горячего шоколада и опавшей листвы перекочевали на ремешки и циферблаты наручных аксессуаров. Представляем пять аксессуаров, которые создадут особое настроение в новом сезоне.
Мужские швейцарские наручные часы Calvin Klein City K2G211GK
Наручные часы Calvin Klein
Наручные часы Calvin Klein City K2G211GK созданы для мужчин, живущих в ритме большого города, о чем красноречиво говорит название серии. Лаконичный аксессуар успешно впишется в любой гардероб – дополнит и деловой костюм, и более расслабленный вариант, состоящий из футболки и джинсов. Бархатный коричневый цвет кожаного ремешка и циферблата, несмотря на приглушенный оттенок, делает их заметными. В остальном все стандартно – минималистичный дизайн, ставший визитной карточкой бренда Calvin Klein, качественные материалы и надежный швейцарский механизм ETA внутри.
Мужские швейцарские механические наручные часы Frederique Constant Index FC-303C5B4
Наручные часы Frederique Constant
Мужские часы Frederique Constant Index FC-303C5B4 – абсолютный must-have любой коллекции. Элегантный круглый корпус из нержавеющей стали покрыт тонким слоем позолоты толщиной 10 микрон. Диаметр 40 мм – среднее значение, часы аккуратно сядут на большинство мужских запястий. На просторном циферблате оттенка крепкого кофе, защищенного сапфировым стеклом, разместились 13 граненых часовых индексов (12-часовая метка – двойная), а на отметке «3 часа» – окно даты, обрамленное золотистой полированной рамкой.
«Сердце» часов – механический калибр FC-303 с автоматическим заводом, собранный на 26 камнях, тактовая частота – 28В 000 полуколебаний в час, запас хода – до 38 часов. Модель поставляется на ремешке из натуральной кожи в едином с циферблатом оттенке. Часы водозащищены до 50WR – достаточный уровень для защиты механизма при повседневном использовании.
Мужские наручные часы Fossil Nate FR1424 с хронографом
Наручные часы Fossil
Брутальный аксессуар Fossil – именно то, что нужно для мужчины, ведущего активный образ жизни. Крупный корпус 50 мм в диаметре заметен – часы не потеряются на руке, он выполнен из стали и имеет IP-покрытие, придающее поверхности едва уловимый оттенок.
Землянисто-коричневый циферблат Fossil Nate FR1424 обрамлен функциональным однонаправленным безелем, на нем расположились три дополнительных дисплея. Левый и нижний отведены под показания хронографа, на правом – время в 24-часовом формате. Накладные индексы немного выдаются вперед, и возникает ощущение, будто они парят над поверхностью. Ремешок выполнен под стать общему стилю – широкая полоса материала из натуральной кожи коричневого цвета удобно обхватывает запястье и надежно фиксирует аксессуар.
Женские японские механические наручные часы Orient Happy Stream DBAE001T
Наручные часы Orient
Изящная классика, воплощенная компанией Orient, особенно понравится романтичным натурам и тем, кто предпочитает необычные аксессуары. Первым на себя обращает внимание корпус нестандартной бочкообразной формы из нержавеющей стали с золотым покрытием, который идеально гармонирует с кожаным ремешком и циферблатом насыщенных оттенков горячего шоколада. Основная черта коллекции Happy Stream – нежные, сказочные мотивы – сохраняется и в Orient DBAE001T.
Бабочки, порхающие по циферблату модели, – не только эстетичная деталь, символ радости и перемен, но и функциональный элемент. Одно из крыльев насекомого образует окно, позволяющее взглянуть внутрь и насладиться работой автоматического калибра. Задняя крышка часов декорирована лазерной гравировкой, на ней же расположилось еще одно окно – напротив колеса баланса.
Женские швейцарские наручные часы Adriatica Essence A3433.121GQ
Наручные часы Adriatica
В коллекциях швейцарского бренда вы вряд ли найдете модели в ультрасовременном, дерзком дизайне. Часовые мастера Adriatica создают преимущественно элегантные классические изделия, актуальные всегда, независимо от хода времени, делая уклон на качестве и доступной цене. Женские Adriatica Essence A3433.121GQ – пример, подтверждающий правило. Идеальный круг стального корпуса с золотым PVD-покрытием выделяется на фоне тонкого кожаного ремешка, который, к слову, благодаря темному оттенку придает запястью особую изящность. Циферблат не перегружен деталями, сохраняется строгость, а нежный блеск кристаллов привносит свежие ноты и привлекает внимание.